Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Эксперт РА: Добрый день Владимир Владимирович! Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2006 году?

В.В. Основной тенденцией на рынке лизинга на данном этапе является усиление конкуренции. Лизинговые ставки снижаются, и клиенты становятся гораздо более разборчивыми в плане услуг, которые они получают от лизинговой компании.

Вторая тенденция — это, безусловно, рост объемов лизинговых операций. Лизинг, занимающий прочное место в экономике Западной Европы и других развитых стран, наконец, находит достойное место и в России. В настоящее время по соотношению объемов лизинговых операций, например к валовому национальному продукту, лизинг в России намного отстает от развитых стран, но это, в общем-то, вопрос времени.

Эксперт РА: Как вы оцениваете перспективы развития всего рынка и отдельных его сегментов?

В.В. Я бы разделил лизинг на две основные категории: розничный и корпоративный. Розничный лизинг — это когда в лизинг можно взять автомобиль, торговое или промышленное оборудования для малого бизнеса или другую не очень дорогую технику. Размеры розничных лизинговых сделок чаще всего не превышают 100-200 тыс. долларов США. Для розничных сделок используются стандартизированные лизинговые продукты, и работа с клиентами строится на стандартизированной основе. Корпоративный лизинг используется для приобретения оборудования крупными корпоративными клиентами. Суммы таких сделок могут составлять десятки миллионов долларов и выше. Принципиальным отличием корпоративного лизинга от розничного является то, что большие объемы корпоративных сделок оправдывают индивидуальный подход к их подготовке и работу с каждым клиентом на индивидуальной основе.

Я думаю, что, в ближайшие годы, безусловно, розничный лизинг будет набирать обороты. Похожую ситуацию мы наблюдаем на рынке розничного кредитования: этот продукт кажется интересным как для финансовых институтов, так и для населения. Аналогичная тенденция будет прослеживаться и с услугами розничного лизинга.

Что касается корпоративного лизинга, то, как я уже упоминал, мы говорим о крупных контрактах, и о довольно продвинутых клиентах, которые требуют качественных и конкурентоспособных услуг. Корпоративные клиенты рассматривают лизинг как один из наиболее эффективных инструментов финансирования капитальных затрат и оптимизации структуры активов. .Динамика развития корпоративного лизинга непосредственно связана с динамикой развития российской экономики. Если экономика будет расти — этот сектор будет развиваться опережающими темпами.

Лизинг можно разделить еще на две качественно отличающиеся категории: оперативный и финансовый. Если немного упростить, то финансовый лизинг — это приобретение предмета лизинга в рассрочку, в то время как оперативный лизинг — это долгосрочная аренда. Т.е. в оперативном лизинге в конце договора право собственности не переходит к лизингополучателю, но и платежи по такому договору значительно меньше. Оперативный лизинг не загружает баланс задолженностью и, поэтому, может являться более привлекательным инструментом для компаний, активно использующих заемное финансирование. Из-за особенностей отражения сделок оперативного лизинга в финансовой отчетности по МСФО, сделки оперативного лизинга могут также быть очень привлекательны для компаний осуществивших или планирующих проведение IPO.

Наши клиенты становятся все более информированными и требовательным. Многие из них, осознав преимущества оперативного лизинга, уже рассматривают его как привлекательный инструмент для решения своих транспортных задач. Хотя год назад тенденция была к использованию услуг финансового лизинга. По нашему мнению, на фоне продолжающегося роста уровня востребованности лизинговых услуг будет продолжать расти потребность в услугах оперативного лизинга.

Эксперт РА: Давайте поговорим о Вашей компании. "Брансвик Рейл Лизинг" работает с подвижным составом, который стал самым большим сегментом в 2006 году. Как вы оцениваете работу компании за прошедший год? Расскажите о ключевых успехах.

В.В. Я оцениваю итоги прошлого года очень позитивно. За прошлый год мы нашли правильную рыночную стратегию, что позволило компании сделать качественный рывок вперед. За последние 4 месяца прошлого года и первые 2 месяца этого года мы более чем удвоили размер собственного подвижного состава. Диверсифицированный вагонный парк компании составил более 7400 единиц на начало апреля 2007 г. с учетом заключенных договоров, тогда как осенью 2006 г. он его размер был менее 4000 вагонов.

