Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Веское слово

Spread the spread? Rate the rating!

Ирина Велиева Когда-то булгаковский кот Бегемот, отвечая на упреки по поводу предоставления заинтересованным лицам намеренно искаженной информации (проще говоря, на восклицание "вранье!" со стороны свиты Воланда) лишь скромно заметил: "История рассудит нас".

К подобным аргументам приходится обращаться и рейтинговым агентствам, которые время от времени вынуждены отвечать на обвинения в некомпетентности. Претензии ко всем РА обычно сводятся к следующим пунктам:

  1. Закрытость методик. По поводу методов и алгоритмов присвоения рейтинга возникает много вопросов. Особенно в случаях, когда в процессе внесения изменений в методику в рейтинг-листах возникают массовые миграции в пределах нескольких классов (вспомним недавний случай с банковскими рейтингами Moody's, — а ведь "хотели как лучше", причем вполне справедливо и обоснованно). Что можно возразить? Сами агентства стараются быть настолько открытыми в части методик, насколько это позволяют сделать конкурентные условия.
  2. Запоздалая реакция рейтингов на важные корпоративные события. Enron менее чем за неделю до банкротства имел рейтинг инвестиционного уровня. WorldCom за 4 дня до дефолта также находился на уровне выше BB. Можно, конечно, бросать упреки в стиле: "а рынок видел", и демонстрировать, какие вероятности дефолта показывала рыночная KMV-model. Да что там — просто взять, распечатать динамику курсов акций и положить на стол перед кредитным аналитиком. Но, прежде чем переводить картриджи для принтеров , вспомните, что: а) рейтинг является только мнением агентства; б) рейтинг — это вероятностная характеристика, и даже компания AAA теоретически имеет ненулевую вероятность дефолта.
  3. Возможный конфликт интересов. Международная и российская практика присвоения рейтингов предполагает, что процедура рейтингования проводится по запросу эмитента и за его счет. Получается, что объем и направление cash flow сами подсказывают примерный уровень рейтинговой оценки. Однако у РА есть основания быть беспристрастным — репутация обходится дороже. Завышенные или заниженные рейтинги — это серьезный риск, и выражается он в cash flow с обратным знаком и уже несравнимо большего объема.

Несмотря на все упреки, пока что человечество не изобрело более совершенного, чем рейтинги, способа для характеристики кредитных рисков эмитента. Подчеркнем, именно для характеристики, а не для измерения, поскольку измерять кредитные риски легко и приятно с помощью кредитных спрэдов (если, конечно, компании имеют публичный долг).

Много ученых мужей задумывалось над вопросом: а не влияет ли уровень выставляемого рейтинга на уровень спрэда по облигациям? Еще больше тех, кто не задумывался, а напрямую увязывал уровень выставляемого рейтинга с кредитными спрэдами. Вместе с тем, за полвека исследований этого вопроса, единственное, что удалось показать, — это наличие сильной отрицательной корреляции между двумя величинами. Тот факт, что рейтинг является информационно значимым с точки зрения последующей доходности долговых бумаг, убедительно доказать никому пока не удавалось. Впрочем, как и обратное.

Получается, что мнению агентства (рейтингу) противостоит мнение рынка (кредитный спрэд). И модели принятия решения для инвесторов могут учитывать как одно из мнений (на их взгляд, наиболее авторитетное), так и оба. Рейтинговые агентства, конечно, не совершенны, а сам рейтинговый процесс все больше начинает напоминать институциональную ловушку, в которую регуляторы, инвесторы, компании и банки заманивают сами себя. Однако не стоит забывать, что и рынки бывают неэффективными. Кстати, даже полу-сильная гипотеза эффективности рынков (semi-strong EMH) тоже никем пока не доказана.

Ирина Велиева, руководитель направления банковских рейтингов