Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Медицинское страхование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Медицинское страхование в России
Кирилл Бровкович

В чем Вы видите основные недостатки существующей системы медицинского страхования? Какие существуют возможные пути решения этих проблем?

На мой взгляд, основной недостаток, или, скорее, противоречие, нынешней системы медицинского страхования – это отсутствие четкой границы между ОМС и ДМС. Предположу, что государство осознает это противоречие, но пока не готово его устранять.

Поясню свою мысль. Основной закон нашей страны, Конституция, гарантирует гражданам всеобщее равное право на бесплатную медицинскую помощь на всей территории РФ. Очевидно, что единственно возможная платформа для реализации этого конституционного права – система ОМС. Это – декларация, но в реальной жизни тезисы о гарантированности, общедоступности и всеобщем равном праве работают через раз. Причины этого ясны.

Во-первых, средства системы ОМС ограничены. Нельзя дать всем все, потому что всего на всех не хватит. Во-вторых, субъекты РФ не равномерны по своему экономическому развитию, доходам. Соответственно бюджеты на ОМС у них разные. В системе ОМС всегда будет локальное недофинансирование отдельных зон.

Если логически развивать эти мысли и быть до конца откровенными, придется констатировать, что далеко не любую необходимую медицинскую помощь в России можно получить бесплатно. Но признать, что часть медпомощи необходимо выводить из ОМС и, соответственно, проводить четкую грань между ОМС и ДМС, – это политически не простое решение.

Каковы, по Вашему мнению, основные принципы эффективно работающей системы медицинского страхования? Чего не хватает системе российского медицинского страхования, чтобы она стала эффективной?

Если мы говорим именно об эффективности, то базовым принципом построения системы медицинского обеспечения должна быть рациональность. В успешной модели медицинского страхования государственные расходы должны коррелироваться с потреблением услуг.

Какие необходимы изменения на законодательном уровне, на уровне страхового сообщества и страховых объединений, чтобы система медицинского страхования стала более эффективной?

Ответ на этот вопрос вытекает из вышесказанного: четкое разграничение систем ОМС и ДМС. Должны быть четко прописаны границы на уровне классификаторов и перечня услуг, определен минимально гарантированный набор услуг и расширительный перечень. Когда это будет сделано, исчезнет конфликт между ОМС и ДМС. Также исчезнет возможность для злоупотреблений, когда одна и та же услуга сначала оплачивается по ДМС, а потом делается попытка выставить счет государству на возмещение стоимости этой же услуги еще и через ОМС.

Законодательное разграничение ОМС и ДМС позволит грамотно их сочетать в составе страховых программ, грамотно разделять потоки ОМС и ДМС внутри лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Тогда ЛПУ смогут и побороться на конкурсах за госзадания по ОМС, и составить себе бизнес-планы по привлечению клиентов на дополнительные услуги в рамках программ ДМС. Как только эти границы будут проведены, вместо хаотичного деления денежных потоков по двум параллельным системам можно будет перейти к системному и гармоничному развитию медицинского обеспечения.

Какие изменения необходимы на уровне страховой компании, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке медицинского страхования?

Конкурентные преимущества сегодня имеют страховые группы, в составе которых работают две отдельные компании, одна из которых занимается ОМС, а вторая – ДМС. Группа должна иметь общий управленческий центр, который централизованно и оперативно контролирует работу обеих страховых компаний. Такая диспетчеризация возможна при условии внедрения хорошей медицинской информационной системы и работы с клиентами на основе электронных медицинских карт.

Отмечу также, что эта схема может быть более успешно реализована страховыми компаниями, работающими в составе крупных холдингов и имеющими большую лояльную базу корпоративных клиентов. Такие клиенты привыкли, что их обслуживают «свои» страховщики, которые обеспечивают им гарантированно высокое качество услуг. Они не будут сопротивляться идее передачи своих данных для формирования электронных медицинских карт.

И наконец, ключевой вопрос – надо ли добавлять в эту гармоничную картину собственное ЛПУ? Большинство крупных страховых групп отвечают на этот вопрос: «Конечно, да». В их понимании настоящий мощный синергетический эффект возможен только при сочетании потоков ОМС и ДМС на базе контролируемых медучреждений, которые не отказываются общаться по электронному интерфейсу, отчитываться об экономической обоснованности назначенных процедур, проводить сверки, участвовать в контрольных мероприятиях.

