Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Власова Лариса Федоровна

– Какие значимые (или потенциально значимые) события произошли на рынке в 4 квартале 2008г. и в начале 2009г.?
Оба квартала продолжили грустную тенденцию второй половины 2008 г., характеризующуюся общим спадом продаж лизинговых услуг на фоне снижения объема финансирования лизинговых компаний и роста дебиторской задолженности со стороны лизингополучателей. Очевидно, что под влиянием внешней финансово-экономической ситуации эти процессы будут продолжаться.

Среди наиболее значимых, хотя бесспорно не совсем радостных для нас событий, можно отметить повышение налоговых таможенных пошлин на импортирующиеся автомобили и вступление в силу поправок, внесенных в главу 25 НК по 158-ФЗ (от 22.07.2008), касающихся отмены ускоренной амортизации 1-3 групп.

Правда, на фоне общих негативных настроений оценить эффект от этих изменений пока сложно, а в случае с увеличением пошлин на «иномарки» может быть еще и рано, так как в первом квартале автосалоны обычно распродают автомобили прошлого года выпуска. А спрос на автомобили производства этого года по новым ценам, сформированным с учетом курса доллара и ввозных пошлин, будет понятен только во втором квартале 2009 г.

За последние несколько месяцев рынок лизинга существенно изменился по своей структуре: массовый отток капитала из ряда секторов, таких как строительство, теплоэнергетика, производство оборудования, повлиял на степень активности заключаемых договоров лизинга с компаниями, работающими в этих отраслях. В меньшей степени кризис затронул сегмент лизинга легкового и грузового автотранспорта, зато существенно сократился сегмент железнодорожной техники.

Однако, в 2009 году лизинговой отрасли можно рассчитывать на поддержку со стороны государства. Правда, средства, выделенные из бюджета, будут направлены на восстановление секторов, обслуживающих окологосударственные структуры – с/х, коммунальное хозяйство, отечественное производство и пр. Независимые лизинговые компании в меньшей степени ощутят на себе поддержку государства.

– Как изменилась ситуация с фондированием в компании?
В связи с нехваткой рублевой ликвидности сильно выросли ставки по рублевым кредитам. Со стороны банков сокращено кредитование реального бизнеса по причине резко возросшего кредитного риска, который в настоящих условиях сложно оценить. Банки средней величины, по ощущениям, практически полностью прекратили кредитование бизнеса. Реально кредитуют крупнейшие банки из первой десятки, но и они в основном сосредоточены на поддержке государственных компаний. Тем не менее, мы продолжаем работу с нашими банками-партнерами, прежде всего со Сбербанком и банком Юникредит, которые через нашу компанию поддерживают малый и средний бизнес России.

– Как изменились предпочтения клиентов по предметам лизинга и по условиям контрактов?
Интерес клиентов смещается в сторону более дешевых автомобилей; нередко лизингополучатель делает выбор в пользу более доступной по цене отечественной технике; спросом пользуются демократичные корейские автомобили.

Количество лизинговых предложений в условиях кризиса существенно сократились, и сегодня уже нет того разнообразия гибких лизинговых программ, среди которых клиенту было бы сложно сделать выбор.

Все ждут одного и того же – докризисных условий сотрудничества, нормализации экономической ситуации, стабилизации курса валют.

– Как изменилась платежная дисциплина клиентов?
Дебиторская задолженность, к сожалению, растет. В условиях кризиса наши клиенты - предприятия малого и среднего бизнеса – сталкиваются с ситуациями, когда поступления запланированных денежных средств от партнеров и контрагентов задерживаются. В результате лизингополучатели вынуждены нарушать свои обязательства по договору лизинга. В таких случаях мы стараемся реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуть клиента в график.

Но есть и другие случаи, когда отношения между лизингодателем и клиентом заканчиваются расторжением договора. Внутри компании работа в этом направлении выстроена достаточно четко и грамотно. В CARCADE есть отдельный департамент, сотрудники которого работают в каждом городе присутствия; существует процедура «легкой вендикации», направленной на профилактику возможных задолженностей по техническим причинам и т. д.

Однако CARCADE старается минимизировать риски еще на подготовительном этапе при заключении договора лизинга путем продуманной кредитной политики, грамотной процедуры проведения лизинговой сделки, а также за счет недавно внедренной системы «fraud-скоринга» и прочих инструментов.

