Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью c Михаилом Карякиным, начальником управления страхования кредитных и специальных рисков, ОАО «КапиталЪ Страхование»

Карякин Михаил Юрьевич

– Как изменился рынок за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для 2008г. (начало 2009г.)?

– Я думаю, мое мнение совпадает с мнением многих моих коллег о том, что ситуация на рынке выглядит драматически. Кризис повлиял на российских Факторов очень сильно: на платежеспособность Факторов, на доступность ликвидности и, наконец, на возрастание степени рисков, которые принимают на себя факторы. Кризис, естественно, является основным событием, потому что из-за него изменилась картина рынка в целом, и мы понимаем, что в этом году поменяются как объемы рынка, так и структура и состав участников. Мы ожидаем и уход ряда Факторов с рынка.

– Какие на ваш взгляд факторы, уйдут с рынка?

– Позволю себе не называть конкретные имена. Но отмечу один важный момент: близость к банку не означает доступ к большой ликвидности. На мой взгляд, есть два фактора выживаемости: доступ к фондированию и управление рисками - управление кредитными рисками, рисками ликвидности, валютными рисками. У кого хорошо с ликвидностью и хорошо с управлением рисками – те останутся.

– А выход новых факторов на рынок как на ваш взгляд возможен?

– В этом году?

– Да.

– Я не думаю, что это возможно, несмотря на наличие спроса. Появился риск недобросовестного отношения клиентов к Факторам. Это всегда проявляется в условиях кризиса. Поэтому я, конечно, не берусь говорить, что не будет выхода новых игроков на рынок факторинга в этом году, но, в моем понимании, это не лучший период.

– Какова доля страхования рисков Факторов на рынке страхования кредитов в России в 2008 году? Прокомментируйте, пожалуйста, динамику этого показателя.

– Доля страхования рисков Факторов на рынке страхования кредитов в России в 2008 году минимальна. Мы повторяем уже не первый год, что страхованием факторинговых рисков занимались очень малая доля потенциальных клиентов. Потому что: во-первых, страхование необходимо только при безрегрессном факторинге (а доля безрегрессного факторинга в России не так велика); во-вторых, часть Факторов, которые занимались и занимаются безрегрессным факторингом, считают, что они лучше управляют рисками сами, чем это было бы в сотрудничестве со страховой компанией. Факторы, являющиеся клиентами страховщиков, в отрыве от российской практики очень хорошо понимают и осознают роль страхования и опасность, которую таят в себе кредитные риски в портфеле.

– Но все-таки по итогам 2008 года безрегрессный факторинг значительно вырос, как и кредитные риски в экономике. Чувствуете ли Вы, что это сказалось на росте спроса на Ваши услуги?

– Да, несомненно. Последний год спрос увеличивается в геометрической прогрессии. Но это не означает, что растет и предложение со стороны страховых компаний.

– Теперь страховая компания может больше выбирать…

– Абсолютно точно. Страховая компания всегда могла выбирать, так как спрос всегда был большой. Сейчас он в десятки раз превышает предложение. Но одно дело страховать риски, когда это происходит по причине правильного и разумного подхода к управлению рисками, а другое дело - приходить к страховщику, когда «горячо», т.е. уже есть проблемы. Что, в общем-то, зачастую и встречается на российском рынке, - это один из источников роста спроса. Самое очевидное доказательство наличия проблем у Фактора - это увеличившиеся просрочки в портфеле. И это видно страховщику, который анализирует портфель.

– Каких успехов достигла ваша компания в 2008 году, и с какими сложностями пришлось столкнуться?

– В отношении успехов в части страхования кредитов – это увеличение объемов застрахованных рисков и приобретение новых интересных клиентов. Сложности прошлого года связаны с кардинальным изменением экономики. Это, естественно, увеличившийся уровень неплатежей. Но это не та сложность, которую нельзя преодолеть; это часть нашей профессии и мы продолжаем трудиться.

– Насколько повысились ставки по страхованию рисков факторов?