Сейчас, если взять в совокупности все заключенные контракты, наши активы превышают 350 миллионов долларов США. Хотя в прошлом году, скажем, они составляли немногим более 150 миллионов.

Эксперт РА: Могли бы вы объяснить ключевые факторы успеха? Что вам позволило достичь таких результатов?

В.В. Ключевым фактором нашего успеха я считаю специализацию на подвижном составе. Мы активно работаем и с производителями вагонов, и с их потребителями и не занимаемся ничем кроме этого. В данный момент мы уже заключаем контракты на следующий год. В условиях жесткого дефицита подвижного состава, существующего в настоящее время, это делает наши услуги гораздо более востребованными.

Ситуация на рынке такова, что, купив и оплатив некоторые типы вагонов сейчас, можно их получить только через год.

Наши конкуренты чаще всего не специализируется на подвижном составе, они не могут оперативно помочь клиентам в получении необходимых вагонов. Брансвик Рейл Лизинг может это сделать, потому что наши контракты с поставщиками имеют долгосрочный характер, при этом мы играем на нашей сильной стороне — специализации. В случае если клиент приходит куда-то еще или пытается получить подвижной состав самостоятельно, сроки поставки, да и стоимость вагонов могут быть значительно длиннее.

Вторая наша сильная сторона — это ценовая политика. Мы используем западное финансирование, которое позволяет предлагать клиентам конкурентные ставки.

Нашим третьим преимуществом является знание рынка подвижного состава, компаний-перевозчиков, компаний-грузоотправителей, а также особенностей, связанных с деятельностью этих компаний. Обладание этой информацией, позволяет нам всегда предлагать дополнительные услуги и немного более гибкие условия, чем предлагают наши конкуренты.

Эксперт РА: В текущий момент на рынке наблюдается острый дефицит вагонов. Как вы работаете с Вашими бизнес партнерами в этих условиях? Заключили ли Вы партнерские соглашения с вагонопроизводителями?

В.В. Как я уже отмечал, у нас налажены партнерские отношения с некоторыми вагонопроизводителями. Более того, с отдельными нашими партнерами мы развиваем долгосрочные программы сотрудничества. В частности, со Стахановским вагоностроительным заводом мы разрабатываем программу по цементовозам, реализация которой с помощью лизинга начнется в 2008 году. В рамках этой программы мы совместно разработали спецификацию на цементовоз нового поколения, который будет далее прорабатываться и сертифицироваться Стахановским ВЗ. В 2008 году, после начала его производства, совместно будет осуществляться маркетинг этого цементовоза, а мы, соответственно, будем использовать его в своих лизинговых программах.

Это пример глубокого сотрудничества и та модель, которую используют многие европейские и американские лизинговые компании, специализирующиеся на подвижном составе.

Так как мы присутствуем в рынке постоянно и общаемся со многими клиентами, у нас формируется хорошее техническое понимание как о том, какие вагоны им нужны, так и видение недостатков или достоинств тех или иных вагонов, присутствующих на рынке. Это позволяет нам заранее предвидеть, какой тип подвижного состава будет востребован в следующем году. Такие наши возможности являются преимуществом и для производителя, который с нами работает.

Эксперт РА: Планируете ли Вы развивать свой бизнес в других сегментах, или оставите фокус на сегменте подвижного состава на ближайшее время?

В.В. На этот год мы точно остановимся на подвижном составе, а в будущем, вероятно, обратим внимание на другие виды активов, такие как самолеты, строительное оборудование.

Эксперт РА: С какими основными проблемами сталкивается ваша компания, как вы их решаете? Что сдерживает развитие и мешает работать?

В.В. Основной проблемой для всего рынка сейчас является дефицит подвижного состава, о котором я говорил ранее. Растущий спрос вызывает рост цен на подвижной состав, что затрудняет планирование и для нашей клиентуры, и соответственно для нас, а также затрудняет получение самих вагонов.

Это несколько ограничивает наши текущие возможности. Данную проблему мы решаем путем построения долгосрочных отношений с производителями, предвидения рыночных тенденций и, соответственно, заблаговременного заключения необходимых контрактов.

