Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Виктором Носовым, директором департамента
факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк"

Виктор Носов

– Скажите, пожалуйста, какие тенденции сложились в первом полугодии 2008 года на рынке факторинга?

– Скажу так: в первом полугодии 2008 года новых тенденций на рынке не появилось. Все, что было отмечено в прошлом году, плавно перетекло в год текущий. Можно подчеркнуть увеличение доли безрегрессного факторинга, но она росла и ранее. Значимое для рынка явление (не хотелось бы называть его тенденцией) произошло уже во втором полугодии 2008 года, точнее в конце третьего квартала: игроки с началом кризиса поделились на две группы: первые продолжают финансировать, вторые испытывают огромные проблемы. Как этот факт скажется на темпах роста рынка и его качественной структуре – покажет время.

– По Вашему мнению, повлиял ли на рынок кризис ликвидности?

– На развитие рынка в первом полугодии 2008 года существенного влияния кризис не оказал. В частности, Промсвязьбанк в этом периоде развивался как никогда активно. К сожалению, во второй половине года бурного роста в целом по рынку ожидать не приходится.

– А с чем вы связываете свой активный рост в первом полугодии?

– У нас есть планы, мы их ставим и выполняем. Вот и все.

– Не может ли это быть связано с тем, что в результате наличия проблем с ликвидностью у других Факторов происходит переток клиентской базы?

– У нас есть приток новых клиентов от других Факторов, но это не очень большой объем, поэтому назвать сей факт основным драйвером нашего развития нельзя.

– Произошло ли ужесточение требований к дебиторской задолженности, пересмотр системы риск-менеджмента в результате сжатия ликвидности на финансовом рынке?

– В Промсвязьбанке система риск-менеджмента и ранее была серьезной. Наша клиентская база отличается от баз других Факторов, входящих в пятерку лидеров рынка. Безусловно, результатом существующих ныне проблем с ликвидностью явился еще более взвешенный и осмысленный подход к оценке рисков. Наша политика в текущей ситуации – сдержанно-консервативная. Мы стараемся сохранить достигнутое и не рисковать понапрасну.

– По Вашему мнению, не может ли сложиться такой ситуации, что новые участники рынка будут формировать свои клиентские базы из тех клиентов, которым было отказано в других Факторах по причине ужесточения подходов к риск-менеджменту?

– Нет. Если говорить о крупных игроках таких, как Альфа-Банк и ВТБ, то они вряд ли начнут работать с такими клиентами. Думаю, что их система риск-менеджмента должна быть достаточно хорошей.

– Как Вы считаете, произошли ли изменения в стратегиях финансирования факторинговой деятельности? В текущих условиях специализированным факторинговым компаниям сложнее привлекать ресурсы?

– Если проанализировать последние размещение Факторами облигационных займов, то видно, что ставки привлечения достаточно высокие, то есть ресурсы дорогие и привлечь их трудно. В текущей ситуации деньги стали еще дороже, именно поэтому многие Факторы испытывают трудности с финансированием клиентов.

– Использовали ли вы какие-либо новые инструменты для привлечения финансирования в этом полугодии?

– Нет.

– Не изменились ли в связи со сложностями в фондировании ставки по факторинговым услугам? Есть ли различия в стоимости услуг банковских факторинговых подразделений и специализированных факторинговых компаний?

– На рынке выросла стоимость ресурсов для всех: и для банков, и для специализированных факторинговых компаний. То есть очевидны объективные причины повышения ставок: нельзя работать по ставкам ниже или равным ставкам привлечения. Это не могло не сказаться и на стоимости факторинговых услуг. Хотя, важно добавить, что для клиентов в текущей ситуации стоимость факторинга передвинулась на второй план. На первом месте сейчас - возможность получить финансирование.

– В последнее время прослеживается тенденция выделения в отдельные организации банковских факторинговых подразделений. Как Вы думаете, с чем это связано в большей степени?

– С одной стороны, это связано с нашим законодательством. Если факторинг предоставляется банком, то эта деятельность регулируется инструкциями ЦБ, которые не учитывают особенностей факторинга. В итоге факторинг "загоняют" под разные инструкции, например, 254-П, приравнивая к кредиту. Отсюда возникает ряд проблем, касающихся формирования резервов, ведения отчетности и т. д. Всего этого можно избежать, предоставляя факторинговые услуги от лица небанковской организации. Это, наверное, основной момент.

Следует отметить еще и такой факт: действующая отдельно от банка факторинговая компания – это отдельный бизнес, который, например, можно при необходимости продать.

В-третьих, у отдельных факторинговых компаний есть дополнительные возможности привлечения финансирования.

