Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан) Банки (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Интервью с Андреем Бахваловым, главным исполнительным директором ООО «Домашние деньги»

«По результатам уже первого этапа реформы рынок микрофинансирования стал более инвестиционно привлекательным»

 – Каковы основные итоги 2017 года для компании?

– Год был интересным, ярким и богатым событиями. Пожалуй, самым важным для рынка стало разделение его на МФК и МКК. Статус МФК получили только крупные компании, подтвердившие наличие капитала не менее 70 млн рублей, а, как следствие, возможность привлекать средства от физических или юридических лиц. По итогам года их не более 60 компаний, то есть 2,5% от общего количества МФО. Мы, кстати, стали одними из первых в стране, кто получил от регулятора статус микрофинансовой компании. С уверенностью можно сказать, что микрофинансовые организации стали полноценными участниками всего финансового процесса страны. Кроме того, в этом году рынок стал более инвестиционно привлекательным. За год количество инвесторов физических лиц выросло в среднем на 20%, а в некоторых регионах темпы прироста достигают 40%. При этом все чаще премиальные клиенты банков (с чеком выше 10 млн рублей) рассматривают крупные МФО в качестве инструмента для приумножения своего капитала.

В прошлом году мы сделали важный шаг на пути к очередному этапу своего развития – приступили к процессу монетизации своей агентской сети, запустив совместные проекты с партнерами. Основными из них стали: телемедицина, юридическая помощь, привлечение клиентов и оформление продукта, как собственного, так и банковского, в рассрочку.

Важным событием для нас также стало то, что команда московского офиса Швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ оценила нематериальные активы (НМА), принадлежащие ООО «Домашние деньги» и используемые им, на сумму свыше 7,3 млрд рублей. Мы стали первыми на рынке микрофинансирования, кто произвел подобную оценку.

 – Каким образом на бизнесе компании скажутся озвученные регулятором предложения по дальнейшему ограничению предела начислений и ставок по микрозаймам?

– Предложенные ЦБ меры отразятся на большинстве игроков – при максимальном уровне ограничений на рынке МФО останется только два сегмента POS (+ рассрочка) и потребительские займы до одного года.

При введении 2,5-кратного коэффициента и ставки 1,5% в день с рынка микрофинансирования уйдут все серые и неэффективные игроки, что станет, безусловно, положительной тенденцией как для отрасли, так и для заемщиков. При этом офлайн-компании, выдающие займы «до зарплаты» до 30 тыс. рублей на срок до одного месяца, продолжат свою деятельность при некотором снижении маржинальности. Таким образом, для рынка установление 2,5-кратного коэффициента можно считать наиболее комфортным.

Следуя дальнейшему плану регулятора, с 1 июля 2019 года будет введен 2-кратный коэффициент, а ставка будет определена на уровне 1% в день – при такой ситуации МФО, выдающие «короткие» займы в точках продаж, перестанут существовать, а среди онлайн-игроков смогут выжить только самые передовые и высокотехнологичные компании, однако они будут работать уже в условиях низкой маржинальности. В рамках последнего этапа по введению ограничительных мер будет установлен 1,5-кратный коэффициент со ставкой 1% в день. Это наиболее жесткое ограничение, так как в подобном случае с рынка уйдут все компании, выдающие займы «до зарплаты», то есть порядка 1 тыс. МФО.

На этом этапе определенное влияние в части снижения маржинальности бизнеса почувствуют и компании, работающие в сегменте installment.

Если говорить о специализированном продукте, предлагающем выдавать 10 тыс. рублей на 15 дней и устанавливающем максимальную переплату в 3 тыс. рублей, то он может быть применим только к очень узкому кругу заемщиков, дефолтность по которым не превышает 5%. Однако при введении максимального фиксированного уровня переплаты вероятность удержать дефолтность портфеля на столь низком уровне крайне мала – у заемщика появится возможность погасить ссуду не в течение двух недель, а, например, через месяц или год, при этом сумма неустойки останется неизменной. Данное предложение имеет право на жизнь, но оно не является альтернативой займам «до зарплаты».

На сегодня существует риск, что в ближайшем будущем мы увидим резкий прирост серых игроков, что сведет на ноль всю ранее проделанную работу по очистке рынка, – потребность населения в займах находится на высоком уровне, а с ужесточением требований банков к клиентам количество потенциальных заемщиков МФО выросло в разы. В реалиях, когда большинство МФО перестанут функционировать, население вынуждено будет идти к тем, кто ведет свою работу вне правового поля.

 – Планирует ли группа компаний выход на другие сегменты микрофинансового рынка в 2018–2019 годах из-за наблюдаемых регулятивных ужесточений в отношении сегмента микрозаймов ФЛ? Насколько перспективны смежные направления деятельности и продукты (например, IT-платформы, франшизы, продажа «конвейерных» решений, более «длинные» микрозаймы с пониженной доходностью, розничные агентские продажи финансовых услуг)?

– Как было отмечено ранее, ужесточение регуляторных мер в основном скажется на компаниях, работающих в сегменте «до зарплаты», наша компания представлена в сегменте installment. Поэтому в ближайшие год-два мы продолжим процесс развития комиссионного бизнеса компании, как за счет расширения старых проектов, так и благодаря запуску совершенно новых продуктов. Ожидается, что в 2018 году порядка 50% прибыли нашей компании будет приходиться именно на комиссионные продукты.

 – В какой мере на рынок повлиял закон о коллекторских агентствах? Прокомментируйте влияние этого закона на бизнес МФО в России.

