Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Зеркало надежности

Марина Чернышева, Роман Романовский, Павел Самиев

Рынок лизинга быстро растет и качественно, и количественно. Усиление конкуренции, расширение масштабов бизнеса и клиентской базы, географическая экспансия, удлинение сроков сделок — это новые возможности и вызовы. Они заставляют активно искать инвесторов и диверсифицировать источники финансирования. Надежность лизинговой компании и уровень ее кредитного рейтинга становятся ключевыми аспектами ее конкурентоспособности.

Структура источников финансирования лизинговых сделок в 2006 г. В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, растет конкуренция, удлиняются сроки сделок. Все это вынуждает лизинговые компании диверсифицировать источники финансирования деятельности и искать более дешевые источники "длинных" денег. Для этого используется зарубежное финансирование, а также выпуск векселей и облигаций. В ближайшие годы при сохранении по крайней мере текущих темпов роста увеличение доли зарубежного финансирования будет усиливаться. Во-первых, оно в несколько раз дешевле российского, а во-вторых, российские лизинговые компании постепенно становятся все более привлекательными для западных финансовых институтов по мере роста и повышения уровня надежности. Расширяются и масштабы рыночного сотрудничества с банками — не только входящими в ту же финансовую группу, что и лизингодатель. Так, по оценкам "Эксперт РА", на долю кредитов российских банков, не являющихся акционерами, в 2006 году приходилось уже порядка 46% от общего объема привлеченного финансирования.

Так что если раньше деятельность лизинговой компании финансировалась в основном за счет собственных средств или средств, перераспределяемых внутри холдинговой группы, то сейчас все более активно используется привлечение средств на финансовых рынках за счет выпуска облигаций. Пока объем финансирования на рынке через бонды чуть более 4%, однако, по нашим прогнозам, в 2007 году их доля может удвоиться. Выпуск облигаций — удобная альтернатива банковскому финансированию лизинговых сделок. Привлечение средств с фондового рынка является долгосрочным и, как правило, более дешевым способом финансирования деятельности компании, не влекущим за собой зависимость ее бизнеса от кредиторов и способствующим повышению ликвидности проводимых операций. Однако реализация облигационного заимствования связана с определенными сложностями. В преддверии размещения, компания-эмитент переходит на новый уровень информационной открытости, так как должна продемонстрировать широкому кругу потенциальных инвесторов документы и данные, доступ к которым ранее могли иметь лишь ограниченное количество внутренних пользователей, а также налоговые органы. В частности, компания-эмитент должна раскрывать развернутую отчетность, информацию о кредитной истории по прежним формам привлечения средств, в том числе по банковским кредитам и векселям, и прочую информацию, призванную помочь потенциальному заемщику понять, сможет ли компания по истечении срока эмиссии расплатиться по выпущенным облигациям. Срок облигационных займов лизинговых компаний обычно не превышает 3 лет, то есть инвестору требуется оценить кредитоспособность компании в среднесрочной перспективе.

Именно такую информацию, но в адаптированном для широкого круга пользователей виде, дает рейтинговая оценка надежности компании. Единая шкала рейтингования позволяет сравнить оцениваемую компанию не только с уже состоявшимися эмитентами-лизинговыми компаниями, но и с предприятиями других сфер деятельности, также привлекающими средства на фондовом рынке и имеющими индивидуальный рейтинг.

Особый случай

Специфика деятельности лизинговых компаний заключается в том, что экономический цикл для них существенно превышает аналогичный цикл для других субъектов экономики. Если для банков, страховых компаний и других финансовых институтов он составляет, как правило, один год, то для лизинговых компаний — это 3-5 и даже более лет, что связано с долгосрочностью лизинговых сделок.

В этих условиях такие "одномоментные" показатели надежности компании как, например, ликвидность и платежеспособность, не столь информативны. На первый план выходят показатели, характеризующие среднесрочные показатели финансовой устойчивости — сбалансированность денежных потоков, качественный риск-менеджмент, диверсификация бизнеса и конкурентное положение компании.

Анализ всех показателей деятельности лизинговой компании требует больших затрат времени, а зачастую и не ко всей информации можно получить открытый доступ, поэтому возникает необходимость в универсальном инструменте оценки стабильности, рисков и перспектив компании. Такой инструмент предоставляют рейтинговые агентства, которые присваивают компаниям индивидуальный рейтинг надежности. Агентства выставляют рейтинг, основываясь, во-первых, на оценке сбалансированности денежных потоков, прогнозировании поступлений денежных средств и соотнесении их с возможными расходами. Используется и финансовый анализ в классическом виде: анализируются соотношение заемных и собственных средств, источники финансирования, эффективность деятельности (рентабельность активов и капитала), платежеспособность компании и уровень ликвидности, показатели оборачиваемости капитала.

