Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

«Реформа должна в итоге привести к пенсионной модели, когда ответственность за свои накопления в первую очередь лежит на самом будущем пенсионере»

– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние пенсионной отрасли и ход реформы?

– В этом году отрасли исполняется 25 лет. Четверть века в сложных экономических условиях, при постоянно изменяющихся правилах игры, но при этом более 40 млн клиентов по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионные активы в размере 4% ВВП – это можно считать достойным результатом.

Пройден этап акционирования и вступления в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Как мы знаем, не всем удалось выдержать эту серьезную проверку на прочность, но зато в тех, кто сегодня работает, клиенты могут быть уверены и спокойны за свои пенсионные накопления. Прошлый год стал хорошим с точки зрения результатов инвестирования, а это наиболее понятный клиенту показатель эффективности нашей деятельности. Фонды стали с большим вниманием относиться к вопросам лояльности, развивать дистанционные сервисы, задумываться о необходимости повышения качества обслуживания как одном из конкурентных преимуществ.

Можно сказать, что за эти 25 лет наш сектор существенно окреп и сегодня представляет собой значимую часть финансового рынка страны. Вероятно, поэтому и внимание к нему со стороны регулятора столь пристальное. И это внимание абсолютно верное, наша деятельность касается социально значимого вопроса, и операторы, которые обеспечивают формирование и выплату пенсионного капитала, должны быть максимально надежными и вызывать доверие у граждан.

Новый этап реформы на этот раз, вероятно, изменит основы нашей деятельности, переведя формат формирования пенсионных накоплений из обязательного в добровольный. Говорю «вероятно», потому что до сих пор нет документа, финализирующего обсуждения, а видение идеологов реформы в части принципиальных вопросов меняется. Так, буквально на днях представители ЦБ озвучили возможность отказа от автоподписки ввиду отсутствия такой законодательной нормы в российском праве и предложили включать граждан в новую систему через трудовой договор. Это уже совершенно иной подход. Поэтому на данном этапе ясно одно: эта реформа должна в итоге привести к новой для нас, но принятой в развитых странах пенсионной модели, когда ответственность за свои накопления в первую очередь лежит на самом будущем пенсионере. Без личных накоплений, без понимания ответственности каждого из нас за свое финансовое будущее, без преодоления привычки надеяться на государство к классической пенсионной модели прийти невозможно, а о социалистической уже давно пора забыть. Это будет болезненный перелом для большинства граждан, но он будет, и это надо принять и научиться нам – работать в новых условиях, а людям – управлять формированием пенсионного капитала.

 – Как вы оцениваете предстоящие изменения процедуры смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию?

– Это очень важный вопрос, и хорошо, что вы его затронули. Наша позиция озвучена через НАПФ, членом которой мы являемся. Она базируется на защите интересов застрахованных лиц и обеспечении им своевременного информирования о возможной потере дохода при досрочном переходе из одного фонда в другой. Это возможно при подаче заявления о переходе текущему страховщику: только текущий страховщик обладает информацией о размере инвестиционного дохода, может в режиме онлайн предоставить застрахованному лицу выписку о состоянии счета и разъяснить риски досрочного перехода. Обладая этой информацией, клиент может оценить размер возможных потерь и принять взвешенное решение о переходе. На наш взгляд, это наиболее логичная процедура; к сожалению, данные поправки не нашли отражения в проекте, направленном на рассмотрение в Правительство РФ.

 – После консолидации активов ваш фонд стал одним из крупнейших игроков на рынке пенсионных накоплений по итогам 2016 года. Консолидация – это генеральный путь развития всего пенсионного рынка? Будет ли в новом мире ИПК место для мелких фондов? Как изменения, происходящие в формате и регулировании рынка, сказываются на инвестпривлекательности фондов для акционеров?

