Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Синдром недоверия

Ирина Велиева, Михаил Доронкин

График 1. В результате оттока вкладов в сентябре резко замедлились как месячные, так и годовые темпы прироста рынка

В результате оттока вкладов в сентябре резко замедлились как месячные, так и годовые темпы прироста рынка

Многие вкладчики по-прежнему не верят в систему страхования вкладов и считают, что сохранность сбережений смогут обеспечить только государственные банки. Перераспределение сбережений в пользу госбанков может стать дополнительным фактором нестабильности всей банковской системы.

Разразившийся в середине 2007 года глобальный финансовый кризис вызвал среди российских вкладчиков панические настроения: в сентябре 2008 г., впервые за последние четыре года банки испытали существенный отток средств населения (см. график 1). Сентябрьское снижение объемов рынка депозитов на 1,5% пришлось как раз на кульминацию кризиса ликвидности в российской банковской системе: отток средств происходил на фоне коллапса на рынке МБК и волатильности на фондовых биржах, а также негативных новостей с мировых финансовых площадок. Повышение максимального страхового возмещения по вкладам до 700 тыс. руб. смягчило тенденцию оттока, но не переломило ее. "Это не радикальная мера, от которой следует ожидать немедленной реакции рынка. Существующий уровень страхового покрытия вполне защищает интересы массового вкладчика. По данным АСВ, доля депозитов в суммах от 400 до 700 тыс. руб. составляет всего 8,9% общего объема депозитов физических лиц", – комментирует ситуацию Наталья Матюнина, старший вице-президент "НОМОС-Банка".

По оценкам "Эксперта РА", из тридцати крупнейших банков по объему розничных депозитов лишь пять игроков смогли продемонстрировать положительный прирост вкладов по итогам сентября: "Сбербанк", ВТБ 24, Россельхозбанк, Банк "Санкт-Петербург" и Московский Индустриальный Банк (см. таблицу 1). В сформировавшейся пятерке "чемпионов" – три госбанка. Именно им сегодня доверяют вкладчики, и именно в их пользу происходит перераспределение долей на рынке.

Таблица
ТОП-30 крупнейших банков по объему привлеченных средств физических лиц, на 1.10.08 г.

  Наименование Объем привлеченных средств физических лиц, млн. руб. Доля на рынке,% Темп прироста вкладов, в % к 1.09.08 Место в рэнкинге на 1.01.08 г.
1 Сбербанк России 2971231,4 50,4% 0,45% 1
2 ВТБ 24 250047,4 4.2% 4.81% 2
3 Банк Москвы 127796,2 2,2% -0,64% 3
4 Райффайзенбанк Австрия 108395,3 1,8% -5,66% 4
5 Росбанк 99498,5 1,7% -14,45% 7
6 ГПБ 94009,0 1,6% -3,06% 5
7 Альфа-банк 74089,0 1,3% -3,68% 8
8 УРАЛСИБ 72622,2 1,2% -3,84% 6
9 Банк "Возрождение" 54741,5 0,9% -2,78% 9
10 МИНБ 49946,6 0,8% 97,47% 29
11 Промсвязьбанк 47177,8 0,8% -3,65% 12
12 БАНК "Санкт-Петербург" 47126,1 0,8% 2,21% 16
13 Россельхозбанк 41616,8 0,7% 8,55% 20
14 "УРСА БАНК" 40162,4 0,7% -0,82% 11
15 Петрокоммерц 38312,2 0,7% -5,71% 13
16 Ситибанк 32476,3 0,6% -3,50% 15
17 Балтийский банк 32030,5 0,5% -3,08% 17
18 Собинбанк 30908,9 0,5% -1,82% 23
19 Юникредит Банк 30387,9 0,5% -4,29% 19
20 Бинбанк 28934,7 0,5% -0,26%3 21
21 Юниаструм Банк 28355,8 0,5% -6,01% 18
22 Банк ВЕФК 27231,0 0,5% -5,10% -
23 ВТБ Северо-Запад 26468,1 0,4% -9,23% 10
24 Банк Ак Барс 26232,5 0,4% -2,5% 22
25 Ханты-Мансийский Банк 25988,6 0,4% -1,33% 27
26 НОМОС-БАНК 25171,8 0,4% -0,94 28
27 СНГБ 25040,7 0,4% -3,07 25
28 Банк "Глобэкс" 24372,6 0,4% -12,56% 26
29 МДМ-БАНК 24229,4 0,4%3 -2,40% -
30 "УБРИР" 24218,8 0,4% -1,15% -
Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России

