Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Финансирование малого и среднего бизнеса

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Финансирование малого и среднего бизнеса

Какие ключевые изменения произошли на рынке кредитования МСБ во втором полугодии 2011 года по сравнению с первым?

Основные изменения коснулись стоимости кредитов для малого и среднего бизнеса. «Удорожание» кредитов было вызвано повышением рисков в свете дестабилизации общей экономической ситуации и долгового кризиса в Еврозоне.

Вместе с тем, несмотря на такую вынужденную ценовую политику банки - участники рынка кредитования малого и среднего предпринимательства продолжали наращивать активность в борьбе за клиентов, стремясь компенсировать стоимость кредитования особым вниманием к специфике и потребностям МСБ при определении векторов своей работы в этом сегменте.

Как бы Вы оценили динамику спроса на кредитные продукты со стороны МСБ во втором полугодии 2011 года по сравнению с первым?

Спрос на кредиты малого и среднего бизнеса демонстрировал постоянный рост. Такая позитивная тенденция обусловлена предложением банками новых, специализированных кредитных продуктов, направленных на удовлетворение актуальных потребностей малого бизнеса в целевом финансировании, а также, развитием и ростом популярности беззалогового нецелевого экспресс-кредитования у целевой аудитории.

Например, Сбербанк России сегодня предлагает широкую, постоянно актуализируемую под реальные потребности предпринимателей линейку современных банковских продуктов (более 10 позиций) для успешного развития бизнеса, спрос на которые постоянно растет. На сегодняшний день технология «Кредитная фабрика», позволяющая выдавать кредиты предпринимателям всего за 3 дня, тиражирована Сбербанком на всю территорию страны.

Как Вы оцениваете динамику проблемной задолженности МСБ в целом по рынку в 2011 году?  Можно ли выделить отрасли, для которых сегодня характерны наибольшие темпы роста проблемной задолженности?

В 2011 году рынок показывал позитивную динамику по снижению уровня просроченной задолженности по всем сегментам бизнеса в целом и по кредитам малого и среднего бизнеса в частности. Причем динамика снижения уровня просроченной задолженности Сбербанка была лучше среднерыночной.

Более низкое качество портфеля в прошлом году продемонстрировали такие области как торговля (проблемная задолженность более 90 дней - 7,3%), строительство (проблемная задолженность более 90 дней 7,3%), обрабатывающее производство (проблемная задолженность более 90 дней 5,3%) и электроэнергетика  (проблемная задолженность более 90 дней 4,7%).

Оцените эффективность ключевых инструментов господдержки рынка – гарантийных фондов и МСП Банка – в 2011 году. С какими основными проблемами сталкивается Ваш Банк при взаимодействии с институтами развития? Существует ли сегодня потребность в дополнительных мерах господдержки (если да, назовите их)?

Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в прошедшем 2011 году оцениваются нами как эффективные и востребованные со стороны предпринимателей. Они оказали существенное влияние на развитие рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 2011 году, что в том числе нашло свое отражение в росте потребности в кредитных ресурсах.

Наиболее востребованными механизмами финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являлись система гарантийных фондов для выдачи поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса, а также выдача грантов (в т.ч. на лизинг) и адресных субсидий на развитие бизнеса. В 2011 году Сбербанк сотрудничал с Гарантийными фондами в 74 субъектах Российской Федерации, было выдано кредитов под частичное поручительство фондов на сумму более 8 млрд. рублей.

В числе проблемного аспекта взаимодействия с Гарантийными фондами следует отметить достаточно высокую стоимость привлечения поручительств Фондов по ряду регионов.

Роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса на сегодняшний день очень значима, но нужно продолжать совершенствовать и развивать механизмы поддержки, причем не только финансового характера, но также процедурного и информационно-просветительского, направленного на формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды. Эффективным стимулом для развития малого и среднего бизнеса могут стать такие дополнительные меры, как оптимизация и упрощение работы гарантийных фондов, дальнейшее снижение стоимости их услуг, а также возможность получения начинающим предпринимателем, не приступившим к ведению предпринимательской деятельности поручительства гарантийного фонда под start-up кредит.

В части дополнительных мер господдержки считаем целесообразным выделить следующие: необходимость упрощения и ускорения процедуры получения государственных грантов и субсидий начинающими предпринимателями; существенное развитие информационной среды, мер по популяризации предпринимательства и самозанятости, развитие общефедеральных образовательных программ для предпринимателей (в т.ч. дистанционных и с использованием Интернета), создание новых специализированных СМИ, ориентированных на малый и средний бизнес; введение «налоговых каникул» и специальных налоговых льгот для начинающих предпринимателей, а также иных льгот и преференций для малых предприятий; повышение обязательной доли субъектов малого предпринимательства, привлекаемой для выполнения государственных заказов и др.

