Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Страховой ретейл в России

Делба Гарри Аркадьевич

О текущей ситуации и перспективах развития страхового ретейла в России мы побеседовали с президентом страховой компании "НАСТА" Гарри Делба

— Гарри Аркадьевич, какие розничные виды страхования наиболее развиты сейчас в России?

— На сегодняшний день бесспорным лидером среди массовых видов продолжает оставаться автострахование, и в ближайшей перспективе ситуация вряд ли изменится кардинально. Смена акцентов может происходить только внутри этого сегмента.

Рынок ОСАГО уже достаточно развит и близок к насыщению: в последний год темп его роста несколько снизился и обеспечивался в основном за счет обновления автопарка граждан. С другой стороны, в последнее время рынок, наконец, дождался роста продаж добровольного автострахования, который прогнозировался еще при введении закона. Конечно, во многом столь высокие показатели роста автокаско объясняются и бумом автокредитования.

Из других видов страхования по-прежнему достаточно активно развивается страхование путешественников и страхование от несчастных случаев (в рамках развития банковской розницы). Во всех этих видах, по моим прогнозам, текущие тенденции сохранятся и в ближайшей перспективе.

— А как отразилось на розничном страховании развитие ипотеки?

— Ипотека — это еще один сегмент, развитие которого эксперты предрекали еще несколько лет назад, но оно несколько задержалось. В 2006 году, кажется, ситуация с ипотечными кредитами начала развиваться, причем не только в Москве. Банки, сделав ставку на этот продукт, сумели сформировать достаточно комфортные условия кредитования: снижены ставки по ипотечным кредитам, существенно уменьшены размеры обязательного первоначального взноса, упрощены процедуры и сроки получения кредитов. Одним словом, ипотека становится массовым продуктом. Темпы роста этого сегмента в 2007 году будут, по нашим прогнозам, выше, чем в прошлом, и именно здесь развернется самая жесткая конкуренция и банков, и страховщиков.

— Развитие каких еще розничных видов нам стоит ожидать в ближайшие два-три года?

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем продемонстрирует достаточно серьезный рост и обычное страхование имущества физических лиц. Вряд ли нас ожидает революция, как в автостраховании, но в целом этот сегмент способен к органическому росту, поскольку сейчас страхование постепенно делается узнаваемой и воспринимаемой услугой. Несмотря на неоднозначное отношение большинства населения к ОСАГО, неоспоримо, что обязательное страхование познакомило граждан с основными принципами работы со страховыми компаниями и простимулировало интерес к другим, напрямую не связанным с ним, видам страхования.

— Какие каналы продаж страховщики наиболее активно используют для реализации розничных страховых продуктов?

— Поскольку основное развитие страховой розницы происходит по "связанному" сценарию — т.е. страхование продается как услуга, сопутствующая другой, то основными каналами становятся нестраховые посредники. Прежде всего, это банки, кредитующие население на крупные приобретения (автомобили, недвижимость), а также автосалоны и риелторские компании.

Однако традиционно страхование продается и через агентский канал, и опыт нашего рынка говорит о том, что компании с разветвленной агентской сетью — самые успешные в розничном сегменте. И значение этого канала не будет уменьшаться, ведь именно агент может предоставить персонифицированную услугу, что в условиях серьезного недостатка в знании содержания страховых услуг имеет, как мне кажется, решающее значение.

— Как Вы считаете, появятся ли на нашем рынке новые каналы продаж в ближайшем будущем?

— Я не прогнозирую существенного изменения структуры продаж по каналам в ближайшее время: как сегодня, так и в следующие два-три года основными каналами продаж в страховой рознице останутся нестраховые посредники и агенты.

— Гарри Аркадьевич, давайте поговорим об основных проблемах, которые затрудняют развитие страхового ретейла?

— Для активного развития розницы в любом бизнесе, и страхование тут не исключение, требуются довольно серьезные инвестиции: требуется создание каналов дистрибуции, разработка востребованных розничных продуктов, создание адекватного страхового сервиса, брендинг, наконец. Но в страховании эти инвестиции имеют довольно большой срок окупаемости, а к этому готовы далеко не все компании.