– В некоторых секторах экономики ставки выросли в разы. Это те сектора, которые оказались в начале кризиса более рискованными. Но при этом надо понимать, что есть сектора, которые хотя и изменились, но при этом риск вырос не настолько, чтобы повышать ставки в разы. Не хотелось бы приводить примеры отраслей. Но своеобразный «черный список», конечно, у нас сформирован.

– А ставки на услуги страховщиков по страхованию кредитных рисков насколько растут?

– У нас, естественно, постоянно возникают новые сделки по страхованию кредитных рисков, но при этом по возросшей по сравнению с прошлым годом стоимости: ведь все понимают, что риски выросли. На величину ставки, в первую очередь, влияет наша оценка финансового положения и сектора экономики клиента, с которым работает Фактор. В среднем, ставки премии выросли на 50%.

– В настоящий момент в связи с кризисом на рынке факторинга происходит ряд серьезных изменений: некоторые средние и мелкие игроки ушли с рынка, у крупных игроков - финансовые проблемы и, как следствие, на рынке существенный недостаток ликвидности, большинство факторов прекратило или существенно ограничило объемы финансирования. Скажутся ли эти явления на имидже факторинга?

– По-моему, это уже сказалось. Мы постоянно встречаемся с клиентами российских факторов и слышим их мнения о том, насколько изменился рынок, но здесь надо четко отличать имидж рынка в целом (который поменялся, потому что ряд Факторов совсем уходят с рынка) от имиджа отдельных Факторов. На наш взгляд, основное изменение в восприятии факторинга клиентами заключается в осознании того, что факторинг – это не только и не столько финансирование, сколько инструмент управления рисками дебиторской задолженности.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009г.

– Мне кажется, в отношении факторинга уже начался процесс, который будет прослеживаться весь 2009 год - очищения рынка факторинга. Не от какого-то негатива, а очищение в том смысле, что останутся наиболее сильные и наиболее правильные с точки зрения факторингового бизнеса игроки. И это, пожалуй, самое важное изменение на рынке факторинга. Сложно прогнозировать объемы уступленной дебиторской задолженности - они привязаны к доступности и цене ликвидности для Факторов.

Мне сложно представить, что рынок факторинга как таковой исчезнет. Он останется, и останутся сильные игроки, которые пройдут через кризис и окрепнут. Но, на наш взгляд, будут и уже есть прецеденты ухода с рынка игроков, которые повлекут за собой еще больше недоверия инвесторов и кредиторов к факторингу. И это недоверие затронет всех российских Факторов - в не зависимости от их аффилированности с банками и финансовыми группами. Чем больше дефолтов Факторов происходит в России, тем сложнее российским Факторам будет привлекать фондирование в будущем.

– А вашими клиентами являются крупные или мелкие Факторы?

– За страхованием приходят многие. Другое дело, кто от нас уходит с полисом. Здесь, наверное, было бы правильнее сказать, что большую долю наших клиентов – Факторов составляют иностранные финансовые институты.

– К ним больше доверия?

– Просто у них больше понимания того, зачем нужно страхование и какова его роль в риск-менеджменте.

– Есть такое мнение, что находясь в преддефолтном состоянии, клиенты будут в первую очередь погашать свои обязательства пред Факторами, а не перед банками, поскольку несвоевременное погашение обязательств пред Факторами приведет к пустым полкам, и тогда будет поздно с кем-либо договариваться о реструктуризации.

– На самом деле, рассматривая вопрос страхования Факторов, мы тоже об этом думали и даже скорее на это рассчитывали. Но рано или поздно компания, которая в такие игры играет, доходит до дефолта, и тогда страдают все кредиторы – и Факторы, и банки.

– По краю проходят многие, но тонут из них не все…

– Согласен. Время покажет, кого будут выбирать клиенты. У нас уже в этом году возник один случай, когда проходя по этому лезвию, должник вполне осознанно выбрал банк, а не Фактора. В этой связи важно поведение банка: если он не готов идти на реструктуризацию и занимает жесткую позицию (т.е. готов «убить» бизнес ради возврата своих денег) то клиент может выбрать банк.

– Спасибо за интервью!

– Спасибо Вам!