– Скажите, пожалуйста, какую концепцию регионального развития факторинга выбрал Промсвязьбанк?

– С 2004 года банк развивает факторинг в регионах. Здесь у нас есть определенные преимущества. У банка широкая региональная сеть: 46 филиалов, 2 представительства, и в каждом из них реально предоставляются услуги факторинга. У нас универсальный банк, который в любом регионе присутствия предоставляет клиентам весь спектр услуг, в том числе факторинг.

– А как при этом происходит обслуживание по факторингу? Централизовано?

– Все наши филиалы делятся на два типа. Первые обслуживаются через Москву, вторые "держат" факторинг на своем балансе. Специализированное программное обеспечение позволяет нам работать в режиме удаленного доступа. При этом мы придерживаемся такого принципа: в какой бы филиал Промсвязьбанка клиент не обратился, он везде получит одинаково качественный факторинг.

– Наличие 46 филиалов по России позволяет охватывать полностью нашу территорию?

– Да, но, безусловно, хотелось бы больше точек присутствия. Каждый год Промсвязьбанк открывает несколько филиалов. Также важно помнить и про дополнительные офисы. Например, если мы говорим про филиал в Челябинске, то надо понимать, что есть еще доп. офис в Магнитогорске, а у Вологодского филиала – доп. офис в Череповце.

– Как Вы считаете, не будет ли в ближайшее время происходить продажа факторинговых портфелей?

– Тяжело сейчас это комментировать в связи с общей обстановкой на внутреннем и мировом рынках.

– А Промсвязьбанк не планирует принять участие в покупке портфелей Факторов?

– Сейчас мы не видим смысла в приобретении факторинговых портфелей.

– Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества факторинговых компаний и факторинговых подразделений банков со страховыми компаниями?

– Промсвязьбанк был одним из первых Факторов, сотрудничавших со страховой компанией. В 2005 году у нас было несколько подобных сделок, однако стоимость факторинга для клиента при этом получалась очень высокой. Клиенты попробовали и отказались. Мы пришли к выводу, что, качественно проанализировав клиента, можем принять риски на себя. Однако мы понимаем, что работа со страховщиком – перспектива на будущее, и если страховые компании готовы что-то интересное предложить, мы готовы с ними сотрудничать.

– Не может ли работа со страховщиком быть более интересной с развитием безрегрессного факторинга?

– Три года назад мы как раз и пробовали использовать страхование для безрегрессного факторинга. Но за это время у нас доля безрегрессного факторинга выросла, а риск мы пока берем на себя. Страховые компании нас не заинтересовали своим предложением, они остаются безучастными, мы растем, а они чего-то ждут.

– А если говорить про риск мошенничества клиентов. Приходится ли с таким сталкиваться?

– Случаи чистого мошенничества у нас единичны.

– Может ли быть такое, что сейчас при ужесточении требований к клиентам, на прием нового клиента уходит чуть больше времени, чем ранее? Как Вы считаете, сколько Фактору необходимо времени для качественного рассмотрения заявки на обслуживание нового клиента?

– В принципе, мы продолжаем стандартно рассматривать нового клиента в течение двух недель. Но если возникают какие-то не очень понятные ситуации, то, к сожалению, бывает чуть больше. Так у нас было и раньше. Мы никогда не заявляли, что у нас можно получить факторинг через день-два, ведь именно в таких ситуациях и возникает мошенничество.

– Как, по Вашему мнению, можно оценить эффективность системы риск-менеджмента в факторинге?

– Эффективность риск-менеджмента можно оценить путем соотнесения объемов невозвратов с общим объемом факторинговых операций. Также важным показателем является уровень проблемной задолженности, с которой необходимо более детально работать.

– А если говорить про эффективность IT-системы, что ее определяет?

– Она должна иметь возможность модернизации, чтобы изменение какого-либо параметра не влекло за собой глобальной переделки системы. Это очень актуально для банка, так как мы работаем по стандартам ЦБ. Если ЦБ изменят, например, процент резервирования, нам необходимо на это быстро отреагировать. И, конечно, IT-система должна быть удобной для настройки и дополнения новых продуктов, изменения тарифов, она должна быть также удобной для клиента.

– Что бы Вы хотели пожелать участникам рынка?

– Хотелось бы пожелать быть терпимее друг к другу. Мы все работаем в одном факторинговом поле. Очень неприятно, когда некоторые участники делают негативные заявления в сторону факторинга, предоставляемого банковскими подразделениями. Мы своим присутствием на рынке и опытом доказали, что банковский факторинг не уступает факторингу, предоставляемому специализированными Факторами.

– Благодарим Вас за участие в исследовании!