Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Михаилом Ильичем Трейвишем, председателем правления банка «Национальная Факторинговая Компания» (ЗАО), президентом Восточно-Европейской Факторинговой Ассоциации, вице-председателем совета директоров IFG

Трейвиш Михаил Ильич

– Каких успехов достигла компания НФК в 2007 г.?

– В 2007 г. мы начали активно работать с Внешторгбанком, договор о сотрудничестве с которым был подписан в конце 2006 г. Работа идет в разных регионах; был передан ряд клиентов со стороны ВТБ. Кроме того, был начат совместный проект с ОФК «УРАЛСИБ-Факторинг» по предоставлению продукта «ЭКСПРЕСС-Факторинг» для обслуживания клиентов малого бизнеса. Можно сказать, что это и выход на новый клиентский сегмент, и выход на нового партнера. Продажи многих продуктов пошли более активно, в том числе таких как «Факторинг-Гарант», то есть услуг по защите от кредитных рисков. Практически правилом стал электронный документооборот с клиентом (используется примерно в 90% случаев).

Что касается нашей международной активности, то помимо роста оборотов по международному факторингу, летом 2007 г. я был избран вице-председателем совета директоров IFG.

Есть также определенные достижения в оценке уровня риск-менеджмента: компания PricewaterhouseCoopers провела аудит существующей в НФК системы риск-менеджмента, признав ее процессы соответствующими международной практике. Также НФК стала лауреатом конкурса «Лучший риск-менеджмент – 2006», выиграв в номинации «Построение комплексных систем риск-менеджмента в кредитных и финансовых организациях».

– Какие события и тенденции, которые имели место на рынке факторинга в 2007 г., Вы бы выделили в качестве основных?

– Я бы не сказал, что есть какие-то совершенно новые тенденции 2007 г., скорее, это продолжение тенденций предыдущих лет. Если говорить в целом о рынке, то это продолжение роста при продолжении снижения рентабельности (по-прежнему у большинства Факторов обороты растут быстрее доходности) и при продолжении роста рисков у многих из игроков, которые пока еще не проявились. Другие значимые тенденции – продолжение появления новых продуктов, продолжение сегментации на банковских и небанковских Факторов, на тех, кто предоставляет полный комплекс факторинга, и тех, кто фактически занимается кредитованием под залог денежных требований.

Если говорить о событиях, которые каким-то образом повлияли на развитие рынка, то это мировой кризис ликвидности, который, следует заметить, оказал негативное влияние не на всех Факторов. Тем, у кого не было проблем с ликвидностью, это, скорее, пошло «на руку», потому что в долгосрочной перспективе это должно вызвать, на мой взгляд, хотя и некардинальное, но некоторое увеличение притока клиентов у Факторов – тех клиентов, которые столкнутся с большими трудностями при получении кредита. Некардинальное, потому что факторинг – это все-таки не замена кредита, это принципиально иное решение.

Мы не испытывали никаких проблем с ликвидностью в период кризиса и не прекращали финансирование клиентов ни на день. Более того, были прецеденты, когда к нам приходили клиенты, которые не могли получить финансирование у своих прежних Факторов, в связи с чем они переходили к нам на обслуживание.

Мы не меняли ставки в течение года, понимая, что стабильность – вещь достаточно важная для клиентов именно в факторинге: любую ставку можно пересчитать в некий дополнительный процент от оборота, который является частью себестоимости продаваемого товара. То есть, например, 3% тратится на транспортные услуги, 2% – на факторинг и так далее. Суммарный процент затрат, связанных с продажами, не должен серьезно меняться. В этом случае клиент может понять, какую в итоге получит прибыль. Например, при наценке, равной 15%, 7% уходит на реализационные издержки , оставшиеся 8% составляют чистую маржу. Чтобы клиенту проще было планировать размер прибыли, мы стараемся держать ставки на стабильном уровне.

У нас никогда не было необдуманного снижения ставок, потому что мы считаем, что наши услуги с учетом их качества стоят запрашиваемой цены. И не было неоправданного повышения ставок, благодаря пониманию нами интересов клиента.

– Как Вы считаете, кому было сложнее в период кризиса, банкам или специализированным факторинговым компаниям?

– Мне кажется, что устойчивость к влиянию кризиса зависит не от того, компания это или банк, а, скорее, от конкретного юридического лица, потому что это зависит не от статуса, а от принятой в компании или банке политики управления ликвидностью. С проблемами ликвидности могут столкнуться как банки, так и специализированные факторинговые компании.

