Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Выбор банка-партнера: надежность прежде всего

Ирина Велиева

Прекрасно помня опыт банковских кризисов, физические лица и предприятия до сих пор очень осторожно подходят к выбору банков-партнеров. Однако эта осторожность проявляется не в четко обоснованной системе критериев принятия решения о выборе контрагента, а скорее в страхе потерять свои деньги в случае банкротства банка.

При этом, если для частных лиц такая "осторожная спонтанность" еще более-менее обоснована, то корпоративным клиентам необходимо гораздо более серьезно подходить к выбору банка: здесь, при прочих равных, речь идет о более крупных суммах и о более долгосрочных отношениях. Понятно, что в таком случае выбор банка-партнера основывается, как правило, на двух составляющих:

  • Общая оценка надежности банка;
  • Конкретные условия обслуживания корпоративных клиентов.

В данной статье мы коснемся лишь первой составляющей вопроса. А конкретней — поговорим о системе показателей, которые способны дать общее представление об уровне надежности кредитной организации. А также о том, можно ли руководствоваться каким-то одним параметром, способным дать полноценный ответ на вопрос, стоит ли доверять банку. Мы утверждаем, такой параметр существует — это банковский рейтинг кредитоспособности.

Размер имеет значение?

Сознательно или нет, но при оценке надежности банка-контрагента возникает стремление использовать какой-либо один простой и понятный показатель, скажем, размер активов. Для подобных целей существуют банковские рэнкинги, представляющие собой списки банков, упорядоченных по активам, собственному капиталу, объему привлеченных средств либо другим параметрам. Стоит отметить, что рэнкинги в бизнес-сообществе уже привыкли называть рейтингами, и это обстоятельство часто служит источником терминологической путаницы.

Вместе с тем, отличия между двумя понятиями существует, причем довольно серьезное. Рэнкинг лишь дает общее представление о том, какое место занимает кредитная организация среди своих конкурентов по значению определенного показателя. Так, скажем, рэнкинг по размеру активов характеризует относительный размер банка по сравнению с конкурентами. Упорядоченный список по объему собственных средств может рассматриваться как сопоставление банков по уровню финансовой мощности. Также, возможно, стоит обратить внимание на рэнкинги по объему привлеченных средств клиентов (как физических, так и юридических лиц). Они являются определенными индикаторами уже сложившегося уровня доверия к банку как со стороны предприятий, так и со стороны населения.

Однако, при выборе банка-контрагента по месту в рэнкинге, можно упустить ряд существенных факторов, способных оказать прямое влияние на уровень надежности. Стоит отметить, что, выбирая банк исходя из рэнкинга, мы зачастую неявно принимаем предпосылку "too big to fail", то по умолчанию считается, что, чем крупнее банк, тем большего уровня доверия он заслуживает. В таком ходе рассуждений, безусловно, есть логика. Однако руководствоваться лишь размером активов или собственных средств банка при оценке его надежности было бы довольно легкомысленно.

Рейтинговая оценка, напротив, предполагает отнесение банка к одной из заранее сформированных групп с точки зрения уровня надежности. Рейтинг, таким образом, является интегральным показателем устойчивости банка, учитывающим многие важные особенности и характеристики его деятельности. И в основе рейтинговой оценки лежит всесторонний кредитный анализ банка-контрагента.

"Три кита" банковской надежности

Рисунок 1. Логическая схема анализа кредитоспособности банка

Логическая схема анализа кредитоспособности банка

При оценке кредитоспособности банка мы рекомендуем учитывать три блока факторов (см. рис. 1): положение банка относительно внешней среды, финансовые параметры деятельности (и то, и другое можно увидеть в рэнкингах), а также управленческий аспект деятельности банка (корпоративное управление и процедуры риск-менеджмента).

Внешняя среда может оказать определяющее воздействие на уровень кредитоспособности. Именно поэтому так важно понимать, каково место анализируемой кредитной организации в российской банковской системе в целом. Как известно, банковский сектор в настоящее время является очень сегментированным, и принадлежность банка к той или иной группе (государственных, крупных корпоративных, иностранных банков и проч.) позволяет сделать определенные выводы об уровне его надежности. Далее, следует проанализировать масштабы деятельности банка (размер кредитного портфеля, общий объем активов и собственного капитала) и его рыночные позиции (положение в различных сегментах банковских услуг, география филиалов и отделений). В этом блоке также может идти сравнительный анализ основных параметров деятельности данного банка и банков-аналогов.

