Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с генеральным директором ОАО "ВТБ-Лизинг" А. В. Борисевичем

 

Борисевич Антон Владимирович

Какие прогнозы развития лизинга в 2007 году Вы можете сделать? Сохранится ли значительная доля транспортной отрасли в общем объеме лизингового рынка?

 

— По нашему мнению (и I квартал текущего года это подтвердил), в 2007 году рынок лизинговых операций в Российской Федерации будет развиваться достаточно динамично, опережая общий рост российской экономики. Если говорить о транспорте, то прирост и в относительных, и в абсолютных величинах будет еще больше. Поэтому особое внимание мы уделим всему транспортному "цеху". Более половины лизинговых сделок ОАО "ВТБ-Лизинг" приходится на лизинг железнодорожного подвижного состава, а также оборудования для предприятий железнодорожного машиностроения.

Благодаря инвестиционной программе ОАО "РЖД" и действиям независимых операторов лизинг железнодорожного подвижного состава является наиболее крупным и динамично развивающимся сегментом рынка. В 2006 году объем лизинговых операций в сегменте железнодорожного транспорта превысил 30,0 млрд руб. По нашим оценкам, стоимость лизинговых сделок на предприятиях пассажирского и грузового автотранспорта ориентировочно составила по 20,0 млрд руб. Хуже дела обстоят у водного и воздушного транспорта. Накопленный опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости государственной поддержки лизинговых операций в этих отраслях путем субсидирования части затрат.

Что касается воздушного транспорта, то мы осуществили ряд сделок по лизингу воздушных судов зарубежного производства. Рост лизинговых операций в сегменте воздушного транспорта будет обусловлен потребностью незамедлительного обновления парка судов, аэропортового и навигационного оборудования, длительными сроками окупаемости (более 5 лет), невозможностью единовременно отвлекать денежные средства в размере полной стоимости самолета, преимуществами при проведении лизинговых операций (финансовые, налоговые, правовые).

Также значительное внимание мы уделяем сотрудничеству с автотранспортными предприятиями. Мы заключили соглашения с предприятием "Мострансавто" на поставку автобусов в лизинг на сумму 2 216,0 млн долл. США. На очереди еще ряд сделок с муниципальными автотранспортными предприятиями. Принимая во внимание резкое увеличение спроса на легковые автомобили, рассматриваем возможность сотрудничества с официальными дилерами по лизингу автомобилей для физических и юридических лиц. Предложения на эту тему уже есть.

В целом можно констатировать, что рынок лизинговых услуг сложился, основные игроки на рынке уже известны.

Вы отметили, что значительное место в лизинговом портфеле компании занимает лизинг железнодорожного транспорта...

— Лизинг транспорта очень востребован и в основном связан с приобретением техники либо оборудования для ее обслуживания. В сегменте железнодорожного транспорта это в первую очередь подвижной состав различных типов.

В рамках расширения сотрудничества с ОАО "Российские железные дороги" ВТБ-Лизинг выиграл конкурс ОАО "РЖД" и получил право на поставку в лизинг грузовых полувагонов, электропоездов и рельсовых автобусов на сумму 10,1 млрд руб. Срок финансирования составляет 6,5 лет.

Несомненное преимущество сделок ВТБ-Лизинга заключается в том, что производители-поставщики техники, как правило, являются клиентами ОАО "Банк ВТБ", и соответственно решать возникающие вопросы значительно легче. Участие ВТБ-Лизинга в тендере, предложение наилучших условий свидетельствуют о нашей заинтересованности в работе в этой сфере.

На сегодня объем рисков, одобренных коллегиальными рабочими органами ОАО "Банк ВТБ", связанных с лизингом в транспортной отрасли, составляет более 700,0 млн долл. США.

Динамика рынка лизинга железнодорожной техники и оборудования характеризуется значительным ростом. Если в 2003 году объем рынка такого лизинга составлял 4,5 млрд руб. (или около 3% от всего рынка лизинга, а лизинговые платежи не превышали 3,5 млрд руб.), то 2006 год ознаменовался резким ростом лизинговых операций - свыше 60,0 млрд руб. (более 18% от всего рынка лизинговых сделок, суммарный объем лизинговых платежей превысил 21,0 млрд руб.).

