Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Морозовым Александром, начальником управления факторинга ОАО "Банк "Петрокоммерц"

(На правах рекламы)

Морозов Александр

– По Вашему мнению, какие тенденции сложились на рынке факторинга в первом полугодии 2008 года? Повлиял ли кризис ликвидности на ситуацию на рынке? Каких результатов мы можем ожидать к концу года?

– В первом полугодии 2008 года влияние кризиса ликвидности для факторинга больше проявилось в тех компаниях, которые специализируются на данном рынке. Это прослеживается в повышении их активности в поисках источников фондирования бизнеса и западных партнеров для дальнейшего развития. Для Факторов одним из наиболее распространенных на сегодня источников финансирования является секьюритизация портфеля. Кроме этого, участники рынка пытаются выйти на долговой рынок, однако в сложившейся ситуации размещение облигационных займов практически невозможно. Поэтому фондирование – одна из главных проблем, сдерживающих рост всех ведущих игроков на рынке факторинга.

Следующая опасность для рынка факторинга на сегодня - ухудшение финансового состояния наших клиентов и их дебиторов, которые все чаще сталкиваются с трудностями при рефинансировании своей задолженности. Не случайно многие аналитические агентства говорят о возможной волне банкротств среди ритейлеров, оптовиков и производственных компаний, то есть среди основных потребителей факторинга. В такой ситуации одна из серьезных задач для факторинга в том, чтобы не опуститься на уровень элементарного перекредитования. Работа с рисками выходит на первый план: надо уметь хорошо оценивать как свою существующую клиентскую базу, так и новых клиентов, в том числе тех, кто ранее динамично развивался и стоял на обслуживании у крупных факторных компаний.

Основной тенденцией на рынке является диверсификация Факторами своих продуктовых линеек. Я считаю, что большую роль в этом сыграли западные перестраховочные компании, которые начали принимать кредитные риски, то есть опасность банкротства покупателей перед поставщиком и возникновение длительной задержки платежа, от своих российских коллег. Ведущие игроки, такие как Hermes, начали активно продвигать этот продукт, и в результате этого достаточно динамично стал развиваться безрегрессный и реверсивный факторинг. Сейчас факторинговая индустрия может предложить клиенту широкий круг продуктов, которые по качеству своему не сильно уступают западному рынку.

– Какие события Вы бы отнесли к числу главных успехов вашего банка на рынке факторинга в I полугодии?

– Я считаю, что вышеописанные достижения рынка – это и наш успех тоже. Мы сейчас можем предложить полноценный факторинговый продукт, и при этом точно понимаем, в чем его конурентоспособность. И, конечно, у нас есть определенное преимущество, ведь мы являемся подразделением успешного банка, занимающего прочные позиции на рыке и обладающего достаточным уровнем ликвидности.

– В связи со сложившейся ситуацией на финансовых рынках российские банки корректируют стратегию развития, принимают комплекс мер по управлению ликвидностью, переоценивают плановые ориентиры по основным направлениям деятельности и пересматривают систему распределения банковских ресурсов между подразделениями банка. Не ощущали ли факторинговые подразделения банков недостаток финансирования в I полугодии 2008 года?

– На проектное финансирование и лизинг нужны средства на срок 3-5 лет, с ресурсами на такой срок сейчас ситуация не очень хорошая, так как в последние несколько лет "коротких" денег у банков гораздо больше, чем "длинных". А факторинговое подразделение использует самые короткие деньги банка, и при этом еще с достаточно высокой доходностью. В обычной ситуации, в условиях стабильности, мы находимся в привилегированном положении. А сейчас, в ситуации сжатия ликвидности, мы находимся в суперпривилегированном положении, поскольку банку интересен факторинг как наиболее эффективный продукт.

– Действуют ли какие-либо факторы, ограничивающие рост вашего бизнеса?

– Сдерживать рост рынка может большое количество различных факторов. Много уже говорилось о наличии неразрешенных вопросов в законодательстве, открыты вопросы о резервировании при факторинговом финансировании банком. Сейчас наиболее существенным сдерживающим фактором является, скорее, боязнь потерь. Когда рынок растет постоянно, то практически у всех участников рынка бизнес отлично развивается. Если темпы роста значительно снижаются, рынок начинает выходить "на прямую", в этом случае начинают проявляться управленческие ошибки. Например, сейчас на ряде товарных рынков назревает несколько существенных банкротств, которые могут сильно повлиять на рынок факторинга в целом. Ранее действовавшие методики по риск-менеджменту были простыми и допускали некоторую долю невозврата средств. Сейчас число невозвратов возросло, поэтому происходит пересмотр рисковой политики в сторону некоторого ужесточения требований к клиентам.

