Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

ОАО "РОСНО"

Абалакин Сергей Михайлович,
директор Департамента страхования автотранспорта Московского региона

 

Абалакин Сергей Михайлович

Абстрагируемся от цифр. Что сейчас глобального следует ожидать от ОСАГО? В каком направлении будет двигаться законодательство по данному виду страхования?

 

— Глобально на рынке ОСАГО грядут две серьезные вещи. Но неясно, чего ждать от этих нововведений. Первое — это прямое урегулирование убытков. Что касается прямого урегулирования, то непонятно, каким будет этот механизм. Второе — упрощенная система урегулирования, когда при ДТП будет необязательно вызывать сотрудников ГАИ. При этом предполагаемая сумма возмещения, при которой должна действовать упрощенная система, находится в стадии обсуждения, но ориентировочно — порядка 20 тысяч рублей. Таким образом, получается, что где-то в 70% случаев сотрудникам ГАИ будет необязательно присутствовать на месте происшествия. А что делать в случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с определением суммы ущерба, пока никто не предложил.

Присутствует также вероятность утверждения нового порядка возмещения ущерба. А именно, определение размера ущерба, возможно, будет производиться без учета износа. Что существенно отразится на росте выплат и выступит катализатором процесса банкротства многих СК.

Часть компаний как-то объявила о начале интеграции с целью введении прямого урегулирования по ОСАГО. Как сейчас обстоит дело?

— Изначально было порядка 5 компаний, которые собрались и сделали соответствующее заявление. Но дальше слов дело не пошло — взаимодействие компаний после этого не продолжилось. По большому счету, только "РОСНО" принимают своих страхователей, застрахованных по договорам ОСАГО, оказывает полноценное содействие при получении страхового возмещения.

В рамках действующего законодательства мы не можем произвести выплату самостоятельно.

Готовы ли страховщики к введению прямого урегулирования? Какие требования они должны для этого выполнить?

— Нужно четко определить, что такое "прямое урегулирование убытков" и какой механизм будет принят за основу. Возможно несколько механизмов.

Первый — клиент обращается в свою страховую компанию, и сколько будет ему выплачено, столько и должна будет возместить компания виновника. Соответственно здесь нужно разработать стандарты проведения независимой технической экспертизы, чтобы ее результаты не оспаривались компаниями.

Второй механизм компенсаций — независимо от того, какую сумму выплатила компания своему клиенту, компанией, в которой застрахован виновник ДТП, будет выплачена некая средняя сумма.

Есть плюсы как у одной системы, так и у другой. И важным вопросом является то, как будут осуществляться расчеты между компаниями в рамках прямого урегулирования. Либо компании будут рассчитываться между собой напрямую, либо будет создан некий единый клиринговый центр, который будет учитывать взаимозачеты, и деньги будут ходить в минимальном количестве между компаниями. И в зависимости от того, какой вариант прямого урегулирования будет принят, можно тогда будет говорить о требованиях, предъявляемых к страховым компаниям.

А могут ли компании на рынке ОСАГО договориться о неких единых стандартах деятельности в рамках прямого урегулирования?

— При РСА была в свое время создана комиссия, которая занималась разработкой стандартов урегулирования убытков в рамках системы прямого урегулирования. Работа этой комиссии в принципе закончилась тем, что мы пришли к выводу — между собой 150 компаний никогда ни о чем не договорятся.

Совершенно необходимо, чтобы Правительство взяло на себя утверждение правил взаимодействия страховщиков, приняв во внимание разумные предложения страхового сообщества. У самих страховщиков сейчас слишком много разногласий.

Для клиента прямое урегулирование убытков, несомненно, является положительным фактором. Но появится ли недоверие или какие-либо формы мошенничества уже между страховщиками?

— Появится. Примеры не совсем честной работы уже были на рынке. Компании уходили с рынка, и никто не гарантирует, что даже компании из первой двадцатки будут отличаться в дальнейшем высокой надежностью и честностью. Ведь компании, уходившие с рынка ОСАГО, работали в тех регионах, где тарифы были в принципе адекватными. Значит, проблема не в тарифах, а в чем-то другом. И, к сожалению, на рынке ОСАГО компаний с проблемами еще много, и пока рынок не очистят, прямое урегулирование ввести довольно сложно — появятся компании, которые постараются на этом заработать. А зарабатывать они будут за счет добросовестных компаний и добросовестных страхователей, соответственно именно на добросовестных участников рынка и возрастет нагрузка.

Получается нерадужная картина. Убыточность и так через пару лет будет на критическом уровне, а тут придется еще и больше платить. Насколько адекватны текущие тарифы?

— Сейчас пока убыточность зашкаливает в отдельных регионах, причем не самых отдаленных от Москвы. Например, мы анализировали Ярославль: показатели там сопоставимы с московскими, но убыточность на порядок выше, что прямо свидетельствует о не совсем адекватной тарифной ставке.

Что будет происходить в таких регионах? Получится ли так, что там будет невозможно купить полис ОСАГО. Региональных страховщиков высокая убыточность будет загонять в минус, но они из региона никуда не уйдут? А рассматривается ли такой сценарий, что федеральные компании будут уходить из убыточных регионов?

— Вполне рассматривается. Цель существования каждой компании — прибыль. У каждой компании есть акционеры, которые требуют прибыли. Если прибыли нет, то бизнес ведется неэффективно и нужно пересматривать механизмы работы. Нормальная ситуация, нормальные требования акционеров, никто не хочет и не будет работать себе в убыток.