— Как Вы оцениваете состояние и перспективы развития судостроения в России? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы строительство судов в РФ стало привлекательным? Есть ли здесь место лизингу?

— В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом РФ В. В. Путиным, сформулированы основные задачи национальной морской политики. Задачи строительства флота отнесены к числу приоритетных, причем обозначена "... необходимость создания условий, стимулирующих строительство флота на отечественных предприятиях". Объемы производства судов для обновления российского транспортного и промыслового флота продолжают оставаться крайне низкими. Это обусловлено в первую очередь отсутствием нормативно-правовых и организационных условий. В то же время отдельные шаги по изменению сложившейся ситуации в этой сфере уже сделаны. В прошлом году вступил в силу Федеральный закон от 20 декабря 2005 года №168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся создания Российского международного реестра судов".

Касаясь темы судостроения, необходимо учитывать специфику этой отрасли. С одной стороны, судостроение характеризует уровень развития страны, с другой - является стимулирующим звеном экономического развития. В 2006 году законодательные инициативы в области судостроения получили новый импульс. В частности, на заседаниях Морской коллегии отмечены первоочередные мероприятия, реализация которых позволила бы расширить российский рынок транспортного судостроения, а именно законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения, развитие научного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение на водном транспорте, структурные преобразования.

На наш взгляд, основным шагом в поддержку судостроительной промышленности должно стать обеспечение условий для успешной конкуренции отечественных верфей с зарубежными. Это можно достичь при условии:

  • субсидирования процентной ставки по кредиту, широкого применения лизинговых операций;
  • освобождения от уплаты НДС, а также либерализации таможенных режимов импорта технологического и комплектующего оборудования для судостроения, аналоги которого в России не производятся;
  • освобождения от налога на имущество в части стоимости незавершенного производства при длительности цикла производства более 6 месяцев.

В течение 2007 года мы планируем провести переговоры с крупнейшими российскими судоходными компаниями, портами, контейнерными терминалами на предмет проведения операций по лизингу судов, портового оборудования, техники. Тем более что ОАО "Банк ВТБ" активно сотрудничает с предприятиями водной отрасли. Между Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) и банком действует соглашение о сотрудничестве.

Какие еще крупные сделки ВТБ-Лизинга Вы можете выделить?

— Помимо сделок с предприятиями транспорта стоит отметить ряд операций с предприятиями электроэнергетики, угольной промышленности, связи. Для Технопромэкспорта и генерирующих энергетических компаний ОАО "ВТБ-Лизинг" поставило оборудование в лизинг на сумму более 224,2 млн долл. США, для СУЭКа - на сумму более 140,0 млн долл. США. Также мы поставили телекоммуникационное оборудование в лизинг на сумму нескольких десятков миллионов долларов в адрес Центртелекома.

Какова структура лизингового портфеля компании?

— Лизинговый портфель ВТБ-Лизинга (сумма обязательств клиентов компании по договорам лизинга за вычетом оплаченных лизинговых платежей) по состоянию на 01.01.2007 года составил 32,64 млрд руб., что в 4,3 раза больше показателя по состоянию на 01.01.2006 года.

Структура лизингового портфеля компании по состоянию на 01.01.2007 года выглядит следующим образом:

  • доля железнодорожного транспорта в структуре портфеля составила 48,05%. Объем новых сделок в 2006 году - 18,7 млрд руб.;
  • доля автотранспорта в структуре портфеля составила 20,56%. Объем новых сделок в 2006 году - 7,62 млрд руб.;
  • доля энергетического оборудования в структуре портфеля составила 13,07%. Объем новых сделок в 2006 году - 397,6 млн руб.

Также значительное место занимает лизинг дорожно-строительной техники (7,19%), горнодобывающего (3,6%), телекоммуникационного (3,25%) и машиностроительного (2,96%) оборудования.
Компания в 2006 году получила ряд отраслевых призов в номинации "Лучшая лизинговая компания".