В системе «Транснефть» сейчас обсуждается целесообразность создания примерно такой же конструкции, но очень четко адаптированной под потребности именно нашей системы. Если будет принято решение о реализации такого проекта, то мы пойдем по пути не создания собственных ЛПУ в крупных городах, а займемся организацией разноуровневых пунктов оказания медицинской помощи в регионах с ограниченной инфраструктурой. Кто-то должен создавать медицинскую инфраструктуру в регионах, где ее нет. Кроме того, именно в таких местах живут и трудятся более половины от общей численности работников системы «Транснефть».

Какие модели бизнеса по медицинскому страхованию Вы можете выделить? Какие из них являются наиболее перспективными?

Одну из удачных моделей я только что описал. Также есть компании, которые занимаются исключительно ОМС и делают ставку на широкий региональный охват. Некоторые страховщики выстраивают бизнес по ДМС с розничными клиентами с открытого рынка. Многие считают такую модель изначально обреченной на провал, но, наверное, при грамотном подходе можно и ее сделать экономически эффективной. В конце концов, присутствие компаний с разными бизнес-моделями хорошо сегментирует рынок и позволяет каждому работать в своей нише.

На Ваш взгляд, возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям может сделать систему медицинского страхования в России более эффективной? За счет чего?

Основная функция страховщиков – это работа с рисками. Она требует четкой тарификации, которая в нынешнем хаосе вряд ли возможна. В начале пути надо все-таки провести грань между ОМС и ДМС, пожить немного в новой системе координат, понять, как перераспределились финансовые потоки. Мы даже сейчас не знаем реальных объемов и количества транзакций в системе ОМС. Классический пример скрытых транзакций – лечение людей в регионах через московскую систему ОМС. Когда все потоки будут видимы и понятны, когда по ним появится нормальная отчетность, можно будет гордо переходить к классической рисковой медицине. Не только в ДМС, но и в ОМС.

Еще один важный момент. Говоря о переходе к рисковой медицине, надо четко определиться, что мы под этим имеем в виду. Кто занимается тарификацией услуг, являются ли обязательства страховщика условными или безусловными? Кроме того, любой социально значимый вид страхования – а медицинское страхование таковым по определению является – должен иметь понятные гарантийные механизмы. Кто будет отвечать по обязательствам тех страховщиков, которые войдут в систему рискового медицинского страхования, но по дороге не справятся с управлением? На все эти вопросы еще на старте должны быть даны очень четкие ответы.

Какие программы ДМС, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными? Как будет развиваться сотрудничество страховщиков с медицинскими учреждениями в рамках ДМС?

В системе медицинского страхования у страховщиков и у клиентов немного разные интересы. Страховщик хочет работать с богатым клиентом, который привык к хорошему качеству, готов за него платить и, ко всему прочему, сам очень бережно и ответственно относится к своему здоровью. С такими клиентами очень интересно работать, для них можно создавать отличные программы с разноуровневым сервисом. Если говорить об интересе клиентов, особенно розничных, то они часто противоположны интересам страховых компаний. Для них соотношение «цена – качество» – это «минимум денег за максимум услуг». И поскольку интересы этих сторон не совсем совпадают, то выстраивая перспективные программы надо выходить на интересы стороны, которая находится на уровень выше и клиентов, и страховщиков. А это – государство.

Что может стать драйвером развития рынка медицинского страхования?

Правильный подход к развитию страхования, учитывающий интересы государства, – это развитие медицины в увязке с долгосрочным страхованием жизни. Причем очень хорошие экспериментальные площадки для этого – крупные холдинги и корпорации, располагающие большими базами лояльных клиентов. Внутри корпораций возможна реализация сложных комплексных страховых программ общей протяженностью в 10-15 лет, сочетающих в себе ОМС, ДМС и долгосрочное страхование жизни. Для корпораций – это отличная возможность удерживать грамотных профессиональных сотрудников и формировать имидж социально ответственных компаний.

Кроме того, при реализации 15-летних комплексных программ у страховщиков появится железный мотив реагировать не только на возникающие болезни, но и сочетать лечение с профессиональными и иными осмотрами, диспансеризацией, выстраиванием комплекса профилактических мероприятий. А это уже переход от лечения по факту возникновения заболевания к превентивной медицине. И здесь мы выходим на решение серьезных государственных задач: по улучшению здоровья нации, повышению среднего срока жизни, росту качества жизни, снижению количества больных разными заболеваниями и т.д. Кстати, решение таких государственных задач можно сделать долгосрочными заданиями губернаторов. Ведь оценивать эффективность их работы можно не только по росту рейтингов инвестиционной привлекательности регионов, но и по тому, как они работают с самым главным – с людьми.