Какие сейчас наиболее проблемные регионы в плане убыточности по ОСАГО?

— К ним можно отнести Мурманск, Архангельск, Ханты-Мансийск, Кузбасс, Самару, Мордовию и многие другие. География очень разнообразна, и особой региональной зависимости не прослеживается.

По оценкам "Эксперт РА", убыточность по ОСАГО в целом по России достигнет критических значений уже в 2008 году. А у отдельных компаний уже сейчас возникают трудности по ОСАГО. Есть какие-либо методы, которые позволяют ограничить убыточность в рамках компании?

— Мы сейчас пытаемся анализировать подобные моменты. Где возникают вопросы по очень высокой частоте наступления страхового случая и убыточности, направляем запросы, анализируем. Есть случаи несбалансированного портфеля в филиалах, когда застраховано большое количество такси и общественного транспорта. Но в абсолютном большинстве проблемных регионов причина высокой убыточности лежит в тарифе.

Вот отдельный вопрос — общественный транспорт. Например, в Европе застрахованы все пассажиры общественного транспорта, но у нас ведь не так. Убыточность по нему очень высокая, откуда она берется?

— Прежде всего — общая организация движения. Если в Европе для общественного транспорта выделена отдельная полоса, то у нас общественный транспорт участвует в общем движении. Да и профессионализм привлекаемых водителей часто оставляет желать лучшего. Эти факторы вкупе с активным использованием и дают столь высокую убыточность по общественному транспорту.

Почему в совокупных выплатах по ОСАГО выплаты по возмещению вреда жизни или здоровью почти не видны?

— Нет единого механизма, данные выплаты почти невозможно получить. Даже всевозможные организации по защите прав потребителей, когда к ним приходит пострадавший по ОСАГО, желающий получить возмещение вреда здоровью, отказывают ему в помощи — они просто не знают, что делать в данном случае. Собрать справки, чтобы получить компенсацию по здоровью в рамках ОСАГО, чрезвычайно сложно. Поэтому почти все выплаты по данному направлению — это те выплаты, которые пошли на погребение.

Кто должен упростить механизм выплат по вреду жизни или здоровью, чтобы пострадавшему было проще их получить?

— Конечно, Правительство.

То есть можно четко прописать правила: если перелом — такая-то выплата. А что тогда будет с убыточностью? Сразу же скачок?

— Естественно. Прогнозы, конечно, вещь неблагодарная, но то, что будет рост убыточности в данном случае — это точно. Другой вопрос — объемы этих выплат, ведь сейчас никто не может сказать, каков будет этот механизм и каковы будут суммы компенсаций.

Сейчас выплат по потере трудоспособности очень мало. Помимо выплат на погребение, есть компенсации за понесенные расходы на лечение. Но медицина у нас бесплатная, больничный потерпевшему оплачивают. Получается, что все расходы пострадавшему компенсируют, и при нынешнем законодательстве по ОСАГО потерпевшим ничего не положено, кроме расходов на погребение. Правильно это или нет? Пожалуй, неправильно, но нужно отдавать себе отчет, что за всё надо платить. И если будет принято решение платить возмещение здоровью по четким правилам или таблицам, то нужно повышать базовые тарифы, а сейчас запаса убыточности для этого нет.

Когда тарифы уже будут определяться не государством, а самими страховыми компаниями? Или же пока слишком сильна угроза демпинга со стороны недобросовестных компаний?

— Время от времени такой вопрос поднимается. И основная проблема — это недобросовестные страховщики. Навести порядок среди 150 страховщиков и добиться от всех адекватных тарифов довольно сложно. Время от времени будут возникать компании, дающие по 40% комиссионных по ОСАГО. А то, что они вследствие такой политики рано или поздно уйдут с рынка, сомнений нет. И возникают мысли, что некоторые компании просто создавались для того, чтобы быстро заработать и уйти с рынка.

В последнее время на рынке ОСАГО активизировалась ФАС. И одно из предложений со стороны ФАС было осуществлять выплаты по ОСАГО без учета амортизации. Как это повлияет на общий уровень выплат?

— Выплаты вырастут более чем на 30 процентов.

Получается, что введение различных законодательных инициатив в действие неизбежно приведет к необходимости повышения тарифов. И не стоит забывать об инфляции. Она же влияет не только на выплаты, но на расходы на ведение дела. Хватает ли сейчас установленных законом 23%?

— Рост цен идет на всё. И расходы страховых компаний здесь не исключение, приходится оптимизировать издержки. А позволить оптимизацию расходов можно только на большом портфеле. Если раньше, например, мы могли позволить себе держать людей, которые бы занимались урегулированием убытков на местах в регионах, где объемы бизнеса не столь велики, то сейчас будем пересматривать существующие бизнес-процессы.

Страховщики по цене конкурировать не могут, а какое новое качество услуг можно предложить по ОСАГО в рамках установленных расходов?

— Сейчас РОСНО может отправить аварийного комиссара на место происшествия. Предоставляем, если надо, эвакуатор. Помогаем пройти независимую экспертизу, чтобы размер возмещения был адекватным причиненному ущербу. Конечно, периодически возникала проблема недобросовестного отношения партнеров по оценке ущерба, но в последнее время мы почистили их ряды. И если мы видим явно завышенную калькуляцию, которая была сделана за определенную мзду, то мы имеем возможности отследить подобные операции и пресечь их.

Мы видим основное развитие конкуренции на рынке ОСАГО именно в разрезе качества предоставляемых услуг.

Обсудить на форуме