Финансовый анализ кредитной организации может производиться по данным публичной отчетности. Однако следует сразу оговориться, что процедура анализа финансовых соотношений для банка является гораздо более трудоемкой, чем для предприятия. Дело в том, что отчетность в привычном смысле — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала, — с точки зрения оценки банка являются не достаточно информативными. Многие важные параметры для расчета финансовых соотношений содержатся в других формах отчетности, которые, согласно российскому законодательству, банк должен составлять в обязательном порядке. Однако исходным пунктом для анализа все же являются формы 101 и 102, на основе которых составляются баланс и отчет о прибылях и убытках, а также формы 134 (расчет собственных средств банка) и 135 (информация об обязательных нормативах).

Рисунок 2. Анализ финансового состояния и финансового результата деятельности банка

Анализ финансового состояния и финансового результата деятельности банка

Центральным показателем при анализе кредитоспособности банка является уровень его капитала (см. рис.2). Банковский капитал — это основной фактор устойчивости, некоторый запас, за счет которого банк способен покрывать свои риски. Именно поэтому блок коэффициентов, характеризующих достаточность капитала, является наиболее важным. Первый в ряду этих коэффициентов — норматив достаточности капитала (Н1), который показывает соответствие уровня собственных средств банка и уровня принимаемого им риска. Однако анализ достаточности капитала не должен ограничиваться нормативом Н1 — также следует обращать внимание на структуру и динамику собственных средств, а также на соотношение капитала и других параметров деятельности кредитной организации.

От анализа капитала банка логичным образом вытекает переход к оценке его активов и обязательств. Банковский капитал, с одной стороны, должен обеспечивать покрытие рисков, принимаемых на себя кредитной организацией. Уровень этих рисков отражается в структуре банковских активов. Здесь важно проанализировать как общую картину риска по активам (согласно требованиям ЦБ, по уровню риска все активы делятся на 5 групп), так и риск отдельных направлений бизнеса. Очень важно обратить внимание на структуру операций банка, а также оценить качество кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг.

С другой стороны, капитал должен быть достаточным для того, чтобы обеспечивать выполнение банком своих обязательств. Таким образом, необходимо также оценивать структуру и объем привлеченных средств банка. Кроме того, следует обратить внимание на устойчивость ресурсной базы (соотношение средств клиентов (в том числе и вкладов физических лиц), долговых бумаг, а также других источников привлечения средств).

Ключевым параметром деятельности банка является ликвидность. При этом следует помнить, что коэффициенты ликвидности (нормативы Н2, Н3 и Н4 — мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности соответственно) не являются устойчивыми. Уровень ликвидности банка определяется срочной структурой его активов и обязательств, устойчивостью этой структуры, а также прогнозом текущих и будущих поступлений и платежей.

Схема "активы-обязательства-капитал" дает самое общее представление о финансовом состоянии банка. Однако с тем, чтобы анализ кредитоспособности был полным, необходимо также обращать внимание на способность кредитной организации генерировать прибыль и денежные потоки для покрытия возникающих в будущем обязательств. Таким образом, показатели прибыли и рентабельности также являются неотъемлемой составляющей анализа кредитоспособности банка.

Наконец, последним важным блоком оценки кредитоспособности является анализ корпоративного управления, и в особенности процедур риск-менеджмента. Среди факторов, позволяющих сделать вывод об общем уровне корпоративного управления банка, можно назвать степень его прозрачности банка для внешних инвесторов, квалификацию топ-менеджмента и многие другие характеристики. По большому счету, подходы к оценке банковского корпоративного управления не сильно отличаются от тех подходов, которые используются для оценки КУ в случае предприятия. Однако есть один существенный момент, на который следует обратить более пристальное внимание. А именно — насколько развиты процедуры управления рисками в банке.

Риск, конечно, присущ любой хозяйственной деятельности, однако банковский бизнес более чувствителен к риск-факторам, чем бизнес реального сектора. Реализация любого из банковских рисков мгновенно приводит к денежным потерям. Именно поэтому так важно понимать, как устроено в банке управление кредитными, рыночными, операционными рисками, а также рисками ликвидности. Кроме того, банковские регуляторы как в России, так и за рубежом в настоящее время предъявляют более жесткие требования к уровню и качеству процедур управления рисками.

Итак, выше мы привели логическую схему анализа кредитоспособности банка. Каждый блок — это множество параметров, которые необходимо принимать во внимание. Однако существует альтернативный способ понять, насколько надежным является тот или иной банк. Достаточно лишь посмотреть на уровень его кредитного рейтинга. Ведь рейтинг, по сути, учитывает все перечисленные выше параметры, а также ряд других характеристик, способных оказывать влияние на кредитоспособность банка.

Что такое кредитные рейтинги?

