Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Гончаровой Людмилой Антоновной, заместителем председателя правления, банк «Возрождение»

О рынке

– Ощущаете ли вы какие-либо принципиальные изменения на рынке? Ваши оценки объемов, темпов роста, тенденций развития?

– Перспективы этого сегмента очень большие – потребность в средствах эксперты оценивают в 60-70 млрд долл. Число банков, которые активизируют работу с этим сектором, год от года увеличивается. Наметился переход от индивидуальной работы с каждым клиентом к созданию стандартизированных продуктов. Банк «Возрождение», в частности, завершает работу над созданием собственной скоринговой линейки продуктов для предприятий среднего, малого и микробизнеса и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время эта линейка проходит тестирование в ряде пилотных регионов, где представлен банк, затем будет принято решении о ее включении в перечень клиентских предложений

– Каковы стимулирующие и ограничивающие факторы развития рынка кредитования малого бизнеса? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

– Пока в России малый и средний бизнес находятся в стадии становления, именно с этим связан ряд причин, которые, с точки зрения банка, мешают его активному кредитованию. Помимо нехватки у них ликвидного залогового обеспечения мешает также отсутствие финансовой отчетности (малые предприятия работают в основном по «упрощенке»), что не дает банкирам возможность обоснованно оценить их финансовое положение.

Еще одна проблема – недостаток собственных оборотных средств и ликвидных активов, что создает для банков определенный риск в возможностях выделения им кредитных средств (у предприятия должно быть 30% собственных средств, чтобы получить еще необходимые 70%). Стимулирующим фактором являются федеральные и муниципальные программы развития малого и среднего бизнеса.

– Чувствуете ли вы заинтересованность государства в развитии кредитования малого бизнеса (законодательная база, госфонды)?

– Несомненно, должны быть фонды, которые давали бы возможность начинающему бизнесу подрасти, наработать какой-то собственный капитал, который будет учитываться в дальнейшем при кредитовании. Мы активизируем наше сотрудничество с Фондом поддержки предпринимательства г. Москвы, реализующим программу получения малыми предприятиями кредитов в банках под свое поручительство.

– Какова рентабельность кредитования малого бизнеса в среднем по рынку и в вашем банке?

– Программы кредитования малого бизнеса находятся на этапе развития. Поэтому рентабельность не достигает желаемого уровня. При оптимизации процессов рентабельность должна приблизиться к наиболее эффективному сегменту – крупный бизнес.

– Ощущается ли нехватка разнообразия программ кредитования? На какие схемы финансирования малый бизнес предъявляет спрос?

– Очень активно идет работа в таком направлении, как факторинговые и лизинговые услуги. Эти прогрессивные продукты, как показывает наша практика, очень интересны для предприятий малого и среднего бизнеса, и спрос на них растет. Для банка такое сотрудничество также очень эффективно, так как позволяет существенно снижать риски.

О банке

– Каковы конкурентные преимущества вашего банка на рынке кредитования малого бизнеса (чем отличаются ваши кредитные продукты от предложений других игроков)?

– В целом, отличительной особенностью банка «Возрождение» является отношение к клиенту. Даже при развитии массовых продуктов мы стараемся сохранить индивидуальный подход к каждому клиенту.

– Расскажите о системе оценки предприятий из сферы малого бизнеса в вашем банке. На что в первую очередь обращается внимание при принятии решений?

– Поскольку пока законодательное определение нечетко, мы используем рекомендации Еврокомиссии. При этом оцениваем клиентов, исходя из объемов их выручки, вида и перспектив бизнеса. Чтобы получить кредит, нужно представить финансовую документацию, технико-экономическое обоснование проекта и возможное обеспечение (это может быть имущество предприятия, его учредителей или третьих лиц).

– Какие ресурсы привлекаются для развития кредитования малого бизнеса? По какому принципу выделяются средства, направляемые именно на этот сегмент (остаточный, целевой и пр.)? Сказался ли сильнее именно на этом направлении кризис ликвидности по сравнению с остальными сегментами?

– Сегмент малого бизнеса на данном этапе не требует отдельных источников ресурсов. Банк имеет стабильную ресурсную базу, позволяющую выделять достаточно пассивов для финансирования малого бизнеса. Следует отметить, что стоимость пассивов не позволяет предоставлять льготные кредиты для развития бизнеса – «start-up» финансирование. При наличии специальных фондов развития малого бизнеса, предоставляющих целевые ресурсы для поддержки предприятий МСБ, возможно широкое предоставление доступных ссуд на развитие бизнеса.

– В чем особенности управления кредитными рисками применительно к малому бизнесу?

– Следует отметить, из-за кризиса на мировых финансовых рынках с августа 2007 года тенденция по снижению ставок прекратилась по всем направлениям банковских кредитов. На сегодняшний день ставка в сфере кредитования малого бизнеса составляет 15-19%. Безусловно, величина ставки имеет региональные особенности – проценты по стране могут отличаться на 1-3 пункта. Повышенными ставками компенсируются повышенные риски, а также издержки на обслуживание мелких кредитов. Кроме того, банк должен компенсировать свои риски, связанные с использованием нестандартных форм обеспечения. Дело в том, что небольшие компании, как правило, не могут предоставить банку в залог высоколиквидное имущество, в связи с чем кредиторам приходится идти на риск и выдавать необеспеченные или частично обеспеченные кредиты.

– Участвует ли ваш банк в программах микрофинансирования? Перспективно ли это направление для вас?

– На данном этапе микрофинансирование корпоративных клиентов пересекается с развивающимися розничными программами для физических лиц. Целесообразно в рамках банка сосредоточится на розничном направлении, и после успешного вывода проекта на полную мощность использовать накопленный опыт для микрофинансирования предприятий МСБ.

– Работает ли ваш банк со старт-апом? Если да, то каковы отличия в условиях кредитования венчурных проектов от остальных кредитных продуктов для малого бизнеса? Должны ли в принципе банки заниматься финансированием начинающих предпринимателей?

– Банк "Возрождение" не занимается start-up проектами. Наиболее привлекательными клиентами являются предприятия, работающие не менее одного года в сфере производства, предоставления услуг, торговли. Цели кредитования: пополнение оборотных средств, приобретение и обновление основных средств и др.

– Перспективно ли развитие региональных сетей для вашего банка? Какова средняя стоимость открытия филиала? Могут ли выступать кредитные брокеры как альтернатива, по крайне мере на первом этапе?

– Услуги кредитных брокеров хороши при реализации стандартных массовых продуктов. «Возрождение» старается сохранить индивидуальный подход к каждому клиенту.

В 2007 г. банк «Возрождение» открыл 31 офис продаж в регионах текущего присутствия. Новые подразделения филиалов банка были созданы в Санкт-Петербурге, Волгодонске, Барнауле, Минеральных Водах, Пятигорске, а также ряде населенных пунктов Московской области. Кроме того, банк «Возрождение» вышел на рынок банковских услуг Рязани, открыв там в конце года первый офис продаж. В настоящее время филиальная сеть банка насчитывает 169 офисов в 20 регионах страны.