Интервью с Заместителем генерального директора компании "CARCADE Лизинг" Ларисой Власовой
Поделиться
Facebook Twitter VK


Власова Лариса Федоровна

– Какие значимые (или потенциально значимые) события произошли на рынке в 4 квартале 2008г. и в начале 2009г.?
Оба квартала продолжили грустную тенденцию второй половины 2008 г., характеризующуюся общим спадом продаж лизинговых услуг на фоне снижения объема финансирования лизинговых компаний и роста дебиторской задолженности со стороны лизингополучателей. Очевидно, что под влиянием внешней финансово-экономической ситуации эти процессы будут продолжаться.

Среди наиболее значимых, хотя бесспорно не совсем радостных для нас событий, можно отметить повышение налоговых таможенных пошлин на импортирующиеся автомобили и вступление в силу поправок, внесенных в главу 25 НК по 158-ФЗ (от 22.07.2008), касающихся отмены ускоренной амортизации 1-3 групп.

Правда, на фоне общих негативных настроений оценить эффект от этих изменений пока сложно, а в случае с увеличением пошлин на «иномарки» может быть еще и рано, так как в первом квартале автосалоны обычно распродают автомобили прошлого года выпуска. А спрос на автомобили производства этого года по новым ценам, сформированным с учетом курса доллара и ввозных пошлин, будет понятен только во втором квартале 2009 г.

За последние несколько месяцев рынок лизинга существенно изменился по своей структуре: массовый отток капитала из ряда секторов, таких как строительство, теплоэнергетика, производство оборудования, повлиял на степень активности заключаемых договоров лизинга с компаниями, работающими в этих отраслях. В меньшей степени кризис затронул сегмент лизинга легкового и грузового автотранспорта, зато существенно сократился сегмент железнодорожной техники.

Однако, в 2009 году лизинговой отрасли можно рассчитывать на поддержку со стороны государства. Правда, средства, выделенные из бюджета, будут направлены на восстановление секторов, обслуживающих окологосударственные структуры – с/х, коммунальное хозяйство, отечественное производство и пр. Независимые лизинговые компании в меньшей степени ощутят на себе поддержку государства.

– Как изменилась ситуация с фондированием в компании?
В связи с нехваткой рублевой ликвидности сильно выросли ставки по рублевым кредитам. Со стороны банков сокращено кредитование реального бизнеса по причине резко возросшего кредитного риска, который в настоящих условиях сложно оценить. Банки средней величины, по ощущениям, практически полностью прекратили кредитование бизнеса. Реально кредитуют крупнейшие банки из первой десятки, но и они в основном сосредоточены на поддержке государственных компаний. Тем не менее, мы продолжаем работу с нашими банками-партнерами, прежде всего со Сбербанком и банком Юникредит, которые через нашу компанию поддерживают малый и средний бизнес России.

– Как изменились предпочтения клиентов по предметам лизинга и по условиям контрактов?
Интерес клиентов смещается в сторону более дешевых автомобилей; нередко лизингополучатель делает выбор в пользу более доступной по цене отечественной технике; спросом пользуются демократичные корейские автомобили.

Количество лизинговых предложений в условиях кризиса существенно сократились, и сегодня уже нет того разнообразия гибких лизинговых программ, среди которых клиенту было бы сложно сделать выбор.

Все ждут одного и того же – докризисных условий сотрудничества, нормализации экономической ситуации, стабилизации курса валют.

– Как изменилась платежная дисциплина клиентов?
Дебиторская задолженность, к сожалению, растет. В условиях кризиса наши клиенты - предприятия малого и среднего бизнеса – сталкиваются с ситуациями, когда поступления запланированных денежных средств от партнеров и контрагентов задерживаются. В результате лизингополучатели вынуждены нарушать свои обязательства по договору лизинга. В таких случаях мы стараемся реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуть клиента в график.

Но есть и другие случаи, когда отношения между лизингодателем и клиентом заканчиваются расторжением договора. Внутри компании работа в этом направлении выстроена достаточно четко и грамотно. В CARCADE есть отдельный департамент, сотрудники которого работают в каждом городе присутствия; существует процедура «легкой вендикации», направленной на профилактику возможных задолженностей по техническим причинам и т. д.

Однако CARCADE старается минимизировать риски еще на подготовительном этапе при заключении договора лизинга путем продуманной кредитной политики, грамотной процедуры проведения лизинговой сделки, а также за счет недавно внедренной системы «fraud-скоринга» и прочих инструментов.