Если говорить об универсальных банках, то главный минус, который я вижу, заключается в том, что в случае ограничения ликвидности в банке конкурировать за существующие для финансирования средства будут несколько направлений. Условно говоря, есть 10 руб., но надо дать 15 руб. на факторинг, 20 руб. – на кредит и так далее, и приходится выбирать между различными направлениями финансирования. А если у специализированной факторинговой компании есть 10 руб., то понятно, что кроме как на факторинг она эти деньги направить никуда не может. В этом плане, если банк сталкивается с дефицитом ликвидности, и с аналогичными проблемами сталкивается факторинговая компания, то, как правило, клиентам компании хоть что-то достается, пусть и не все, на что они рассчитывали, а клиентам банка может не достаться ничего, потому что было принято решение направить существующие деньги на другие проекты.

– Какие основные источники используются НФК для финансирования факторинговых сделок?

– У нас много источников финансирования. Во-первых, это достаточно сложные долгосрочные структурные сделки. В 2007 г. это прошедшее в феврале размещение CLN и привлеченный летом очередной синдицированный кредит. Далее это межбанковские кредиты и кредитные линии. Ну и в отношении банков-партнеров мы выстраиваем отношения таким образом, чтобы использовались самые разные инструменты финансирования.

– Каков Ваш прогноз дальнейшего развития рынка, в том числе в отношении концентрации рынка в связи с выходом ряда новых игроков?

– Я твердо убежден в том, что конечное число игроков на российском рынке будет составлять 5-6 Факторов. Есть общеевропейская тенденция: в европейских странах на тройку крупнейших игроков в среднем приходится 84% рынка. Также будет в России. Я не хочу сказать, что все новые игроки, которые сейчас выходят на рынок факторинга, занимаются бесперспективным делом. Напротив, может быть, они и составят костяк лидеров. Но в итоге все равно число игроков существенно сократится.

Через какое-то время начнется процесс, скажем так, «естественного отбора», когда в первую очередь отсеются те, кто не сможет обеспечить фондирование; далее те, у кого будут маленькие обороты, потому что у них будет недостаточная экономическая эффективность; и, самое главное, отсеются те, у кого риск-менеджмент будет в ненадлежащем состоянии, а в таком состоянии система управления рисками будет у всех тех, кто не инвестирует в нее большие деньги. Такой процесс, я считаю, может занять 3-4 года.

Для того чтобы построить нормальный факторинговый бизнес, только первоначальные инвестиции должны составить несколько миллионов долларов. А пока мало кто на это решается.

– Каковы основные составляющие успеха Фактора на рынке?

– Опыт работы на рынке, поскольку факторинг – штука достаточно сложная. Можно провести аналогию с медициной: врач становится хорошим после того, как он уже имеет на своем счету несколько лет практики. Заболев, вы пойдете к врачу, которого вам посоветовали, потому что у него уже есть определенная репутация, опыт и понимание того, как нужно проводить определенные операции или процедуры. В факторинге, так же как и в медицине, существует масса тонкостей. Я занимаюсь факторингом с 1995 г., то есть уже 13 лет, и все еще продолжаю раскрывать новые нюансы.

Очень важная составляющая – IT-обеспечение. Для понимания приведу пример: одним из крупнейших российских банков – УралСиб – проводится платежей не больше, чем банк НФК, который в рейтинге банков по размеру активов не входит и в 100 крупнейших. Чтобы обслуживать такое количество операций, IT-система должна отвечать очень высоким требованиям.

В качестве иллюстрации важности такой составляющей успеха, как риск-менеджмент, я могу сказать, что факторинг – это и есть риск-менеджмент. По сути, услуги, которые мы оказываем клиенту – это принятие на себя кредитного риска и в большинстве случаев еще и выплата денег вперед на сумму принятого риска. Фактически мы продаем клиентам наше умение управлять кредитным риском. Если нет риск-менеджмента, то значит, что товар, который продает Фактор, некачественный. Даже если это факторинг с финансированием, то финансирование – лишь упаковка, хотя и очень важная, а то, что находится внутри, – это риск-менеджмент.

Что касается региональной сети, то, безусловно, это тоже важный фактор, но здесь следует понимать, что региональный охват НФК значительно шире, чем те несколько городов, в которых работают представительства. Мы, например, считаем, что покрываем всю территорию страны вне зависимости от того, есть ли в конкретном городе наш региональный офис или нет. Во-первых, благодаря системе электронного документооборота с клиентами, во-вторых, благодаря сети наших партнеров и агентов. С этой точки зрения сама по себе региональная сеть является не конкурентным преимуществом, а важной частью инфраструктуры. Неважно, что у нас 22 точки обслуживания – мы можем работать во всех населенных пунктах России. В то же время, если бы не было электронной системы документооборота, то мы бы могли обслуживать клиентов только лишь в тех 22 городах, где мы присутствуем.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!