– Консолидация – характерная тенденция пенсионного рынка, которую неоднократно отмечал Банк России в обзорах ключевых показателей НПФ. Она стала следствием повышения регулятивных требований к НПФ. Еще одна причина – логичное желание собственников объединять фонды в целях сокращения издержек. Эти два вектора стали основными при принятии решения об объединении наших четырех фондов, которое на данный момент является крупнейшим в отрасли по масштабу одновременно консолидируемых активов: к фонду присоединены «КИТФинанс НПФ», НПФ «Наследие», НПФ «Промагрофонд» – в общей сложности 4,8 млн клиентов. Количество клиентов в объединенном фонде превысило 6 млн человек, объем пенсионных накоплений составил 425 млрд рублей, пенсионных резервов – 16 млрд рублей. И это действительно вывело НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» на лидирующие позиции в отрасли. По итогам 2016-го НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» и присоединенные фонды показали лучшие результаты по доходности инвестирования пенсионных накоплений: НПФ «Промагрофонд» – 13,58%, НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления» – 13,16%, «КИТФинанс НПФ» – 12,92%, НПФ «Наследие» – 11,26%. Также фонд вошел в пятерку НПФ по размеру среднего пенсионного счета клиента и по количеству застрахованных лиц, получающих различные выплаты за счет средств пенсионных накоплений (более 36 тыс. клиентов уже получают выплаты в НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления»). Мы понимаем, что позиция лидера – это и иные возможности, и иная ответственность. Как ключевой игрок фонд будет принимать активное участие в реформировании пенсионной системы, выступать экспертом в публичных дискуссиях, отстаивая интересы своих клиентов в отношении формирования пенсионного капитала.

Дальнейшее укрупнение в отрасли неизбежно. Небольшие пенсионные фонды не приносят акционерам прибыли: в лучшем случае они имеют нулевую рентабельность, другие являются исторически дотационными (например, некоторые кэптивные). Если не брать во внимание последние (здесь речь о социальной ответственности бизнеса, которую он, возможно, и в дальнейшем готов дотировать), то у малых фондов два пути.

Первый – это наращивание доли в отрасли, в том числе за счет покупки и присоединения других малых НПФ, но это требует глобальных затрат, к тому же сегодня небольшому фонду практически нереально конкурировать с крупными представителями индустрии. Поэтому наиболее вероятен второй вариант – продажа фонда одному из рыночных игроков. Любой из этих вариантов ведет к укрупнению НПФ и, соответственно, дальнейшей концентрации. Кроме того, постоянно ужесточаемые требования к НПФ в части риск-менеджмента, состава капитала, введения фидуциарной ответственности влекут за собой серьезные расходы со стороны фондов. Мелкие НПФ также не могут себе этого позволить, но и не могут не соответствовать требованиям регулятора, то есть мы опять сталкиваемся с необходимостью продаж НПФ и их объединения.

 – Вы упомянули фидуциарную ответственность: как вы оцениваете инициативу ее введения? Какой формат инвестполитики для НПФ в связи с этим представляется вам оптимальным? Как это может сказаться на взаимодействии НПФ с УК? Изменятся ли в результате возможности фондов как стратегических инвесторов в экономику страны?

– На наш взгляд, введение фидуциарной ответственности может серьезно повысить уровень доверия к НПФ со стороны застрахованных лиц. Именно нам клиенты доверяют пенсионные накопления, именно с нами взаимодействуют в течение всего многолетнего периода накопления и на этапе выплат, и логично, что именно нас они призовут к ответу в случае неудовлетворительного результата инвестирования. При этом хотелось бы, чтобы подобные поправки носили двусторонний характер и указывали не только на то, что теперь должен делать фонд, но и за счет каких ресурсов. Фидуциарная ответственность влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на НПФ, а из трактовки текущего варианта законопроекта следует, что источник покрытия новых расходов – собственные средства фонда. Консолидированная позиция фондов – членов НАПФ была озвучена нашей СРО и направлена на рассмотрение регулятору. Она предполагает следующую процедуру формирования доходов: постоянная часть – 1% СЧА и переменная, как и сейчас, – в пределах 15% от инвестиционного дохода, обеспечиваемого УК. Эта инициатива, к сожалению, не была принята, вопрос поправок в систему вознаграждения НПФ отложен. Кстати, поэтому и во взаимоотношениях с управляющими компаниями ничего не изменится. Если бы предлагаемый НАПФ порядок формирования дохода фонда вступил в силу, то фонд мог бы сам распределять вознаграждение между управляющими компаниями и специализированным депозитарием и установить фиксированное вознаграждение для УК, что принято в международной практике. Поскольку данные изменения не приняты, схема вознаграждения остается прежней.