Гипертрофированное доверие населения к государственным банкам может стать очень опасным для всей системы. В краткосрочном периоде госбанки могут обращать панические настроения вкладчиков себе на пользу, дестабилизируя частные кредитные организации и переманивая к себе клиентскую базу из "потенциально ненадежных" участников банковского рынка. В долгосрочном периоде банки с участием российского частного капитала просто лишатся одного из важнейших ресурсов привлечения долгосрочного диверсифицированного финансирования – средств частных вкладчиков. Система станет разбалансированной, а следовательно, еще более уязвимой.

Плохое равновесие

В любой экономике домохозяйства – главный источник долгосрочных ресурсов. Но даже до финансового кризиса в России это правило не работало. Если на начало 2008 г. депозиты срочностью более года занимали 62,4% всех привлеченных вкладов, то на депозиты сроком свыше трех лет приходилось только 7,3% (см. график 2). Существовало и более важное ограничение для развития рынка вкладов: население не только не хотело делать долгосрочные сбережения, но и не было готово даже просто сберегать. По данным опроса, проведенного Национальным Агентством Финансовых Исследований (НАФИ) осенью 2008 г., примерно половина россиян (51%) тратили все деньги на текущие покупки и ничего не откладывали. Длительная доступность потребительского кредитования дала людям возможность наконец-то почувствовать преимущества общества потребления. В последние годы темпы прироста розничных кредитов более чем в два раза обгоняли показатели прироста привлеченных средств населения. Не способствовали формированию культуры сбережений и негативный опыт 90-х гг., и периодически возникающие диспропорции в банковской системе, а также сохраняющиеся высокие инфляционные ожидания.

График 2. Доля депозитов свыше 3-х лет все еще остается крайне недостаточной

Доля депозитов свыше 3-х лет все еще остается крайне недостаточной

Более того, с приходом кризиса перестало работать и другое важное экономическое правило. Опора на долгосрочные сбережения населения обычно рассматривалась как дополнительный фактор устойчивости финансового института. Но точечные вспышки "паники вкладчиков" в октябре-ноябре показали, что банки, чья стратегия предполагала акцент на работе со средствами физических лиц, оказались в зоне риска. В некоторых регионах (Свердловская и Нижегородская области, Приморский край) крупные региональные банки стали жертвами информационных атак, целью которых было спровоцировать массовое изъятие вкладов. По признаниям самих банкиров, изъятию подверглись в основном вклады, чья сумма не превышала 100 тыс. руб., т.е. средства, попадающие под защиту системы страхования вкладов.

По данным НАФИ, лишь 18% вкладчиков хорошо знакомы с деятельностью ССВ – видимо, население по-прежнему не верит в то, что вклады в коммерческих банках могут быть гарантированы государством. Кроме того, опрос показал, что для большинства россиян надежность ассоциируется не с ССВ, а с государственным участием в деятельности банка. Свыше половины опрошенных указали, что решающим критерием выбора банка для них является принадлежность банка государству.

Это отражается и в уже отмеченном перераспределении долей на рынке в пользу банков с государственным участием: забирая средства из частных кредитных организаций, люди направляют их на текущее потребление, либо несут в госбанки. В краткосрочном периоде эта тенденция опасна как минимум по трем причинам. Первая – любому банку требуется колоссальная мобилизация ресурсов (финансовых и человеческих) для того, чтобы успешно пережить панику вкладчиков. Банк не просто должен "сидеть на ликвидности", теряя прибыль, он должен искать дополнительные источники средств для удовлетворения неожиданно предъявляемых ему денежных требований. Вторая причина состоит в том, что перераспределение сбережений населения в пользу госбанков лишает частных игроков возможности сохранить пассивную базу и обеспечить кредитование, в том числе и кредитование предприятий. Наконец, в случае банкротства частных банков из-за массового изъятия вкладов, доверие к ним снижается еще больше – система попадает в замкнутый круг, логическим итогом движения по которому является полное огосударствление банковского сектора.

