Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Егором Чуриным, генеральным директором аудиторской компании «Инвест-аудит», уполномоченным представителем НП «РКА» в Пермском крае

— За последние три года для рынка аудиторских услуг стала характерной тенденция ужесточения правил и контроля со стороны государства. В краткосрочной перспективе это не может не отразиться на повышении качества услуг. А как вы оцениваете нынешний вектор развития рынка?

— Совсем недавно рынок аудита находился в преддверии глобальных перемен — началась реформа аудита, вступили в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» и законодательные инициативы по переаттестации аудиторов и повышению порогов обязательного аудита. Но революции не произошло. Сейчас мы являемся свидетелями эволюционного пути развития как самой сферы аудита в России, так и аудиторской профессии.

Во-первых, происходит поэтапная дифференциация аудиторского рынка — укрупнение одних компаний и уход с рынка других. Основные игроки во всех сегментах аудита и консалтинга определились с выбором стратегии: уйти в консалтинговые ниши, расширять линейку услуг или укрупнять свой аудиторский бизнес и формировать крупные компании.

Во-вторых, становится ясно, кто диктует тенденции. В период 2011–2012 годов все ждали глобальных изменений, а именно: расширения сферы обязательного аудита, повышения значимости аудита, законодательных инициатив, таких как продления периода сдачи экзамена на единый аттестат в упрощенной форме. Но если в то время никто не понимал, откуда придут эти изменения, то 2013 год показал, что основную роль на рынке аудита играет государство. Объективно это самый крупный инвестор и собственник, а значит, и основной заказчик услуг, в том числе аудиторских. Поэтому государство и проводит политику по регулированию рынка в своих интересах. Это показали и проверки Росфиннадзора (РФН), и переаттестация аудиторов. Во многом это может вызвать определенные риски, потому что часть игроков будет ущемлена — велика вероятность ухода региональных аудиторов с рынка, при этом среднему бизнесу будет не по силам оплата услуг, например, «большой четверки».

В то же время необходимо отметить, что прошлый год характеризуется повышением качества аудиторских проверок. Появились более жесткие требования к выполнению стандартов. Такая ситуация сложилась в том числе благодаря РФН и давлению со стороны саморегулируемых организаций аудиторов (СРО), ужесточивших контроль качества аудиторских услуг. В результате аудиторские заключения становятся качественнее. Особенно это проявляется в формулировках, а также в более полном и объективном раскрытии информации в бухгалтерской отчетности. При этом и потребители стали во многом более квалифицированно подходить к выбору и получению аудиторских услуг, устанавливая обоснованные критерии в конкурсной документации по выбору аудитора.

— Участники рынка по-прежнему сетуют на демпинг и недобросовестную конкуренцию. Причем, если не брать в расчет механизмы рынка, занижение цен на услуги характерно в основном при работе с госзаказчиком. То есть, с одной стороны, государство требует от аудиторов качества, а с другой — обуславливает аудиторам работу по низким ценам (хоть и не всегда). На ваш взгляд, что меняется в этом отношении?

— Проблемы демпинга остаются очевидными, но они носят локальный характер. В основном искусственное занижение цен происходит в сфере государственных закупок. Главное, что те, кто практикуют демпинг, остаются во вчерашнем дне. За такие деньги невозможно оказать качественные услуги, какими бы маркетинговыми условиями это не оправдывалось.

На мой взгляд, сейчас главная задача показать ценность аудиторских услуг на рынке и поднять цены, поскольку значимость аудита возросла. Необходимо отметить, что стоимость аудита не поднималась в течение многих лет, и это при повышенных затратах, связанных с саморегулированием, контролем качества, переаттестацией. Серьезные клиенты — коммерческие организации — готовы платить адекватную цену за новый уровень качества, за ту значимость аудиторской профессии, которая сейчас восстанавливается.

— Какие услуги сегодня наиболее востребованы со стороны клиента?

— На определенные услуги спрос растет. Например, на услуги по международным стандартам финансовой отчетности. Также бизнес часто обращается к консультантам, чтобы получить защиту в налоговых спорах. Это определенное противодействие тем государственным законодательным инициативам, которые получает бизнес.

На экспертные услуги в области тарифообразования, напротив, спрос понизился. Отрасль ЖКХ стала жестче регулироваться государством. Поэтому теперь к услугам экспертов прибегают редко, профессиональное мнение требуется в исключительных случаях, например, когда есть споры по тарифам.

Что касается нашей компании, то 2013 год для нас характеризовался стабильным ростом. Мы постоянно развиваемся, пусть и небольшими темпами, в той степени, в какой позволяет рынок и наша маркетинговая стратегия. Самое главное, что у нас появляются уникальные разноплановые проекты в области аудита и консалтинга, новые сегменты бизнеса, а также много интересных отраслевых решений для наших клиентов. Это касается, например, трансфертного ценообразования и налогового планирования в строительстве.

— По вашему мнению, каковы краткосрочные перспективы развития рынка аудита и сопутствующих ему услуг?

— В 2014 году, по моим ожиданиям, будет продолжаться дифференциация рынка. Но серьезных прорывов не будет из-за отсутствия предпосылок в экономике.

Определенный стимул развития по-прежнему будет обусловлен внедрением МСФО, которые вошли в правовое поле России и регулируют составление бухгалтерской отчетности, а также принятием международных стандартов аудита. Это новые методологические подходы в работе, которые качественно улучшат рынок.

В стратегическом плане в будущем будет развиваться тенденция ухода от бумажного аудита. При этом подходы аудита начала XXI века, базирующегося на риске, тоже будут учитываться. Речь пойдет об аудите компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В перспективе это будет электронный аудит. Определенные задатки этого движения видны уже сейчас. Если взглянуть на историю развития аудита, мы увидим три стадии: подтверждающий, системно-ориентированный и базирующийся на риске. И в глобальной перспективе будущее все-таки за системно-ориентированным аудитом, который был распространен в XX веке.