Второй важный блок анализа — риск-менеджмент компании, т.е. комплексное управление всеми рисками деятельности. Здесь оценивается юридическая проработанность договоров, организация работы и эффективность работы с просроченной задолженностью, доля дефолтов или просрочек по различным лизинговым сделкам, доля ремаркетинга в денежных поступлениях, страховая защита, способы обеспечения сделок, наличие судебных исков и претензий, система принятия решений в компании.

В третьих, оценивается конкурентное положение лизинговой компании, его устойчивость, диверсификация и перспективы развития бизнеса. Сюда относятся диверсификация портфеля лизинговой компании по видам оборудования и регионам заключения сделок, размеры портфеля и нового бизнеса, динамика показателей и стратегия роста, работа с поставщиками и клиентами (диверсификация по контрагентам, долговременность отношений), корпоративное управление и деловой потенциал компании и ее транспарентность.

По итогам рейтинговой оценки компания относится к определенному рейтинговому классу (например, A,B,C,D, которые означают соответственно высокий, приемлемый и низкий уровень надежности, а также неудовлетворительный (D), то есть банкротство). Индивидуальный рейтинг надежности представляет собой мнение рейтингового агентства о возможности полного и своевременного выполнения компанией своих обязательств, а также перспективы выполнения компанией вновь возникающих обязательств с учетом возможных изменений в экономической среде.

Рейтинг нужен как самим лизинговым компаниям (для привлечения финансирования и для PR), так и их клиентам и партнерам (для выбора контрагента). Неудивительно, что этим инструментом воспользовались компании, размещавшие облигационные займы — ОАО "ГЛАВЛИЗИНГ" и ОАО "МИК". Последняя уже сейчас публикует присвоенный компании рейтинг "B++" в разделах информации об эмиссии.

Лизинговые компании, получившие рейтинг надежности (кредитоспособности), позиционируют себя как транспарентные и открытые для работы с широким кругом партнеров. И более того, такие компании получают возможность комплексно оценить риски своей деятельности и принять меры по их снижению и дальнейшему развитию бизнеса. А значит, именно они будут расти и развиваться более эффективно, чем конкуренты.

Кейсы: Лизинговые компании, имеющие действующий рейтинг агентства "Эксперт РА" на 1 марта 2007 г.
(краткая характеристика компаний, их конкурентных преимуществ и факторов риска)

Наименование компании Уровень рейтинга Обоснование рейтинга Место в рэнкинге крупнейших лизинговых компаний за 2006 год
ОАО "Главлизинг" B++ Приемлемый уровень надежности с позитивными перспективами ОАО "Главлизинг" — работает на рынке как универсальная лизинговая компания и является одним из лидеров в таких сегментах как лизинг дорожно-строительной техники, лизинг грузового автотранспорта и строительной техники. Компания также проводит активную экспансию в регионы, расширяя филиальную сеть.
ОАО "Главлизинг" имеет детально проработанную стратегию развития; компания одна из первых начала внедрять у себя комплексные автоматизированные системы управления. Однако "Главлизинг" еще предстоит работать над уровнем ликвидности и рентабельности, увеличивать объем собственных средств, чтобы стать более привлекательной в глазах потенциальных инвесторов.
27
ОАО "Муниципальная инвестиционная компания" ОАО "МИК" работает на рынке лизинговых услуг Южного ФО, занимая лидирующие позиции в таких сегментах рынка финансовой аренды, как авиа- и автотранспорт, оборудование и строительная техника. Вкупе с входящей в группу ЗАО "Инко-АМД", на лизинговые компании приходится почти 40% рынка лизинга в Краснодарском крае. Расширение географии деятельности за пределы Южного ФО, хотя и входит в планы компании, на практике пока не реализовано.
Демонстрируя довольно высокие показатели ликвидности, компания, также как ОАО "Главлизинг" имеет недостаточный уровень рентабельности, низкое значение соотношения заемных и собственных средств.
39
ЗАО "Клиентская лизинговая компания" B Приемлемый уровень надежности ЗАО "КЛК" — универсальная компания, предоставляющая услуги финансовой аренды железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, спецтехники, торгового, игрового и прочих видов оборудования предприятиям Центрального, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов и планирующая дальнейшее расширение географии деятельности. Эти и другие планы компании отличаются четкостью и проработанностью, и, с учетом существующего положения компании на рынке, выглядят вполне объективными и реализуемыми. Умеренность в оценках надежности компании обусловлена относительно небольшим объемом ее бизнеса, слабой диверсификацией клиентской базы, а также неоптимальными значениями показателей ликвидности, рентабельности, соотношения собственных и заемных средств. 53*

* — по итогам I полугодия 2006

Методика рейтинга надежности лизинговых компаний и рейтинговые классы