– В период проблем с ликвидностью на российском рынке клиенты факторинговых компаний были вынуждены привлекать к финансированию других Факторов. Насколько серьезно произошло перераспределение клиентской базы, обновилась ли база вашей компании?

– Да, сейчас большинство потенциальных клиентов, которые подают заявки на получение факторинга, ранее обслуживались у других Факторов. Дело в том, что использование факторинга для финансирования контрактов с отсрочкой платежа предоставляет большие возможности для развития бизнеса, так как происходит пополнение оборотного капитала. С одной стороны, бизнес клиента Фактора становится чувствительным к ситуации снижения лимитов факторингового финансирования. А с другой стороны, факторинг в значительной степени проникает в бизнес-процессы компании-клиента, поэтому, если у Фактора возникают проблемы с ликвидностью, клиент не может быстро изменить свои принципы работы ни с поставщиками, ни с покупателями. Оперативное получение банковского кредита в случае задержек финансирования Фактором проблематично, так как зачастую клиенты факторинговых компаний не владеют существенным залогом. Если от факторинга отказаться тяжело, но работать с текущим Фактором тоже проблематично, то компании начинают искать другую факторинговую компанию. Все это происходит в состоянии некоторой паники, так как отсутствие необходимого финансирования создает "кассовые разрывы" в балансе компаний, что может привести к предбанкротному состоянию. В результате клиент вынужден обращаться во все известные ему факторинговые компании.

При этом ситуация возникает опасная, так как клиент, обслуживавшийся ранее у другого Фактора, может получить отказ от финансирования по вполне объективным причинам, а единой базы по недобросовестным клиентам нет.

Понимая все возможные риски, мы стараемся как можно лучше разобраться с каждой конкретной ситуацией.

– Каковы сейчас средние сроки рассмотрения нового клиента?

– У нас – около двух недель. Но сейчас мы разрабатываем скоринговую модель, которая позволит принимать решения о факторинговом финансировании предприятиий малого и среднего бизнеса быстро, ее внедрение позволит сократить срок до недели. Но меньше недели не получится все равно, потому мы не будем отказываться от проверки кредитной истории клиента, чистоплотности руководства и бывших "прегрешений" компании. К сожалению, весь этот процесс занимает как минимум неделю.

– В I полугодии 2008 года некоторые достаточно крупные финансовые компании объявили о решении развивать факторинговое направление (Альфа-банк, Сбербанк и т. д.). Может ли сложиться ситуация, при которой новые участники рыка сформируют портфели низкого качества из клиентов, которым было отказано у других Факторов?

– Я думаю, что ничего подобного с ними не произойдет. Позиция новых участников-банков совершенно понятна: у них есть потребность предоставить своим собственным клиентам полный спектр финансовых услуг, поэтому они и открывают факторинговые подразделения. Факторинговое подразделение у крупных банков не создается для целей наращивания клиентской базы, поэтому говорить о том, что они будут сильно конкурировать по качеству предоставляемых услуг и ценовому предложению, не приходится. Скорее всего, новые участники начнут развивать факторинг с регрессом, потому что факторинг, тем более безрегрессный, предполагает использование специальных технологий, на внедрение которых требуется время, тем более в крупных банках.

Вообще, для того, чтобы банк-новый участник рынка понял, что такое факторинг, необходимо выполнение целого ряда условий. Почему во всем мире факторинг выделяется в отдельные организации и факторинговые компании? Потому что система принятия решений и сама технология факторинга кардинально отличается от банковской. И дело здесь не только в наличии профессиональной команды.

– Изменение ситуации на рынке может повлиять на изменение ценовых условий для клиентов факторинговых компаний?

– Сейчас ресурсы дорожают не только для факторинга, а и вообще. Ощущается недостаток на финансовом рынке "длинных" денег. Но это общая тенденция финансового рынка России. О снижении цен в ближайшее время говорить не приходится: растут риски, растет стоимость денег, ситуация на финансовом рынке сложная, мы все ждем стабилизации.

– С чем Вы связываете развитие безрегрессного факторинга? Это же более дорогой вид факторинга, но рост заинтересованности в нем отмечают многие участники рынка.