Какие стратегии показали в 2011 году наибольшую эффективность в сфере борьбы за заемщиков? Ожидаете ли Вы какие-либо значимые «перестановки» среди ведущих участников рынка до конца текущего года?

2011 год продемонстрировал серьезный рост активности ведущих российских банков в работе с сегментом малого бизнеса. Общий тренд отражал единое понимание всеми игроками наибольшей важности для клиентов таких параметров, как скорость рассмотрения заявки на кредит, стоимость кредита и объем пакета документов, что нашло отражение в применении скоринговой технологии оценки, до недавнего времени, массово применяемой в розничном кредитовании. Банки старались сделать данные параметры максимально привлекательными. Значительную роль сыграла серьезная рекламная поддержка новых продуктов.

На наш взгляд, «перестановки» среди ведущих участников рынка до конца 2012 г. маловероятны, по причине достаточно устойчивого и понятного вектора развития рынка кредитования малого бизнеса. Сбербанк России, по-прежнему, сохраняет позицию безусловного лидера на рынке кредитования малого и среднего бизнеса. Более 90% наших заемщиков составляют именно малые и средние предприятия. Активно используя скоринговые технологии оценки заемщика, мы выдаем один кредит в минуту (беззалоговый кредит «Доверие», по состоянию на декабрь 2011 г.). В 2011 году мы разработали новые кредитные продукты, в их числе уникальные кредитные предложения для старта и развития малого бизнеса. Кредитный продукт «Бизнес-старт» предусматривает кредитование начинающего бизнеса, организуемого по франчайзингу, в перспективе предпринимателям также будет предложено более 100 готовых бизнес-решений для открытия бизнеса. Кредитный продукт «Бизнес-проект» направлен на расширение и модернизацию действующего бизнеса заемщика (инвестиционное кредитование), а также открытие новых направлений деятельности (проектное финансирование).

Каковы преимущества и ограничения использования розничных технологий при кредитовании МСБ?

Прежде всего следует отметить, что Сбербанк России внедряет розничные инструменты оценки и управления рисками при кредитовании той части субъектов малого бизнеса, которая относится к сегменту "Микро-бизнес", для нас это клиенты с объемом годовой выручки до 60 млн. руб. Это самая массовая категория заемщиков, основные потребности которой состоят в том, чтобы иметь возможность, не собирая большой пакет документов, в максимально короткие сроки получить недорогой беззалоговый кредит, либо с предоставлением простого залогового обеспечения, например, личного автомобиля или покупаемого оборудования. Задача Банка состоит в том, чтобы разработать поточную технологию кредитования, обеспечивающую качественную оценку риска при максимально коротких сроках принятия решения и минимальных затратах на выдачу и сопровождение кредита. Такая возможность есть, если Банк умеет работать не с каждым отдельным заемщиком и оценивать его финансовое состояние в момент подачи заявки на кредит, а моделирует поведение будущего заемщика, базируясь на данных пула кредитов действующих заемщиков с аналогичным профилем, т.е. управляет рисками на уровне портфеля.

Такая технология кредитования внедрена в Сбербанке, получила название "Кредитная Фабрика" и представляет собой максимально автоматизированный процесс, предусматривающий комплексный формализованный анализ заемщика на базе скоринговой оценки, включающей как параметры бизнеса, так и его собственника - физического лица, и централизованное принятие решения о возможности выдачи кредита независимым экспертом - Андеррайтером. Для "хорошо знакомых" Банку клиентов, зарекомендовавших себя с положительной стороны, такое решение может быть принято автоматически системой. Если говорить об ограничениях использования данной технологии, то они состоят в том, что клиент может рассчитывать на получение "Типового"кредитного продукта на "типовых" условиях.

Насколько перспективной является стратегия помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг)? Насколько при этом может расти спрос на кредиты с их стороны?

Данные опросов предпринимателей (например, общероссийское исследование ОПОРЫ РОССИИ «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011») подтверждают, что помимо стартового капитала, одним из решающих факторов успеха собственного дела является наличие необходимых бизнес-навыков, практического опыта ведения предпринимательской деятельности. Для малого предпринимателя, который только начинает строить свой бизнес и имеет, как правило, весьма смутное представление обо всех подводных камнях предпринимательства, помощь в приобретении такого багажа знаний бесценна. И активная позиция банка по отношению к заемщику, выражающаяся не только в кредитовании, но и комплексном сопровождении его бизнеса, позволяет обеим сторонам максимально нейтрализовать свои риски.

