Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Вячеславом Арутюняном, руководителем Департамента продуктового менеджмента корпоративного бизнеса Банка УРАЛСИБ

Вячеслав Арутюнян

- Каковы Ваши оценки объемов и темпов роста кредитования МСБ в 2009 году? Прошел ли рынок свое дно?

- По нашим оценкам, объем рынка кредитования МБ по итогам 2009г. остался на уровне конца 2008г. В первом полугодии 2009г. было зафиксировано резкое сокращение темпов роста портфелей и даже его падение по отдельным регионам и сегментам, во второй половине 2009г. можно было наблюдать некоторое оживление рынка. Исходя из такой динамики, можно сделать вывод, что действительно, «дно» рынка пройдено, но вряд ли в ближайшее время стоит ожидать стремительного роста.

- Какие основные тенденции наблюдались на рынке кредитования МСБ в 2009 году?

- В 2009г., даже в конце 2008г. все банки без исключения серьезно ужесточили требования к заемщикам. Это была вынужденная мера в ответ на явления, происходящие в экономике, и резкий рост портфелей просроченной задолженности самих банков. Были ограничены выдачи беззалоговых кредитов, кредитов под залог товаров в обороте, сокращены сроки кредитования, максимальные объемы выдаваемых кредитов, повышены требования к стабильности бизнеса клиента, его эффективности. Многие банки вообще заморозили программы кредитования МБ.
В середине 2009г. банки постепенно начали смягчать условия кредитования МБ, в настоящее время они приближенны к докризисным.

- Какие основные проблемы сейчас стоят перед банками, кредитующими МСБ? Есть ли на рынке некий резервный пул заемщиков с хорошим финансовым состоянием, но еще не охваченный кредитованием?

- Основных проблем по-прежнему две: это высокая доля теневого бизнеса и недостаточное залоговое обеспечение. В последний год также отмечено ухудшение финансового состояния заемщиков. Если говорить о сегменте, не охваченном кредитованием, то это безусловно старт-апы, но оценивать их финансовое состояние сложно, из-за отсутствия действующего бизнеса.

- Насколько сильно ощущается на практике ухудшение финансового состояния среднего заемщика (и у новых и у тех, кто уже имеет кредиты на балансе)?

- Качество заемщиков действительно ухудшилось. Доля отказов клиентам из-за неудовлетворительного финансового состояния увеличилась по сравнению с докризисными показателями, также отмечен рост простроченной задолженности по кредитам МБ.

- Кто сейчас является типичным заемщиком МСБ на рынке? Каков портрет «лучшего» и «худшего» заемщика?

- Основываясь на опыте кредитования МБ можно сказать, что типичный заемщик банка - это представить сферы торговли либо услуг. Данные области деятельности наиболее рентабельны в настоящее время. Наиболее подходящие заемщики это организации, стабильно существующие на рынке достаточно большой срок. Соответственно более рискованные для банка это так называемые «стартапы».

- Какие уроки кризис дал банкам, занимающимся МСБ?

- Безусловно, кредитование МБ является интересным направлением – современные технологии и процедуры позволяют сделать работу с сегментом прибыльной для банка. Кроме того, высокая доля кредитов малым предприятиям позволяет диверсифицировать кредитный портфель и снизить его волатильность. Помимо собственной выгоды, значение для нас имеет социальный эффект кредитования МБ, проявляющийся в развитии предпринимательской активности граждан, укреплении социальной стабильности и благосостояния общества. Работа с сегментом Малый бизнес всегда была и остается одним из основных приоритетов Банка УРАЛСИБ.

- Как Вы оцениваете отраслевую структуру выдаваемых кредитов? Как она изменилась в 2009-м году по сравнению с 2008-м?

- Основные виды деятельности малых предприятий – торговля и сфера услуг, соответственно и спрос на кредиты со стороны этих сегментов преобладает. На наш взгляд, за последний год никаких заметных изменений не произошло

- Как Вы оцениваете меры по государственной поддержки, предпринятые в 2009-м году и запланированные на 2010-й?

- На федеральном уровне, заинтересованность государства несомненно присутствует. Объявлено существенное увеличение финансирования ряда программ поддержки.
Но, поскольку планирование и реализация конкретных программ в том или ином регионе осуществляется регионом самостоятельно за счет своих и федеральных ресурсов, то общая картина не такая благополучная. В большинстве регионов инфраструктура поддержки на местах совершенно не подготовлена для выполнения своих функций и находится на начальных этапах своего становления. В итоге получается, что субъекты МБ находятся в неравном положении по отношению друг к другу: в некоторых регионах они имеют возможность получения поддержки, в большинстве же случаев – поддержка на фоне общих потребностей слишком мала.

- Как Вы оцениваете роль РосБР в кредитовании МСБ?

- Безусловно, программа поддержки кредитования РосБР является полезной и важной для развития рынка кредитования МСБ.
На протяжении 2009г. банки выстраивали методику работы с РосБР, готовили нормативную документацию и т.д. Соответственно объемы ресурсов, выданных по данной программе, несопоставим с объемом рынка, но мы возлагаем большие надежды на дальнейшее развитие данной программы.

- Какие дополнительные меры по господдержке нужны, по Вашим оценкам, рынку кредитования МСБ?

- Государство должно в первую очередь поддерживать представителей МСБ на этапе становления и первоначального развития, где пока что бессильны банки, а также способствовать решению основных проблем малого бизнеса, таких как отсутствие основных средств для предоставления залога, низкая финансовая грамотность предпринимателей, высокие административные барьеры.

- Как изменилась расстановка конкурентных сил на рынке в 2009-м году?

- Можно говорить об усилившихся позициях госбанков, в основном за счет доступа к ликвидности на первых этапах кризиса.

- Как по Вашему мнению изменилась рентабельность кредитования малого бизнеса в среднем по рынку по сравнению с предыдущим годом?

- Кредитование малого бизнеса по-прежнему остается одним из самых перспективных направлений на рынке кредитования, ведь большинство представителей МСБ пока что не пользуются кредитными ресурсами по различным причинам. В ближайшем будущем по мере увеличения доступности кредитных ресурсов этот рынок может вырасти на порядок

- Что предпочтительнее сейчас: отнесение ссуды к просроченной, реализация залогового обеспечения и т.д. или же пролонгация в надежде на нормализацию ситуации?

- Как банк, нацеленный на долгосрочное сотрудничество и готовый поддерживать своих клиентов в сложные моменты, мы всегда идем навстречу добросовестным заемщикам в случае их временных трудностей, поэтому реструктуризация проблемных кредитов приоритетна для нас.

- Каким, по Вашим оценкам, станет 2010 год для рынка?

- В 2010г. мы прогнозируем умеренный рост рынка, увеличение конкуренции за клиента между банками, появление новых продуктов и предложений, повышение активности самих малых предприятий. В общем, можно сказать, мы ожидаем возвращения процессов развития рынка в нормальное русло.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!