Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансы растущему бизнесу

 


КАРТА ПРОЕКТА
Финансы растущему бизнесу

– Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во втором полугодии 2012 года по сравнению с первым?

– Во втором полугодии 2012 года рынок не демонстрировал существенных изменений. Основные игроки, оказывающие влияние на рынок кредитования малого и среднего бизнеса, планомерно развивали кредитные продукты с акцентом на микрофинансировании.

Основной тренд в сегменте МСБ – совмещение кредитного процесса со стандартным банковским ритейлом и использование розничных технологий принятия решений (скоринговые карты). Внедрение данных инструментов позволяет оптимизировать расходы и одновременно повышает доступность кредитов для предпринимателей. В настоящее время микрокредит можно оформить так же просто и быстро, как и стандартный потребительский заем. Банк «ТРАСТ» уже второй год работает с предпринимателями по скоринг-моделям.

Дополнительный драйвер развития рынка кредитования МСБ – появление нового поколения предпринимателей (поколение «Y») – активных пользователей мобильных технологий. Поведенческая модель нового типа клиентов выдвигает принципиально новые требования к кредитным продуктам. Появляется понятие «виртуальный МСБ», потребности которого и будут формировать рынок кредитования малого и среднего бизнеса в ближайшие 3-5 лет.

– Как бы вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во втором полугодии 2012 года по сравнению с первым?

– В целом спрос стабилен. Как правило, во втором полугодии наблюдается сезонный рост на уровне 10-15%. При этом более значительна динамика в сегменте микрофинансирования, который характеризуется существенным увеличением количества новых зарегистрированных МФО (практически в 2 раза по итогам 2012 года) и ростом кредитного портфеля (с 30 млрд рублей до 45 млрд рублей). На фоне роста небанковских микрофинансовых организаций продолжается развитие программ МСБ банковского сектора. Так, в 2012 году банк «ТРАСТ» выдал более 25 тыс микрокредитов на общую сумму 12,5 млрд рублей. В целом объем кредитного портфеля микрозаймов вырос до 20,1 млрд рублей.

Фактором, ограничивающим рост кредитования в секторе МСБ, является «закредитованность» данного сегмента заемщиков: более 90% клиентов имеют кредитную задолженность, мы находим их данные в БКИ. С одной стороны, это означает, что банкам необходимо пересматривать представления об идеальном клиентском профайле и корректировать кредитные правила, чтобы охватить новые целевые аудитории. С другой стороны, возникает обратный эффект в управлении рисками – правила ужесточаются для выбора лучших из «закредитованных».

– Как вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2012 году? Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

– Прирост просроченной задолженности релевантен росту объемов кредитования в целом. Безусловно, есть эффект набегающей запаздывающей волны. Существенный рост выдач в сегменте МСБ во втором полугодии 2011 года привел к формированию проблемной задолженности лишь во втором и третьем кварталах 2012 года. В целом каких-либо отраслевых дефолтов на финансово-промышленном рынке не наблюдалось.

– Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка – гарантийных фондов и МСП Банка – в 2012 году. Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)? Как вы оцениваете решение МСП Банка по запуску программы софинансирования МСБ (совместно с банками-партнерами)?

– В 2012 году МСП Банк активно развивал программы софинансирования, работая как с банками, так и с микрофинансовыми организациями. Очевидно, что деятельность таких институтов, как гарантийные фонды и МСП Банк, способствует активизации рынка. Для МФО и небольших банков это возможность получить недорогие ресурсы для развития своих программ кредитования МСБ.

Банк «ТРАСТ» работает в сегменте МСБ по розничным технологиям, что позволяет нам принимать решение по заявке в течение 10 минут и предоставлять кредиты предпринимателям на их счета физических лиц. Для таких крупных розничных игроков, как ТРАСТ, проекты на уровне 500 млн рублей и даже 1 млрд рублей – это емкость одного месяца.

На мой взгляд, первостепенными дополнительными мерами господдержки должно стать детализированное ранжирование рынка МСБ и распространение патентного налогообложения.

– Какие стратегии борьбы за заемщиков были в 2012 году наиболее эффективными? Ожидаете ли вы какие-либо значимые «перестановки» среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

– В первую очередь, появились новые каналы коммуникации: активно развивались дистанционные способы предоставления кредитов МСБ и SMM-маркетинг в социальных сетях, что позволяет  удерживать существующих клиентов и формировать лояльность молодого мобильного поколения предпринимателей. Кроме того, в сферу кредитования МСБ пришли технологии, применяемые в ритейле.

На сегодняшний день особо остро конкуренция в борьбе за заемщиков ощущается в сегменте микрофинансирования, где работают как банки, так и МФО. На этом рынке наиболее эффективными инструментами привлечения клиентов являются скорость принятия решений и процентная ставка по кредитам.

Что касается «перестановки» среди ведущих участников рынка до конца текущего года, то мы не прогнозируем изменений в пуле ведущих игроков.

– Насколько перспективной является стратегия выстраивания обслуживания МСБ по комплексным тарифным планам (предусматривающим одновременно РКО, овердрафтное кредитование и т. д.)? Насколько при этом могут расти непроцентные и процентные доходы банка по сравнению с обычной тарифной линейкой?

– Развитие непроцентных доходов является одной из основных задач, учитывая, что в настоящее время их доля составляет 15-20%. В международной практике комиссионные некредитные доходы банков достигают 50% от общего объема доходов.

Комплексные тарифы – это одно из решений в выстраивании новых подходов в обслуживании сегмента МСБ. Еще одна возможность – расширение ко-брендинговых программ с организациями, для которых малые предприниматели являются основными клиентами. В тарифные планы могут быть включены как банковские продукты, так и любые другие сервисы бухучета и финансового планирования, биллинг операторов сотовых сетей и т. п.

– Дайте свой прогноз по темпам роста кредитного портфеля МСБ по банковской системе до конца 2013 года и в 2014 году. Выделите ключевые драйверы и ограничители роста.

– Мы ожидаем сдержанный рост рынка кредитования МСБ на уровне 15-20% в год. Ключевой ограничитель роста – уровень достаточности капитализации банковской системы и необходимость дорезервирования текущих портфелей в соответствии с новыми правилами. Основным драйвером роста станет развитие новых технологий, а также новые ниши, такие как кредитование «виртуального МСБ». Например, вближайшие несколько лет на рынке появятся кредитные продукты для интернет-магазинов, работающих только онлайн. На сегодняшний день Интернет – это демополизированный рынок или, другими словами, рынок малого и среднего бизнеса.