– Какие происходят изменения в компании и у лизингополучателей в связи с изменением правил амортизации?
Несмотря на поправки, внесенные в НК РФ, касающиеся отмены действующих норм ускоренной амортизации (гл. 25 НК по 158-ФЗ от 22.07.2008), никаких особых препятствий ни для себя, ни для лизингополучателей мы не видим. Главная финансовая выгода лизинга – отнесение лизинговых платежей на расходы и экономия на налоге на прибыль – сохраняется.

Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то отмена ускоренной амортизации не влечет за собой увеличения налога на имущество.

Также хотелось бы отметить, что отмена ускоренной амортизации не затронет преимуществ, связанных с получением права вычета по НДС. Выплаты НДС осуществляются в течение всего срока договора лизинга с каждым лизинговым платежом с последующим возмещением из бюджета.

К сожалению, позиция налоговых органов такова, что приходится снять коэффициенты ускоренной амортизации по 1 – 3 амортизационным группам по всем договорам, заключенным до 2009 года. В этой ситуации лизингополучатель никак не страдает вне зависимости от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга, а вот лизингодатель вынужден будет увеличить текущие выплаты по налогу на прибыль по договорам лизинга, учитываемым на его балансе. Наша компания приняла решение взять эти расходы на себя.

– Каким компания видит свое развитие в 2009 году?
Даже в условиях кризиса планы нашей компании как всегда амбициозны. Компания установила для себя планку по объемам продаж, достижение которой потребует от нас много сил и терпения.

Особое внимание мы будем уделять работе с дебиторской задолженностью, поскольку от этого показателя во многом зависит надежность и стабильность компании. В планы CARCADE по-прежнему входит совершенствование существующих процедур, операций и регламентов.

На протяжении 2009 года компания будет продолжать реализацию лизинговых программ для малого и среднего бизнеса, разработанных совместно с производителями и поставщиками автомобилей. Сейчас в CARCADE успешно проходит акция «2:0 в Вашу пользу!» по автомобилям марок Mitsubishi, Chevrolet, Nissan, Renault. В рамках акции клиенты могут приобрести автомобиль с удорожанием 0%, то есть по цене автосалона и без оценки финансового состояния предприятия.

А вообще, сложившуюся ситуацию компания расценивает как возможность укрепить свое положение на рынке в сегменте автолизинга, поэтому в настоящее время мы прикладываем особые усилия по повышению эффективности работы сети продаж в целом и каждого отдельного сотрудника в частности.

– Какие изменения происходят в компании в связи с девальвацией рубля?
Наша компания была подготовлена к колебаниям валютного курса: вот уже несколько лет мы управляем валютным риском путем соблюдения соответствия наших валютных обязательств нашим валютным активам.

С осени прошлого года мы стали осуществлять контроль валютной позиции на ежедневной основе, поэтому нам удалось избежать существенных потерь на курсовой разнице. Также в связи с девальвацией участились обращения к нам клиентов с просьбой реструктурировать долларовые графики лизинговых платежей. Если клиент подтверждает свою платежеспособность, мы охотно идем ему навстречу и даем возможность либо досрочно выкупить предмет лизинга, либо по его просьбе проводим реструктуризацию графика платежей.

– Какими на Ваш взгляд будут критерии выживания и успешности компаний в 2009 году?
В условиях кризиса самое важное, на мой взгляд, – это умение своевременно принимать решения и внедрять их в жизнь, корректируя деятельность организации в быстро меняющемся бизнес-ландшафте. Чувствовать уверенно себя будут те компании, которые научились грамотно управлять своими рисками, оперативно реагируя на изменения рынка.

– Охарактеризуйте пожалуйста Ваш прогноз роста компании и в целом рынка в 2009 году
CARCADE Лизинг, как участник рынка лизинговых услуг, будет выстраивать свою политику исходя из сроков и темпов подъема отрасли, которые будут понятны уже в первой половине 2009 года. Но пока степень неопределенности, к сожалению, слишком высока, и делать прогнозы на целый год вперед достаточно сложно.

По поводу первого квартала могу сказать, что, что мы ожидаем падение рынка лизинга где-то на 70% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Скорее всего, в портфеле лизинговых компаний будет расти доля сделок с постоянными клиентами, подтвердивших за время сотрудничества с лизингодателем свою безупречную репутацию заемщика.