– Какие происходят изменения в компании и у лизингополучателей в связи с изменением правил амортизации?
Несмотря на поправки, внесенные в НК РФ, касающиеся отмены действующих норм ускоренной амортизации (гл. 25 НК по 158-ФЗ от 22.07.2008), никаких особых препятствий ни для себя, ни для лизингополучателей мы не видим. Главная финансовая выгода лизинга – отнесение лизинговых платежей на расходы и экономия на налоге на прибыль – сохраняется.

Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то отмена ускоренной амортизации не влечет за собой увеличения налога на имущество.

Также хотелось бы отметить, что отмена ускоренной амортизации не затронет преимуществ, связанных с получением права вычета по НДС. Выплаты НДС осуществляются в течение всего срока договора лизинга с каждым лизинговым платежом с последующим возмещением из бюджета.

К сожалению, позиция налоговых органов такова, что приходится снять коэффициенты ускоренной амортизации по 1 – 3 амортизационным группам по всем договорам, заключенным до 2009 года. В этой ситуации лизингополучатель никак не страдает вне зависимости от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга, а вот лизингодатель вынужден будет увеличить текущие выплаты по налогу на прибыль по договорам лизинга, учитываемым на его балансе. Наша компания приняла решение взять эти расходы на себя.

– Каким компания видит свое развитие в 2009 году?
Даже в условиях кризиса планы нашей компании как всегда амбициозны. Компания установила для себя планку по объемам продаж, достижение которой потребует от нас много сил и терпения.

Особое внимание мы будем уделять работе с дебиторской задолженностью, поскольку от этого показателя во многом зависит надежность и стабильность компании. В планы CARCADE по-прежнему входит совершенствование существующих процедур, операций и регламентов.

На протяжении 2009 года компания будет продолжать реализацию лизинговых программ для малого и среднего бизнеса, разработанных совместно с производителями и поставщиками автомобилей. Сейчас в CARCADE успешно проходит акция «2:0 в Вашу пользу!» по автомобилям марок Mitsubishi, Chevrolet, Nissan, Renault. В рамках акции клиенты могут приобрести автомобиль с удорожанием 0%, то есть по цене автосалона и без оценки финансового состояния предприятия.

А вообще, сложившуюся ситуацию компания расценивает как возможность укрепить свое положение на рынке в сегменте автолизинга, поэтому в настоящее время мы прикладываем особые усилия по повышению эффективности работы сети продаж в целом и каждого отдельного сотрудника в частности.

– Какие изменения происходят в компании в связи с девальвацией рубля?
Наша компания была подготовлена к колебаниям валютного курса: вот уже несколько лет мы управляем валютным риском путем соблюдения соответствия наших валютных обязательств нашим валютным активам.

С осени прошлого года мы стали осуществлять контроль валютной позиции на ежедневной основе, поэтому нам удалось избежать существенных потерь на курсовой разнице. Также в связи с девальвацией участились обращения к нам клиентов с просьбой реструктурировать долларовые графики лизинговых платежей. Если клиент подтверждает свою платежеспособность, мы охотно идем ему навстречу и даем возможность либо досрочно выкупить предмет лизинга, либо по его просьбе проводим реструктуризацию графика платежей.

– Какими на Ваш взгляд будут критерии выживания и успешности компаний в 2009 году?
В условиях кризиса самое важное, на мой взгляд, – это умение своевременно принимать решения и внедрять их в жизнь, корректируя деятельность организации в быстро меняющемся бизнес-ландшафте. Чувствовать уверенно себя будут те компании, которые научились грамотно управлять своими рисками, оперативно реагируя на изменения рынка.

– Охарактеризуйте пожалуйста Ваш прогноз роста компании и в целом рынка в 2009 году
CARCADE Лизинг, как участник рынка лизинговых услуг, будет выстраивать свою политику исходя из сроков и темпов подъема отрасли, которые будут понятны уже в первой половине 2009 года. Но пока степень неопределенности, к сожалению, слишком высока, и делать прогнозы на целый год вперед достаточно сложно.

По поводу первого квартала могу сказать, что, что мы ожидаем падение рынка лизинга где-то на 70% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Скорее всего, в портфеле лизинговых компаний будет расти доля сделок с постоянными клиентами, подтвердивших за время сотрудничества с лизингодателем свою безупречную репутацию заемщика.