Заработать на рискахИрина Велиева Развитие культуры риск-менеджмента в финансовых институтах стимулируется не регулятором, а объективными потребностями рынка Систему риск-менеджмента в финансовом институте можно сравнить с системой безопасности автомобиля – именно она обеспечивает устойчивое движение бизнеса. Многие, однако, забывают, что она помогает не только избегать аварий, но и ехать на более высокой скорости. Управление рисками в любом финансовом институте в процессе своего развития должно пройти три ступени: формальные подразделения по управлению рисками, распределенная структура риск-менеджмента и централизованный отдел. Сначала подразделение риск-менеджмента создается на базе какого-либо другого подразделения, главным образом для того чтобы удовлетворить требования регулятора. Далее, на следующей стадии, возникает так называемая распределенная структура управления рисками, когда функции оценки и минимизации возникающих потерь выполняют сами бизнес-подразделения. Подобная структура создается уже не по требованию регулятора, а по внутренней необходимости контроля рисков, осознаваемой руководством банка или компании. Распределенные системы риск-менеджмента были характерны, скажем, для большинства крупных российских банков до 2000 года. Третий этап развития – выделение функций управления рисками в отдельное подразделение. Крупнейшие банки и лизинговые компании уже находятся на этом этапе, а их младшие коллеги – в процессе перехода от второго этапа к третьему. Вечный двигатель риск-менеджментаЧто же заставило российские финансовые институты двигаться к более высоким стандартам управления рисками? До последних лет главным драйвером развития систем риск-менеджмента выступал регулятор, однако сегодня ситуация изменилась. Важность управления рисками для банков и лизинговых компаний определяется двумя факторами – ориентацией на международные рынки капитала (либо на привлечение инвесторов) и требованиями самого рынка. Привлечение новых инвесторов – тема как для банков, так и для лизинговых компаний очень актуальная. Следуя своей цели, они постепенно осуществляют меры, направленные на повышение стоимости бизнеса. Высокое качество риск-менеджмента – один из важнейших индикаторов уровня корпоративного управления, а также фактор, действительно способный создавать добавленную стоимость для финансового института. Именно поэтому все банки, среднесрочные планы которых включают привлечение западных кредитов, стратегического инвестора либо выход на IPO, уделяют развитию риск-менеджмента повышенное внимание. С другой стороны, если совсем недавно у средних банков и лизинговых компаний не было стимулов совершенствовать процессы управления рисками, то сегодня такие стимулы появились. Высоких стандартов риск-менеджмента требует сам рынок. Первая причина – рост конкуренции на рынке кредитования и лизинговых услуг. Из-за конкуренции выросли требования к быстроте и эффективности принятия решений, а вслед за ними и требования к управлению рисками. Второй причиной стал общий рост масштабов бизнеса, что, в свою очередь, говорит и о росте объема принимаемых на себя рисков. Ведь, помимо высоких темпов роста, финансовый институт должен обеспечивать и достаточный уровень надежности. Именно надежность является залогом стабильного развития, а также высокого доверия со стороны клиентов. Под прицелом рисковВпрочем, оценить эффективность управления рисками в банке или компании – задача довольно сложная. По сути, риск-менеджмент является одной из бэк-офисных функций (хотя осуществляется на уровне самого высшего руководства), и измерить его эффективность в системе координат "затраты/результат", как привыкли экономисты, довольно затруднительно. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" в рамках первой сертификации качества систем риск-менеджмента в российских финансовых институтах предложило свой вариант оценки эффективности управления рисками. Во время проведения сертификации публичные рейтинги качества системы риск-менеджмента получили 17 банков и 11 лизинговых компаний. Основу методологии агентства составило рассмотрение процессов управления рисками в двух измерениях. Первое измерение – стандартный профиль рисков, которые принимает на себя финансовый институт. Так, для банков мы рассматривали кредитные, рыночные, операционные риски и риски ликвидности, для лизинговых компаний – кредитный, имущественный, юридический и операционный риск. Второе измерение – комплекс процессов риск-менеджмента, включающий в себя идентификацию, оценку, меры по оптимизации, мониторинг и контроль результатов. Все регламенты и процедуры управления рисками должны органично вписываться в логику развития бизнеса финансового института: с одной стороны, не слишком сдерживать развитие, с другой, – обеспечивать риски на заданном уровне. По мнению агентства, эффективность управления рисками – это отлаженность процессов идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля за рисками, помноженная на способность удовлетворять целевым показателям по рискам, заложенным акционерами в стратегии развития. Шкала, по которой агентство оценивало качество риск-менеджмента, отличается от стандартной кредитной шкалы, используемой "Экспертом РА" при присвоении кредитных рейтингов. Она имеет три уровня: A.rm (высокий уровень риск-менеджмента), B.rm (приемлемый уровень риск-менеджмента) и С.rm (низкий уровень риск-менеджмента). Шкала учитывает не только соответствие системы управления рисками текущим потребностям развития бизнеса, но и степень защищенности от непрогнозируемых внешних "шоков", которую обеспечивает риск-менеджмент банка. |
Новое на сайте Исследования Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестицииДолги российских регионов в 2018 годуЭкономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика измененийБанковский сектор в 2018 году: ставка на крупныхМикрофинансирование в России: итоги 2018 годаБюллетени
Архив
|
Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.
Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645