Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Веское слово

Аутсорсинг как национальная идея

Павел Самиев, директор департамента рейтингов финансовых институтов Эксперта РА

Все началось со строительства железных дорог.

В 19 веке железные дороги активно строили и в США, и в России, и в Индии, и в Китае. Но именно в Америке сложилась уникальная на тот момент модель – частные компании строили небольшие участки дорог и финансировали строительство большей частью за счет выпуска облигаций. В других странах было государственное строительство, концессии и прочие формы. Дороги построили и там, и здесь, а вот рейтинговые агентства возникли только в США. Инвесторам нужна была система оценки кредитного качества этой огромной массы железнодорожных облигаций. На этом и начали свой рейтинговый бизнес сначала Генри Пур и Джон Муди, а затем и другие товарищи.

Через 100 с небольшим лет рейтинговые агентства стали не просто неотъемлемой частью экономики и финансового рынка. Они – властители и распорядители потоков капитала. Они могут обеспечить эмитенту отличные условия заимствований, а могут объявить его почти дефолтом – и подтолкнуть его в пропасть.

В начале 90-х годов один американский журналист сказал примерно следующее: «После распада СССР в мире осталось всего лишь две сверхдержавы: это США и Moody’s».

Конечно, это, неправда. Как минимум, потому что есть еще S&P и Fitch. Вынося мнение о кредитоспособности эмитентов по всему миру, эти рейтинговые агентства во многом определяют направления международных финансовых потоков, и, в конечном итоге, стоимость фондирования и конкурентоспособность не только отдельных компаний, но и целых государств. Раньше нужно было вводить танки, теперь достаточно снизить рейтинг.

Три американских рейтинговых агентства будут, пожалуй, повлиятельнее, чем многие суверенные правительства. Разумеется, если эти агентства могут снизить рейтинги этим самым правительствам и тем самым довести их до финансового коллапса. А вот правительства большинства стран с большой американской тройкой вынуждены общаться «снизу-вверх». И Россия в 90-е годы принадлежала к той группе стран, которые буквально молились на рейтинг от big 3, с замиранием сердца ожидая очередного повышения на полуровня.

2008 год ознаменован резким изменением внешнеполитической конъюнктуры. Нет смысла объяснять. Кавказ и кризис – несколько изменили и российско-американские отношения и вообще современный, прости господи, дискурс. Теперь американская система координат вроде как и не ориентир для нас (в отличие от тех же 90-х). Да и американские агентства несколько подрастеряли свой репутационный капитал на ипотечном коллапсе.

Главные претензии к ним: неправильная оценка рисков производных инструментов и запоздалая реакция на разворачивавшийся кризис, который они, по идее, должны были предсказать. Большая системная ошибка, к примеру, - это одновременная возможность консультирования эмитентов и рейтингование их же ценных бумаг. Те же ипотечные бумаги, как известно, специально выпускались под определенный рейтинг – их структурированием занималось то же агентство, которое впоследствии оценивало и их кредитное качество. Иначе говоря, оценивало свою же деятельность, что, конечно, несколько странно. Moral hazard, какой-то. К тому же недавно выяснилось, что у одного из агентств в течение года из-за неких “технических сбоев» облигации низкого уровня качества получали высший рейтинг.

Некоторые критические замечания, правда, легко оспариваемы. Агентства, в частности, оценивают только кредитные риски при выставлении классических рейтингов. То есть не риски потери ликвидности или стоимости, не риски недостоверной отчетности (это уже дело аудиторов). Однако растет число недовольных тем, что агентства в принципе не справляются со своей основной функцией – прогнозной. Прозевали и кризис, рейтинги снижают ,когда уже компания почти банкрот (а то и постфактум), а рыночные игроки зачастую гораздо раньше узнают ,что будет с компанией и ее платежеспособностью. Это отражается и в спрэдах по бондам, а агентства идут вслед за их изменением и ничего принципиально нового инвесторам не сообщают. В этой критике много верного, но не отмахнуться и от такого убойного доказательства как т.н. матрицы дефолтов. Они показывают, что, по многолетним наблюдениям, вероятность дефолта увеличивается в соответствии с уровнем рейтинга.

С рейтингованием ипотечных бумаг сейчас вообще достаточно плотно разбираются и в США (чуть ли не с подключением уже даже ФБР) и в Европе, и в других странах. Видимо, грядет большая реформа всей системы. И только в России, как ни странно, по этому поводу никаких резких движений не предпринимается. Правда, выступая на XII Петербургском международном экономическом форуме, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что в условиях развернувшегося финансового кризиса назрела необходимость модернизации существующей глобальной системы регулирования. По словам российского президента, одним из приоритетных направлений возможной модернизации является «создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов, а также оценки различных финансовых инструментов». «Речь здесь идёт о новых системах раскрытия объективной информации, о повышении роли рейтинговых агентств, о более эффективных надзорных требованиях и более понятных и прозрачных бухгалтерских стандартах» - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Дальнейших действий не последовало. ЦБ РФ и Министерство финансов устами их руководителей дают понять ,что оценивать и совершенствовать российскую систему рейтингования им недосуг. Есть дела поважнее. А пока можно вполне отдать на аутсорсинг в США все оценки кредитного качества российских банков и эмитентов. В том числе и в вопросе вливаний ликвидности в рамках антикризисных масштабных мер. Так удобнее, проще и быстрее – когда риски оценивают за тебя. Если что-то случится – можно переложить на другого. А если начать внедрение национальной системы рейтингов – это потребует определенной работы и, самое страшное, ответственности.

Да, недоверие к российским агентствам (кстати, часто употребляемое прилагательное – «доморощенные») в значительной степени оправданно. Российские агентства работают мало. Статистики не накопили. Отстают по многим позициям от американских.

Но тогда давайте аналогично относится и к нашим «доморощенным» управляющим компаниям, брокерам, страховщикам, да и большинству банков, наконец. Да у нас современная история всего рынка – меньше 20 лет. Не заслужили еще. Да что там останавливаться на полпути – давайте отдадим на аутсорсинг все финансовые операции, управление бизнесом, да и патрулирование границ, наконец. И головной боли меньше, и эффективность, говорят, там у них, несмотря на все кризисы, повыше, чем у нас.

Не создавая внутренних институтов, мы рискуем отстать не на n лет, а навсегда. Тогда, правда, боюсь, нам все эти сложные вопросы уже решать не придется – их решат за нас.

Павел Самиев, директор департамента рейтингов финансовых институтов