Вторую сложность представляют вопросы законодательства и его применения, в частности, налоговое законодательство по лизинговым сделкам, о чем неоднократно писала пресса. У нас, в общем-то, хорошие законы, и если их соблюдать, то деятельность лизинговых компаний будет прекрасно налажена.

С другой стороны, есть позиция налоговых органов, которые пытаются в лизинговых сделках найти какую-то недобросовестность и попытку ухода от налогообложения.

Касательно этой проблемы в последнее время произошло много позитивных событий. Прежде всего, это решение высшего арбитражного суда по делу компании "Ханса-Лизинг", которое сняло очень много вопросов, и мы надеемся, что тенденция продолжится, и к концу года мы получим более дружественную, так скажем, среду для работы лизинговых компаний.

Эксперт РА: Какие налоговые и бухгалтерские аспекты в наибольшей степени повлияли на работу вашей компании? Были ли у вас проблемы с НДС, с налогом на прибыль, с возвратным лизингом?

В.В. У нас были вопросы, связанные с НДС. Других налоговых и бухгалтерских проблем, по сути говоря, не было. Сложностей с возвратным лизингом у нас не возникало, потому что мы как не делали такие сделки, которые квалифицируются, как сделки возвратного лизинга.

Поскольку мы достаточно аккуратно платим налог на прибыль, проблем с этим налогом у нас тоже не было. А проблемы с НДС связаны с тем, что, к сожалению, налоговая инспекция у нас, как и у других компаний, не принимает НДС не то что к возврату, но даже к зачету. Поэтому на сегодняшний день у нас достаточно большое количество невозвращенного НДС. Мы надеемся решить эти сложности в текущем году, поскольку для нас по этому вопросу работают первоклассные юристы, аудиторы и консультанты.

Эксперт РА: Насколько остро стоит кадровый вопрос для вашей компании? Каких специалистов не хватает Вашей компании?

В.В. Вы знаете, кадровый вопрос в России вообще стоит очень остро, поскольку в быстро развивающейся экономике востребованность квалифицированных человеческих ресурсов очень велика. А если смотреть на Москву отдельно, как на регион, в котором мы работаем, то здесь эта востребованность раз в 10 больше, чем по России в целом. Поэтому постоянно растут доходы занятого населения. Безусловно, будут появляться новые интересные возможности, и удерживать кадровый состав и привлекать новых специалистов в этих условиях, в общем-то, является непрерывной нетривиальной задачей.

Так как компания растет, мы нуждается в бухгалтерах, юристах, финансистах. Поэтому мы на достаточно регулярной основе ведем набор специалистов. Чаще всего мы не требуем, чтобы у специалистов был опыт в работе в лизинге. Мы ищем в целом талантливых людей, которые хотели бы получить интересную работу и видят развитие своей карьеры вместе с нашей компанией.

Эксперт РА: На рынке лизинга существует практика, когда компании переманивают к себе кадры?

В.В. Конечно, на рынке существует такая практика, но, как мне кажется, нет непосредственной угрозы, что переход специалиста из одной компании в другую сделает последнюю более конкурентной. Фундаментальные конкурентные преимущества этого бизнеса основываются, прежде всего, на стратегии компании, ее корпоративном ноу-хау и на доступе к конкурентоспособному фондированию.

Эксперт РА: Что составляет основу маркетинговой политики вашей компании? Какие методы продвижения продуктов вы предпочитаете использовать?

В.В. Основу маркетинговой политики нашей компании составляет участие в специализированных мероприятиях. Дело в том, что российский рынок перевозок и рынок лизинга подвижного состава, можно сказать, в какой-то мере "закрытый клуб". Мы не стремимся к широкомасштабному PR общего характера. Наша цель — максимально донести информацию о наших услугах и возможностях до членов этого узкого клуба, которые и являются нашей постоянной клиентурой, а также поддержка позитивного имиджа брэнда нашей компании.

Методы продвижения — это участие в крупных транспортно-логистических и промышленных выставках, в специализированных конференциях. Мы считаем этот инструмент наиболее эффективным.

Эксперт РА: Как Вы оцениваете конкуренцию в сегменте лизинга подвижного состава? И конкуренцию в плане работы с производителем, и в плане доведения до потребителя.