Государство против рынка

Для российского рынка вкладов характерен существенный уровень концентрации: на 30 крупнейших по объему депозитов банков приходится 77% рынка, а на пятерку лидеров – 60%. Помимо исторически обусловленного доминирования Сбербанка, причиной подобного дисбаланса является и сохранявшийся до последнего времени низкий уровень заинтересованности частных банков в работе со средствами населения. Дешевые иностранные кредиты и устойчиво высокие темпы инфляции действовали как стимул замещать внутренние источники привлечения ресурсов внешними займами. Сейчас ситуация меняется: в то время как рынки публичных заимствований закрыты, банки, ранее не ориентированные на средства населения, вынуждены обращаться ко всем возможным источникам привлечения, в том числе и к работе с депозитами. Однако если принадлежность банка государству будет по-прежнему являться решающим критерием надежности, частные банки вряд ли достигнут успеха в привлечении вкладов физических лиц. В этом случае в долгосрочной перспективе они будут менее устойчивы и более подвержены влияниям негативных внешних факторов.

Сегодня задача частных банков – максимально обеспечить потребности розничных вкладчиков, предлагая широкий выбор условий вкладов, и делая акцент на надежности сбережений. Банкам необходимо сформировать у потребителя образ вклада как эффективного и одновременно простого и безрискового инструмента управления средствами. Обеспечение максимальной привлекательности вклада необходимо, однако при этом депозит должен выполнять свою основную задача – сохранять сбережения, а не выступать в качестве источника получения дохода. Компромисс между привлекательностью и доходностью - включение в договор депозита возможности льготного предоставления дополнительных услуг.

По нашим оценкам, будущее рынка вкладов – именно за комплексными продуктами, сочетающими в себе возможности совершения одновременно как дебетовых, так и кредитовых операций. Простейший пример подобной стратегии - бесплатная кредитная карта за открытие вклада – успешно реализуется некоторыми банками. В ближайшие несколько лет депозит из стандартного средства сбережения должен превратиться в инструмент управления семейным бюджетом. Комплексные продукты не только повышают спрос на недепозитные услуги банка, но и позволяют в короткие сроки сформировать базу потенциальных потребителей. "Комплексное обслуживание повышает качество взаимоотношений Банка и клиента, - уверен Вадим Юдин, начальник управления некредитных продуктов и VIP обслуживания "Альфа-Банка". – С одной стороны, Банк, длительное время работающий с клиентом, например, по дебетовым картам, понимает существующие потребности данного клиента, а также его финансовые возможности и может предложить интересные кредитные продукты по более низкой цене. С другой стороны, клиент получает возможность быстрого финансового роста, что повышает уровень доверия к Банку". Банк знает, какую стратегию лучше клиенту предложить сейчас, Банк может спрогнозировать финансовые потоки, а значит и свои риски. Однако при этом ключевыми параметрами вклада остаются простота и надежность.

Вместе с тем равномерное развитие рынка банковских депозитов невозможно без целенаправленной политики государства по формированию сберегательной культуры населения и повышению нормы сбережений в экономике. "Повышение финансовой грамотности – мера необходимая и, безусловно, оправданная, – полагает Альберт Звездочкин, старший вице-президент "МБРР". - Все участники рынка заинтересованы в том, чтобы уровень восприятия банковских продуктов населением менялся, а решения о размещении средств принимались осознанно, а не на основе каких-то психологических мотивов. Это существенно упростит и сделает более прозрачными отношения между банками и клиентами". Эффективной мерой могли бы стать расширенные механизмы "вмененных сбережений" по аналогии с "материнским капиталом" и жилищными накопительными вкладами. Для защиты негосударственных банков также принципиально важно ввести институт безотзывных вкладов, по которым кредитные организации смогли бы предлагать более высокую ставку в обмен на невозможность изъятия средств в течение определенного периода времени. Государственная политика должна быть нацелена на стабилизацию и повышение устойчивости банковской системы: именно тогда высокую оценку надежности в глазах вкладчиков будут получать не только госбанки, но и частные финансовые институты.