Среди теоретиков финансового анализа до сих пор не существует однозначного мнения по поводу того, можно ли "оцифровать" кредитоспособность, выразив ее одним интегральным показателем. Между тем, на практике такой показатель уже давно существует — это рейтинг кредитоспобности. Теоретическую стройность данной конструкции можно оспаривать. Однако практическая ценность рейтингов подтвержается тем, что они уже много лет используются в качестве одного из важных и наиболее удобных критериев принятия решения при выборе бизнес-партнеров либо направлений инвестирования.

В сущности, банковский рейтинг является мнением рейтингового агентства о способности банка выполнять свои обязательства перед кредиторами и инвесторами. Это мнение выражается в исторически устоявшейся форме — отнесении банка к одному из рейтинговых классов (см. таблицу). Но если рейтинг — это лишь чье-то мнение, то почему, собственно, оно должно приниматься во внимание? И почему спрос на рейтинги со стороны инвесторов и самих банков уже на протяжении многих лет остается стабильно высоким?

На наш взгляд, ценность рейтингов для внешних пользователей определяется тремя ключевыми факторами: авторитетом рейтингового агентства, уникальностью используемой методики оценки кредитоспособности и возможностью агентства использовать непубличную информацию о деятельности банка для выставления рейтинга. Последний фактор означает, что многие характеристики деятельности, которые банк не раскрывает рынку, он будет готов раскрыть рейтинговому агентству (на условиях конфиденциальности), и впоследствии полученная информация найдет отражение в уровне присваиваемого рейтинга.

Авторитет рейтингового агентства — первый фактор, обуславливающий ценность рейтинга. Участники рынка, как правило, склонны доверять агентствам, которые имеют долгую историю существования, являются независимыми от инвесторов и регулирующих органов, а также доказали свою способность поставлять на рынок качественный информационно-аналитический продукт.

Поскольку репутацию на рейтинговом рынке можно зарабатывать годами, а потерять — в одно мгновение, барьеры для входа новых агентств на рынок очень высоки. Это и определяет современный облик российского рынка рейтинговых услуг. Рынок рейтингования в России состоит из двух уровней. Первый уровень — международные рейтинговые агентства, так называемая "большая тройка", S&P, Moody's и Fitch Inc. Второй уровень — национальные агентства, к числу которых принадлежит и "Эксперт РА". Взаимодействие и конкуренция между агентствами разных уровней являются важным параметром жизнеспособности рейтингования в целом. Ведь именно конкурентное давление дает агентствам стимул и возможность быть независимыми, а также стремление совершенствовать существующие методики оценки кредитоспособности и адаптировать их к особенностям российского банковского рынка.

Если репутация агентства, по большому счету, является чисто институциональным фактором, способным лишь косвенно отражаться на качестве выставляемого рейтинга, то методы и процедуры присвоения рейтинга — параметры куда более важные. При оценке уровня кредитоспособности специалисты рейтингового агентства в тесном взаимодействии с представителями банка оценивают как финансовые соотношения, так и качественные параметры деятельности кредитной организации. Уникальность методики заключается не только в общих схемах и алгоритмах анализа, но и в широком использовании экспертных оценок. Именно поэтому в сфере рейтинговых услуг очень важно качество специалистов, работающих с банком по присвоению рейтинга.

Рейтинговое агентство — это институт, способный снижать асимметрию информации при принятии решений. Поскольку агентство имеет доступ к закрытой информации о деятельности банка, публичный рейтинг содержит в себе новую информационную составляющую, которая может оказаться очень существенна. Именно поэтому так важно, чтобы рейтинги были запрашиваемыми, то есть чтобы процедура присвоения рейтинга запускалась только по желанию банка. В противном случае, рейтинг будет лишь синтезировать ту информацию, которая уже есть на рынке.

Однако следует помнить, что последний параметр является важным, но не определяющим с точки зрения ценности рейтинга. Иначе бы индустрия рейтингования на развитых рынках уже давно бы пришла в упадок. Ведь, как известно, в современном мире зрелые рынки являются близкими к эффективным, т.е. содержат в себе практически всю информацию, необходимую инвесторам для принятия решений. Таким образом, важность рейтинга с точки зрения добавления новой информации постепенно снижается, — произвести оценку и выбор партнера можно и с помощью общей эрудиции. Вместе с тем, спрос на рейтинговые продукты по-прежнему высок.

С чем это связано? Видимо, с тем, что авторитет агентства и уникальность методики по-прежнему позволяют создавать новый аналитический инструмент, на основе которого можно четко и быстро получить представление об уровне надежности партнера. И с этой точки зрения ценность рейтингов будет только возрастать.

Обсудить на форуме