Кроме того, в России пока достаточно низкая страховая культура, несмотря на введение ОСАГО и определенные позитивные тенденции, этим введением вызванные. Дело даже не в том, что россияне не видят необходимости в страховании как таковом. Основная проблема в том, что клиенты или потенциальные клиенты очень смутно представляют себе содержание страховых услуг — отсюда неоправданные ожидания, которые негативно влияют на лояльность клиентов, когда после наступления страхового случая не оправдываются.

Так же проблема имиджевого порядка, серьезно затрудняющая развитие страхования, связана с низким статусом страховых компаний как работодателей, прежде всего, для страховых агентов. В нашей стране страховой агент воспринимается как отчаявшийся неудачник, который не смог ничего добиться в других отраслях. А на Западе страховой агент — это очень престижная профессия, в которую идут уверенные в себе, состоявшиеся предприниматели. Ликвидировать эту пропасть за короткое время достаточно сложно.

— А как обстоит дело с конкурентной средой страхового рынка?

— Достаточно примитивный уровень конкуренции — это еще одна проблема российского страхования. До сих пор основные маркетинговые изыски страховщиков так или иначе связаны с ценой услуги, тогда как на развитых рынках ценовая конкуренция не имеет перспектив, она может дать лишь краткосрочный эффект. Также и в страховании: демпинг, конечно, дает краткосрочный эффект притока клиентов, но рентабельность бизнеса при этом очень сильно снижается, однако пока других инструментов страховой маркетинг на российском рынке практически не использует или использует крайне слабо.

Например, российские страховщики пока еще мало работают над продуктовым предложением, пока продукты по всем видам страхования достаточно слабо сегментированы, и клиент испытывает затруднения в подборе идеального для себя сочетания цены продукта и его содержания. В основном предложения страховых компаний ориентируются в настоящий момент или на самых чувствительных к цене клиентов (ограничивая таким образом потенциальную рентабельность бизнеса) или на премиум-сегмент (принимая серьезные количественные ограничения развития розницы), тогда как основной потенциал развития страховой розницы — это средний класс.

Кроме того, вкладывая существенные ресурсы в рекламу, страховщики не успевают создать инфраструктуру, которая бы позволила достойно выполнять рекламные обещания: не развивают сопутствующих услуг, не увеличивают пропускную способность call-центров, не обеспечивают свой бизнес адекватной IT-платформой. В результате привлеченные рекламой клиенты зачастую испытывают разочарование, и на рынке рождается представление о низкой лояльности страхователей к своим компаниям.

Решения всех этих проблем довольно очевидны, и основным в их решении является временной фактор.

— В последнее время много говорят о сотрудничестве страховых компаний и банков. Насколько, по Вашему мнению, подобный "союз" перспективен?

— Банковский канал на сегодняшний день — один из самых быстрорастущих и перспективных в страховой рознице. Вероятнее всего, сотрудничество банков и страховых компаний и в дальнейшем будет расширяться. Будут достаточно высокими темпами расти объемы по ипотеке, также будет расти и автострахование. Кроме того, я считаю перспективным направлением сотрудничества банков и страховщиков сегмент малого и среднего бизнеса. Если в России сохранится благоприятная макроэкономическая конъюнктура, то в ближайшие годы малый и средний бизнес обретет стабильность и ясные перспективы, а с этим неизбежно возрастет востребованность всех финансовых услуг, в том числе и страхования.

— Насколько активно страховые продукты продаются через "всемирную паутину"?

— На настоящем этапе развития страхования продажи страховых продуктов через Интернет не могут считаться самостоятельным каналом, так как их доля в розничном портфеле любого страховщика ничтожно мала. И практика показывает, что никакие усилия по развитию и продвижению страховых интернет-магазинов пока не окупаются. Причин к этому несколько: прежде всего, сфера Интернет-торговли в принципе не особенно развита пока в России, и граждане предпочитают покупать через Интернет только очень простые товары. Страхование же — сложная услуга, содержание которой требует очень подробных пояснений для клиента, что при Интернет-продаже практически невозможно сделать. Более того, при достаточно интенсивном развитии страховой розницы в регионах доступность Интернета там достаточно низкая, поэтому потребитель просто не имеет физической возможности использовать данный канал.

Обсудить на форуме


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!