Каковы конкурентные преимущества ОАО "ВТБ-Лизинг"?

— ОАО "ВТБ-Лизинг" по итогам 2006 года заняло первое место по объему лизинговых услуг среди более чем 200 лизинговых компаний, действующих на территории РФ. Мы ценим и дорожим доверием наших клиентов.

Среди основных преимуществ компании можно выделить: надежность, стабильность и открытость деятельности, которая гарантирована учредителем (крупнейшим российским банком ОАО "Банк ВТБ"), возможность реализации проектов любого масштаба на всей территории Российской Федерации с подключением филиальной сети банков Группы ВТБ, проведение долгосрочных проектов на выгодных условиях, максимальную приближенность к потребностям клиентов, а также высокую деловую репутацию и профессиональный кадровый состав компании.

ВТБ-Лизинг демонстрирует максимальную эффективность реализации крупных и средних проектов, требующих высокой квалификации при структурировании, где решающими факторами являются стоимость привлекаемых ресурсов и срок финансирования.

Насколько остро стоит для вас кадровый вопрос? Каких специалистов не хватает?

— Несмотря на то что ВТБ-Лизинг - сравнительно молодая компания (в этом году нам исполняется 5 лет), смело можно утверждать, что сложился талантливый высококвалифицированный коллектив единомышленников, ставящий перед собой и решающий большие задачи. Работать в структурах Группы ВТБ престижно, потому что сотрудник получает возможность постоянно совершенствоваться, имеет интересную работу, а также достойное вознаграждение за свой труд. Динамичный рост всех показателей деятельности компании - лучшее тому подтверждение. Для решения задач, поставленных нашим акционером - ОАО "Банк ВТБ", требуется увеличение объема операций во всех сегментах рынка лизинга, что требует привлечения новых специалистов. Если так можно сказать, мы ведем "точечную селекцию", приглашая компетентных, первоклассных специалистов, имеющих опыт работы с лизингом, знающих хозяйственную деятельность предприятий, вопросы налогообложения и юриспруденции.

Какие методы привлечения новых клиентов вы используете?

— ВТБ-Лизинг входит в состав Группы ВТБ, и подавляющее число клиентов компании являются клиентами банков Группы ВТБ. Клиентская база Группы ВТБ превышает 50 000 предприятий всех форм собственности и различных отраслей. Филиалы и дополнительные офисы банков Группы ВТБ действуют практически во всех субъектах РФ.

Каковы финансовые показатели деятельности ВТБ-Лизинга за 2006 год?

— Доход компании за 2006 год по МСФО составил 62,4 млн долл. США. По сравнению с данными за 2005 год (доходы составляли 11,3 млн долл. США) этот показатель увеличился в 5,5 раз.
Чистая прибыль компании по МСФО за 2006 год по сравнению с прошлым годом увеличилась в 9 раз и составила 31,8 млн долл. США.
Активы компании за 2006 год выросли в 5 раз и составили 778,4 млн долл. США.

Важен ли бренд компании? Какие требования вы предъявляете к крупным клиентам?

— Бренд увеличивает лимит доверия к потенциальному заемщику, но при принятии решения о проведении лизинговой операции намного важнее финансово-хозяйственная деятельность лизингополучателя, его платежеспособность, наличие прибыли, кредитная история. Обязательным требованием является проведение согласованного объема финансовых потоков предприятия по счетам в ОАО "Банк ВТБ".

Какова география деятельности ВТБ-Лизинга?

— Основной задачей компании является продвижение лизинговых услуг в субъекты РФ. В первую очередь внимание уделяется регионам с растущей экономикой, которые характеризуются развитием производительных сил.

В 2006 году ВТБ-Лизинг продолжил расширение географии своих проектов, осуществляя операции практических во всех субъектах РФ. Компания для продвижения услуг использует обособленные региональные подразделения в Санкт-Петербурге, Тюмени, Новосибирске, Хабаровске, дочерние компании за рубежом, а также филиалы и дополнительные офисы банков Группы ВТБ.