Понимая, что будущее за инновациями, за нестандартными банковскими решениями для бизнеса, Сбербанк разработал Концепцию развития малого и микро бизнеса до 2014 года (утверждена в октябре 2011 года). Ключевая идея этого стратегического документа заключается в создании помимо необходимых кредитных предложений, отвечающих истинным потребностям предпринимателей, также системы нефинансовой поддержки заемщика на всех этапах его бизнес-пути с момента старта. Например, в рамках специализированных подразделений Сбербанка России – Центрах развития бизнеса предприниматели смогут в режиме «одно окно» получить комплекс услуг. От первичных необходимых знаний и полноценного обучения, регистрации бизнеса и сдачи отчетности, до финансирования, юридической, бухгалтерской и государственной поддержки (подача заявления на получение субсидии и т.п.). Кроме того, за счет внедрения современных информационных решений предприниматель удаленно сможет получить бизнес-образование, сдать отчетность, принять участие в электронных торгах, найти контрагентов и др. Стратегия практической нефинансовой помощи заемщикам является важнейшим компонентом и в уникальном для банковского рынка кредитном проекте Сбербанка России «Бизнес-старт», позволяющим стать бизнесменом «с нуля». Предприниматель получает не только стабильные технологии ведения бизнеса, но и всестороннюю поддержку (обучение каждого заемщика основам предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и иных необходимых начинающему предпринимателю знаний).

Наблюдались ли в 2011 году значимые изменения в риск-менеджменте МСБ? Насколько активно банки используют скоринговые модели при кредитовании МСБ? Изменилась ли политика Вашего Банка в отношении обеспечения по кредитам?

Если говорить о Сбербанке, то речь идет скорее не об изменениях в риск-менеджменте, а в планомерной поэтапной реализации единой системы управления рисками с использованием IRB-подхода и требований Базеля, в том числе и для клиентов- субъектов малого бизнеса, являющихся самой массовой категорией корпоративных клиентов.

В 2011 году Сбербанк начал внедрение еще одной технологии кредитования - <Кредитный конвейер>, являющейся целевой для второго сегмента клиентов - "Малый бизнес"Технология предусматривает присвоение долгосрочного рейтинга Клиенту/Группе связанных лиц с использованием адаптированной корпоративной модели оценки рисков, учитывающей специфику клиентов сегмента "Малый бизнес", построение системы управления лимитами, системы полномочий по принятию решения, интегрированных в систему управления рисками корпоративных клиентов. В данной технологии реализуется также унифицированный подход к оценке залога, юридических рисков, централизованная независимая экспертиза рисков, включающая верификацию клиентских данных, оценку кредитной истории и деловой репутации Заемщика.

Что касается обеспечения по кредитам, Сбербанк всегда предоставлял клиентам возможность использовать практически все возможные виды залогов, в том числе, для субъектов малого бизнеса. Свою задачу Банк видит в том, чтобы постоянно совершенствовать как подходы к оценке залога, так и сами процедуры оценки с одновременным расширением видов залогового обеспечения.

Насколько доступны сегодня банковские кредиты инновационным предприятиям и start-up’ам? Каким банкам может быть интересен данный сегмент в первую очередь?

Финансирование инновационных проектов и начинающего бизнеса является наиболее рисковым сектором, то есть данные проекты малопривлекательны для подавляющего большинства банков. Поэтому данное направление финансирования ограничено государственным субсидированием и грантами, а также, в большей степени ломбардными кредитами. Подобных кредитов, предоставляемых банками, сегодня не существует. Исключение составляет революционный проект Сбербанка России по поддержке начинающих предпринимателей. Как я уже говорил, кредитный продукт «Бизнес-старт» позволяет получить финансирование начинающему предпринимателю на запуск бизнеса по франшизе, которая предполагает заранее просчитанную и успешную бизнес-модель. Любой желающий может пройти бесплатный обучающий курс на сайте Сбербанка, затем выбрать готовое решение и получить кредит в сумме до 3 миллионов рублей (до 70% объема средств, необходимых для запуска бизнеса) и на длительный срок (до 3,5 лет). Продукт не требует никакого залога, кроме обеспечения в виде имущества, приобретаемого в процессе ведения бизнеса и поручительства физического лица.