Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили?

Прежде всего, хочется отметить, что вступление в силу 353-го закона – это положительный шаг в общем развитии рынка потребительских кредитов и займов. Данный закон поспособствует защите потребителя и избавит рынок от недобросовестной конкуренции, что значительно улучшит рыночную конъюнктуру.
Одна из сильнейших сторон этого закона – реализация индивидуальных условий в едином формате. Теперь каждая компания обязана предоставлять данные о своем продукте в едином формате. И это правильно, так как у каждой организации свое отображение процентов. К примеру, реклама одной финансовой компании обещала займ под 0%, а чуть ниже мелким шрифтом была приписка, что эти условия действуют только в течение первых 2-х дней. Это достаточно легко вводило в заблуждение даже искушенного потребителя. После вступления в силу нового закона все компании начали представлять информацию в одном и том же формате. Благодаря этому, клиенты могут легко сравнивать предложения различных финансовых организаций и выбирать самые выгодные для себя условия. Поэтому компании с лучшими условиями для своих потребителей окажутся в наиболее выгодном положении. Такие организации, которые оценивают риск лучше других и предлагают более привлекательные условия, должны поощряться на рынке. Это выгодно для всех сторон: и для потребителей, и для экономики.
Что касается слабых сторон закона, то тут нельзя предугадать все варианты развития событий. Вполне возможно, что на рынке будут игроки, которые сумеют обнаружить брешь в законе. Но пока ничего определенного сказать нельзя, время выявит все недостатки, если они есть. На качестве портфеля вступление в силу закона 353-ФЗ не отразится. Скорее, здесь присутствует влияние общего макроэкономического положения в стране и качество оценки заемщиков. Что касается темпа роста портфеля, конечно, есть вероятность, что он замедлится. Но нельзя утверждать, что закон серьезно мешает развитию на рынке, так как формулировка закона направлена на конкурентную борьбу на рынке и позволит игрокам осуществлять свою дальнейшую деятельность. Возможно, что произойдет консолидация рынка, вследствие которой отсеются слабые игроки. Но, опять же, это можно причислить только к положительной динамике.

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения.

Так как изменилась форма оферт и индивидуальных условий, процесс оформления заявки также претерпел метаморфозу. Сегодня клиент предоставляет подписанную заявку, в ответ на которую мы озвучиваем индивидуальные условия и даем 5 дней на размышления. В рамках всего этого можно выделить изменения в форме, процессе рассмотрения, порядке погашения кредитов и начисления штрафов. Это и является ключевыми моментами – форма индивидуальных условий, порядок погашения займов и начисление штрафов.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков (в т.ч. за счет выдачи микрозаймов бизнесу)?

 

Что касается компании «MoneyMan», мы останемся в нашем сегменте краткосрочных займов и направим все усилия на привлечение новых клиентов. Кроме того, в рамках группы мы запустим кредитование на приобретение товаров, как в обычных, так и в Интернет-магазинах. Но это, скорее, следующий шаг развития компании, нежели вопрос снижения рисков для «MoneyMan». В принципе, те риски, что сейчас присутствуют в компании, вполне приемлемы. Поэтому наша задача на данный момент – это наращивание портфеля.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

С нашей точки зрения, сегмент онлайн-продаж будет расти, так как в наших планах увеличение сроков и суммы займов для постоянных клиентов. Таким образом, мы сможем привлечь большее количество потенциальных заемщиков. Также осуществляется постоянное совершенствование сервиса, добавляются каналы погашения и выдачи денежных средств. К примеру, недавно была подключена платежная система Юнистрим. Эти нововведения способствуют расширению круга целевой аудитории. Помимо этого, мы начали привлекать клиентов при помощи офлайн-брокеров в рамках нашей партнерской системы, куда может вступить любой желающий и предлагать наши услуги потенциальным покупателям. Благодаря этому, будет налажена взаимосвязь между офлайн клиентами и онлайн сервисом. Кроме того, мы запустили мобильную версию сайта, что сделало услугу более комфортной в использовании.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

С увеличением конкуренции на рынке ставки будут падать. И мы также планируем дальнейшее снижение ставок. Это уже делается для наших новых клиентов, а в перспективе собираемся снижать ставки и для своих постоянных заемщиков. Вполне возможно, что такая динамика будет по всему рынку. Это связано с тем, что увеличение конкуренции влечет за собой падение ставок.

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

В процентном соотношении займы до зарплаты будут расти больше всего. Если говорить об абсолютных величинах, то опережающими темпами будут расти микрозаймы бизнесу и потребительские микрозаймы. Наша компания будет ориентироваться на займах до зарплаты и на краткосрочных потребительских микрозаймах.

Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке?

Если говорить об офлайн-игроках, то их расходную часть поможет снять автоматизация бизнеса. Бизнес таких игроков усложнен слишком большими расходами при выдаче займов, а снижение расходов позволит улучшить рентабельность бизнеса. А снижение расходов обеспечивается автоматизацией процесса. Если же рассматривать сокращение издержек для онлайн-сегмента, то оно выражается в оптимизации обработки заявки, скоринга и привлечения клиентов. Поработав над этими составляющими, мы сможем снизить расходы.

Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании?

В целом по рынку платежная дисциплина заемщиков ухудшилась. Многие компании говорят об увеличении случаев невозврата. В нашей же компании ситуация другая. Мы продолжили совершенствование нашей скоринговой модели, качество портфеля у нас продолжало расти в течение всех этих месяцев, поэтому теперь мы делаем акцент на рост портфеля.

Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Ключевой недостаток – это отсутствие соответствующего резервирования с налоговой точки зрения. На данный момент требования по резервированию обсуждаются и вносятся в законодательство. Для МФО, по нашему мнению, должны быть приняты соответствующие меры резервирования. Нельзя к МФО применять банковские методы резервирования, так как в МФО более высокие риски, а портфели по качеству хуже, чем у банков. Это и является одним из самых значимых недостатков существующего законодательства. Однако многое уже было сделано в этом направлении и в сфере развития онлайн-бизнеса, внедрена возможность подписания договоров дистанционно. Конечно, есть над чем поработать, но в целом все идет в правильном направлении для того, чтобы рынок МФО стал более прозрачным.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

К сожалению, на протяжении последних нескольких месяцев в России наблюдалось ухудшение инвестиционного климата, связанное с внешними политическими и экономическими факторами, которые не относятся к рынку МФО. Это снизило круг потенциальных иностранных инвесторов. Поэтому привлечение средств усложнилось из-за снижения количества источников финансирования. Безусловно, как и любые другие компании на рынке, мы постоянно ищем новых инвесторов и средства для инвестирования в портфель. Потенциальные источники в нашем случае – это прежде всего инвесторы из России. К нашим источникам финансирования могут быть причислены фонды, частные лица и банки.