Вопрос инвестирования в инфраструктурные проекты не связан с новациями в части фидуциарной ответственности. Да, в ходе обсуждения законопроекта Банком России была озвучена возможность не связывать вознаграждение с результатом инвестирования, что позволило бы обеспечивать доходность на длительном периоде инвестирования, допуская при этом на промежуточных этапах убытки. Но данный вектор обсуждений не получил развития.

В связи с введением с 1 января 2017 года Отраслевых стандартов бухгалтерского учета (ОСБУ) у негосударственных пенсионных фондов появилась возможность инвестировать средства в долгосрочные облигации. ОСБУ позволяют вести учет по амортизированной стоимости долгосрочных облигаций, в отношении которых существует намерение удерживать их в портфеле в течение обозримого периода и не проводить активные торговые операции с данными бумагами. Это дает большой потенциал: негосударственные пенсионные фонды имеют возможность приобретать долгосрочные облигации с целью получения стабильного купонного дохода. Это делает инвестиции в инфраструктурные проекты интересными и выгодными. Для нашего фонда это особенно актуально: мы считаем, что инвестиции должны не только обеспечивать высокий уровень дохода, но и приносить пользу всему обществу, способствовать развитию национальной экономики и улучшению текущего качества жизни населения, сохранению окружающей природной среды. На текущий момент объем инвестиций фонда в социально значимые проекты составляет 21,3 млрд рублей.

 – По вашему мнению, будет ли способствовать введение ИПК созданию нормально функционирующей и отвечающей современным вызовам пенсионной системы в России? Как эта реформа в случае ее реализации скажется на деятельности и перспективах НПФ?

– Уже упомянул ранее, что законопроект до сих пор не представлен к обсуждению, а параметры концепции кардинально меняются, поэтому комментировать сейчас эту тему – неблагодарное дело: мы не представляем, какой вектор примет дискуссия завтра; когда будут приняты изменения, тоже непонятно. Получается, что еще какой-то неопределенный период нам придется жить в системе координат ОПС. Это время, когда НПФ, по-прежнему, необходимо привлекать клиентов, а застрахованные лица, к сожалению, оказались заложниками ситуации, когда новые взносы не поступают и ощутимого увеличения накоплений нет. И тут возникает вопрос необходимости маркетинговых ограничений.

 – Кстати, недавно АНПФ выступила с инициативой отмены ограничений на маркетинг для фондов. Какие преимущества это может дать клиентам фондов и отрасли в целом?

– Да, инициатива АНПФ направлена на поддержание участия граждан в действующей системе обязательного пенсионного страхования и стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Снятие ограничений уже давно назрело. Если на стадии формирования рынка ОПС, когда не существовало системы гарантирования, оно объяснялось обеспечением защиты прав и интересов застрахованных лиц, то сегодня практической необходимости в нем нет. Фонды прошли серьезную проверку ЦБ, вступили в АСВ, контроль со стороны регулятора постоянно ужесточается, о чем мы сегодня уже говорили, то есть интересы клиентов НПФ достаточно хорошо защищены. Поэтому накладывать еще и маркетинговые ограничения, наверное, уже излишне.

Помимо этого, маркетинговые ограничения не позволяют нашим пенсионным продуктам конкурировать с предложениями других финансовых институтов, в которых практически всегда речь идет о прогнозируемой доходности, а также они включают в себя какие-то дополнительные бонусы, делающие продукт более привлекательным для клиента.

 – Какие инструменты в нынешних условиях вы считаете оптимальными для инвестирования пенсионных накоплений?

– При выборе стратегии всегда следует понимать потенциальную степень риска и уровень доходности, который возможен, оценивать ликвидность и так далее. Соблюдая баланс между степенью риска и доходностью, нам удается достигать высоких результатов инвестирования. Мы по-прежнему придерживаемся взвешенной политики, обеспечивая сохранность и доходность пенсионных накоплений. Поэтому наш выбор – облигации, хотя стоит понимать, что в условиях снижения инфляции и ключевой ставки доходность по ним тоже может снижаться, впрочем, как и по депозитам. И в связи с этим мы также нарастили долю акций, сейчас их в портфеле около 10%. Выбор акций проводится на основе оценки потенциала их роста.