– Вступление в силу 230-ФЗ в большей или меньшей степени отразилось на всех игроках финансового сектора: на банках, МФО и, конечно, на самих коллекторских агентствах. На сегодня кредитор и взыскатель ограничены в наборе и частоте действий. Так, они не могут контактировать с должником больше разрешенного количества раз – не более одного в сутки (данное ограничение касается прежде всего звонков и голосовых сообщений с напоминанием о наличии долга). При этом закон, к сожалению, не определяет понятия «контакт» и не учитывает текущего качества связи, вынуждающего осуществлять перезвоны в виду многочисленных ее обрывов, а иногда и просто по просьбе самого должника. На практике многие должники используют закон как возможность избежать контактов и пытаются уйти от ответственности. Таким образом, в 2018 году финансовый сектор ожидает, что будут приняты поправки, которые восстановят баланс интересов между всеми сторонами.

Если говорить о влиянии 230-ФЗ на нашу компанию, то мы, скорее, являемся исключением, так как бизнес-модель подразумевает контакт с заемщиком на дому, – это касается как процесса одобрения займа, так и взыскания.

 – Начало 2018 года ознаменовалось вступлением в полную силу требований по созданию резервов по просроченным займам. Как завершение льготного периода сказалось на вашей компании? В какой степени, по вашему мнению, резервные требования отразятся на участниках рынка (приросте портфелей, капитала, прибыли в 2018 году)? Насколько труднее выполнить нормативы НМФК компании, входящей в число лидеров рынка, чем небольшому игроку?

– Начисление резервов компанией «Домашние деньги» уже происходит в рамках графика, прописанного ЦБ, и продолжится в рабочем режиме в соответствии с требованием Центробанка. Так что для крупных компаний, подобных нашей, работающих по стандартам ЦБ, значительных изменений не ожидается. Что же касается рынка в целом, то повторюсь, что все инициативы ЦБ направлены в первую очередь на очищение сектора, а следовательно, на защиту интересов потребителя. 

В силу экономической нестабильности на протяжении последних двух лет на рынке МФО в целом повысился уровень дефолтности, однако нам удалось существенно улучшить этот показатель. На сегодня уровень просроченной задолженности не превышает 20%.

Во многом таким результатам компания обязана собственным IT-разработкам и уникальной системе скоринга, сочетающей бизнес-процессы банка-монолайнера и коллекторского агентства. Такая модель позволяет компании максимально эффективно выстраивать процесс от выдачи займа до его взыскания. Кроме того, компания успешно использует технологии снижения уровня просроченной задолженности через инструменты pre-collection, позволяющие удерживать в графике выплат даже наименее платежеспособных заемщиков.

 – И спользует ли компания показатели Debt-to-Income / Payment-to-Income при оценке платежеспособности заемщика? Какой уровень этих показателей является предельным, исходя из сложившейся практики в вашей компании?

– Безусловно, мы используем данные показатели при оценке платежеспособности заемщика. Несмотря на ошибочное мнение многих экспертов, что микрофинансовые компании выдают займы всем без разбору, уровень PTI (доля дохода, отдаваемого на погашение ранее оформленного займа) в нашей компании не превышает 17%. Важно отметить, что на протяжении пяти лет он не претерпел никаких существенных изменений. Напомним, что аналогичный показатель в банковском секторе достигает 25–30%.

 – Выдает ли ваша компания микрозаймы тем, кто имеет кредит (-ы) в банках? Как изменилась динамика выдач подобным заемщикам на протяжении последних двух лет?

– Безусловно, у нас есть такая категория клиентов, которые имеют просроченный кредит в банке и заем в МФО.

Как показывается статистика, 40% клиентов МФО имеют испорченную кредитную историю, 8% имеют просроченную задолженность до 30 дней (однако она уже не является технической), 20% по определенным причинам (низкий доход, непостоянное место работы, отсутствие филиала банка в населенном пункте) обращаются сразу в МФО, 18% имеют положительную кредитную историю. Стоит отметить, что 14% клиентов МФО не смогли получить кредит в банке по причине отсутствия кредитной истории.

Надо понимать, что аудитория банков и МФО разная. Микрофинансовые организации в силу особенности бизнеса работают с менее платежеспособным населением: здесь средний ежемесячный доход не превышает 30–40 тыс. рублей на семью, и зачастую клиенты не могут его официально подтвердить.

Понимая все эти риски и стремясь удерживать портфель на должном уровне качества, мы внедрили в работу уникальный метод оценки – визуальный скоринг. Несмотря на простоту и отсутствие под ним каких-либо технологий, он позволяет достичь высоких результатов в оценке заемщика. В ходе него специалист оценивает состояние жилья, ориентированность клиента в районе проживания, поведение в квартире и так далее. Подобный метод позволяет избежать ситуации, когда заемщик снял недвижимость на пару дней для того, чтобы после одобрения суммы исчезнуть из поля зрения кредитора. Благодаря визуальному скорингу, МФО удается пресечь оформление мошеннических займов. Каждый месяц анкета визуального скоринга дополняется новыми вопросами. Именно визуальный скоринг позволяет с точностью определить платежеспособность клиента и его финансовое положение на текущий момент в отличие от банков, которые оценивают заемщика в большей степени по его прошлой кредитной истории, чем по настоящей ситуации.

 – Как изменился спрос банковских отказников на микрозаймы в течение последних двух лет? Ожидаете ли вы увеличения притока подобных заемщиков в 2018–2019 годах?

– В 2017 году многие банки возобновили кредитование физических лиц, однако существенная доля клиентов столкнулась с проблемой, когда из-за испорченной ранее кредитной истории им отказывают в получении кредита, в частности, ипотечного. Таким образом, благодаря МФО заемщикам удается исправить свою кредитную историю и в перспективе они могут рассчитывать на получение более крупной суммы в банке, например, на покупку автомобиля и недвижимости. На сегодня доля таких клиентов в портфеле МФО не превышает 2–3%, однако в будущем она может вырасти до 5%.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!