О стратегии развития лизинга и лизинговых компаний Группы ВТБ на период до 2010 года рассказал старший вице-президент корпоративного блока ВТБ В. Е. Осмоловский.

В настоящее время Группа ВТБ насчитывает 8 лизинговых компаний, в том числе ОАО "ВТБ-Лизинг", "Евролизинг Гмбх" , 5 дочерних специализированных лизинговых компаний в Великобритании и 1 дочернюю лизинговую компанию в Австрии. При этом ведущей и базовой компанией группы по проведению лизинговых операций является ВТБ-Лизинг, деятельность которой носит универсальный рыночный характер.

В ноябре 2006 года правление ВТБ утвердило стратегию развития лизинга Группы ВТБ на период до 2010 года, согласно которой доля ВТБ на рынке лизинга России по объему заключенных сделок за три года, как ожидается, составит не менее 10-12%. При этом размер бизнеса ВТБ вырастет по отношению к 2006 году по объему заключенных лизинговых сделок в 3-4 раза. Таким образом, до 2010 года предполагается опережающее развитие лизинговых операций ВТБ по отношению к рынку лизинга РФ.

Лизинговые продажи в Группе ВТБ, согласно стратегии, планируется организовать по следующим принципам:

•  лизинговые сделки в РФ, включая приобретение оборудования по импорту, будут сосредоточены в ВТБ-Лизинге. Для организации и обслуживания лизинговых сделок во всех регионах страны в каждом из федеральных округов будут организованы филиалы ВТБ-Лизинга;

•  учитывая, что Группа ВТБ географически представлена в ряде стран Европы, а также в СНГ, Азии и Африке, соответственно лизинговые операции ВТБ будут развиваться на данных рынках, в том числе через дочернюю лизинговую компанию с базированием в Западной Европе (предположительно в Англии);

•  действующую сеть дочерних лизинговых компаний ВТБ в Европе предполагается оптимизировать и реструктурировать.

В части развития бизнеса ВТБ-Лизинга следует отметить, что стратегия предусматривает динамичное и комплексное развитие компании. Так, к 2010 году в сравнении с 2006 годом активы и лизинговый портфель компании должны вырасти в 7-8 раз. С 2007 года лизинговая компания приступает к ускоренному развитию сети продаж в России и открытию своих филиалов во всех федеральных округах.

Структура финансирования компании станет более диверсифицированной, произойдут существенные изменения, связанные с ростом капитала. Показатель отдачи капитала составит к 2010 году около 15%, что обеспечит возможность дальнейшего развития бизнеса и выплаты дивидендов акционерам.

Несколько слов о росте капитала ВТБ-Лизинга.

В основе развития бизнеса компании, кроме технологий, продуктов и кадров, лежит "достаточность" ее капитала. На сегодняшний день быстрые темпы роста бизнеса и активов компании обуславливают необходимость ее дополнительной капитализации.

В настоящее время капитал компании составляет 71 млн долл. США. В 2007 году предусматривается проведение дополнительной эмиссии акций ВТБ-Лизинга с доведением к 2010 году совокупного капитала компании примерно до 500 млн долл. США, что будет соответствовать запланированным темпам развития ее бизнеса и активов. При этом ВТБ сохранит полный контроль над компанией. Уровень капитализации компании позволит наращивать лизинговый портфель и диверсифицировать источники финансирования лизинговых сделок за счет корпоративных заимствований как внутри страны, так и за рубежом. Объем заключаемых за год лизинговых сделок к 2010 году компания намерена довести до 3 млрд долл. США.

Таким образом, планируется обеспечить динамичное развитие ВТБ-Лизинга как универсальной лизинговой компании Группы ВТБ, ведущей бизнес в разных отраслях экономики, и сохранение ВТБ-Лизингом лидирующих позиций на российском рынке лизинговых услуг.

В заключение хочется отметить, что мероприятия по развитию лизинговых операций Группы ВТБ, а также постоянное расширение продуктовой линейки и унификация технологий предоставления лизинговых услуг в конечном итоге должны привести к расширению возможностей удовлетворения потребностей корпоративных клиентов ВТБ.

Обсудить на форуме