– Данная услуга развивается потому, что не только банки и факторинговые компании опасаются невозврата средств, но начинают бояться и все поставщики. По сути, у поставщиков и у факторинговых компаний очень похожая ситуация: и мы, и они финансируем "дебиторку". Мы предоставляем финансирование, а поставщики – отсрочку платежа. Но если дебитор обанкротится, при регрессном факторинге это сильно повлияет на клиента, поэтому клиенты очень заинтересованы в безрегрессном факторинге. Кроме этого, в результате увеличения портфелей по безрегрессному факторингу наценка за риск, связанная со страхованием портфеля, снижается. В итоге для клиента он становится более привлекательным продуктом.

– Работаете ли вы со страховыми компаниями в части страхования риска дефолта дебитора, в части страхования риска мошенничества в факторинговых операциях?

– Привлечение страховых компаний позволяет нам переложить на них полностью или частично свои риски по дефолту дебитора или длительной задержке платежа. Сотрудничество со страховыми компаниями для нас актуально по безрегрессному факторингу. Как правило, страховщики перестраховывают риски в размере 90-95 % в надежных компаниях Германии, Франции и США. Это повышает нашу уверенность в том, что наши риски будут покрыты.

Мы разрабатываем со страховыми компаниями различные технологии взаимодействия, в том числе и технологии, которые предусматривают минимизацию расходов поставщиков на страхование. Учитывается специфика риска каждого поставщика, возможный размер франшизы и собственного участия, сроки ожидания до страховой выплаты и т. д. Таким образом, мы можем предложить клиенту наиболее приемлемый для него вариант страхования риска по безрегрессу.

Так как мы предоставляем безрегрессное финансирование только крупным компаниям, у каждой из которых есть свои особенности бизнеса, "коробочного" страхования по безрегрессному факторингу у нас быть не может. На основе выбранных клиентом опций по страхованию мы готовим и свое предложение по финансированию уступленных нам денежных требований. Это достаточно длительная работа, инжиниринг такой системы может происходить в течение одной-двух недель или даже месяца, так как важно предложить продукт, удобный и рентабельный для клиента и всех участников факторинговой сделки. Но я думаю, что в будущем мы разработаем "коробочный" продукт по безрегрессному факторингу с привлечением страховых компаний для сегмента малого и среднего бизнеса. Этот сегмент интересен и нам и страховым компаниям.

– Происходит ли в настоящее время развитие рынка факторинга в регионах? И какие направления развития региональной сети выделяет для себя Ваша компания?

– Насколько мне известно, ведущие специализированные факторинговые компании идут по пути организации в регионах своих представительств. На эти региональные центры распространяются в большей степени представительские функции, они ориентированы на активное привлечение клиентов, консультирование и осуществление первичного документооборота, а полномочия по принятию решений им не передаются. Организовать такой центр проще, чем полнофункциональный офис. Есть примеры на нашем рынке, когда Факторы передают в филиалы полностью комплекс функций по предоставлению факторингового обслуживания, но, как правило, это касается некрупных сделок, то есть филиал может предоставлять факторинг только в рамках выделенных лимитов.

Мы в региональном развитии базируемся на филиалах банка, которые представлены в различных регионах страны. Сотрудники в филиалах, ответственные за факторинговое направление, выполняют как функции привлечения клиентов и представления продукта, так и часть операционных функций: прием документов от клиентов, анализ уступленных денежных требований, их верификация, проверка клиентов "на местах". Хотя основная работа по принятию решений все равно находится в центре. Мы считаем, что филиальная сеть банка достаточно обширная и позволяет выполнять задачи по привлечению клиентов из регионов. Поскольку у банка существуют планы по региональному развитию в стране, достаточно активно открываются новые филиалы, развивается и наше направление.

– Не возникает ли конфликта интересов между факторинговым и кредитным подразделением Банка при такой организации бизнеса?

– В настоящее время факторинг представляет собой уже сформированный продукт, а не просто финансирование под выдаваемую торговую накладную. У нашего банка много крупных клиентов, и сотрудники четко понимают, в каком случае для клиента важно предложить факторинг, а в каком - кредитование, выдачу банковских гарантий, лизинг или другой банковский продукт. Банк стремится к тому, чтобы определить потребность клиента, и, исходя из назначения финансирования, определить его вид.

– Как Вы считаете, можно ли в этом году ожидать сделок покупки/продажи факторинговых портфелей? Не планирует ли Ваша компания участвовать в подобных сделках?

– Мне о таких предложениях на рынке не известно. Но, как я полагаю, мы могли бы принять участие в таких сделках, если бы речь шла об интересном для нас портфеле. Хотя наиболее вероятная ситуация для Фактора в случае наличия проблем с ликвидностью – получение средств путем секъюритизации портфеля, а не его продажи.

– Благодарим Вас за участие в исследовании!