В.В. Конкуренция в этом сегменте достаточно велика, потому что многие компании видят привлекательность этого сегмента. Но это если мы говорим об услугах финансового лизинга. Если вести речь об оперативном лизинге, то мы, по-прежнему, являемся лидером этого рынка и другие участники еще не нашли подход к данному сегменту.

В сделках оперативного лизинга клиенты берут в аренду подвижной состав и потом по истечении договора возвращают его лизинговой компании. Поэтому та экспертиза, которой должна обладать лизинговая компания, работающая в оперативном лизинге, совершенно иного характера. Здесь нужно смотреть вперед: будет ли востребован тот или иной тип вагона через 5 лет, например. Какова будет остаточная стоимость этого вагона, насколько велики затраты по обслуживанию? Какие изменения планируется вводить в технологию перевозки тех или иных грузов?

Лизинговые компании общего назначения, конечно, не имеют такой экспертизы, потому что они являются, по сути, финансистами, предоставляющими рассрочку.

У нас же, как у специализированной компании, работающей в области лизинга подвижного состава, и более того, как компании, предоставляющей услуги оперативного лизинга, такая экспертиза есть, и мы ее активно развиваем.

Эксперт РА: Пользуетесь ли вы услугами лизинговых брокеров? Насколько для Вас интересны такие услуги?

В.В. Мы такими услугами не пользуемся, потому что свою клиентуру мы знаем в лицо, как не пользуются ими и наши клиенты, насколько я знаю. Мы стремимся работать с достаточно крупными компаниями — и грузоотправителями, и перевозчиками, и мы предпочитаем прямые контакты. Может быть, в будущем, когда лизинговые брокеры разовьются, и их услуги будут использоваться более активно, мы тоже будем с ними работать.

Эксперт РА: Какие особенности и трудности работы существуют в регионах? Какие регионы представляются вам наиболее интересными в дальнейшем?

В.В. Этот вопрос более характерен для розничных лизинговых компаний. Так исторически сложилось, что чаще всего крупный бизнес имеет главное подразделение, принимающее решения, в том числе и по вопросам перевозок или лизинга, в Москве или других крупных городах. Многие крупные промышленные и транспортные компании расположены в Москве или в Санкт-Петербурге. Поэтому, в рамках работы с этими компаниями мы работаем в этих городах.

Транспортные операторы осуществляют перевозки фактически по всей России, и компании-грузоотправители также разбросаны по обширной территории. Хотя есть некоторые регионы, которые наиболее интересны, где мы видим увеличение бизнес активности и появление крупных компаний которые могут стать нашими клиентами, например, Урал и Дальний Восток. Мы думаем о создании представительств или, может быть, заключении агентских соглашений с компаниями которые там работают, чтобы активнее сотрудничать с клиентами, которые там находятся.

Эксперт РА: Планируете ли вы покупку других лизинговых компаний?

В.В. Безусловно, как быстро растущая компания мы имеем достаточно амбициозные планы, и заинтересованы как в органическом росте как путем заключения новых сделок, так и в участии в консолидации рынка, в том числе путем покупки успешных компаний, оперирующих в нашем сегменте. Мы рассматривали несколько таких сделок и активно продолжаем их исследовать возможности покупки других лизинговых компаний. Надеюсь чуть позже мне еще будет о чем Вам рассказать по этому поводу.

Эксперт РА: Как вы оцениваете перспективу активности слияний и поглощений на рынке лизинга в ближайшие несколько лет?

В.В. Я думаю, что как широкомасштабный процесс слияния и поглощения на рынке лизинга начнутся примерно через год-полтора. Для того, чтобы этот процесс пошел активно должны сформироваться лидеры, которые станут некими центрами консолидации.

Обратите внимание, что происходило на рынке сотовой связи. Буквально 5-7 лет назад было множество небольших региональных компаний, специализирующихся на сотовой связи, а сейчас, по большому счету, весь рынок сконцентрирован вокруг трех известных лидеров.

То же самое должно произойти и в лизинге. Как только обозначатся явные лидеры, которые смогут захватить значительную долю рынка и будут расти, тогда и процесс консолидации пойдет очень активно.

Эксперт РА: Вы себя видите среди этих лидеров?

В.В. Мы намерены быть в этой группе.

Эксперт РА: Искренне желаем Вам этого. Спасибо за уделенное время.