Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

IV Ежегодная профессиональная конференция «Факторинг – 2008: новые горизонты»

 


КАРТА ПРОЕКТА
IV Ежегодная профессиональная конференция «Факторинг – 2008: новые горизонты»
Виктор Александрович Носов, директор департамента факторинговых операций ЗАО АКБ Промсвязьбанк

– Расскажите, пожалуйста, о достижениях ОАО «Промсвязьбанк» на рынке факторинга в 2007 г.

– Одним из факторов, способствовавших успеху ОАО «Промсвязьбанк» на рынке факторинга в 2007 г., стало то, что мы оказались одним из тех самых крупных игроков рынка, кто не переставал финансировать в течение всего периода кризиса ликвидности. Это подтверждает, что получение факторингового обслуживания в банке дает определенные преимущества для клиента.

По итогам 2007 г. портфель факторинговых операций Промсвязьбанка увеличился более чем в два раза и составил на 1 января 2008 г. 18,3 млрд руб. В прошедшем году мы увеличили долю продаж филиалов в общем портфеле до 45%. Региональная сеть ОАО «Промсвязьбанк» насчитывает 42 филиала, и на сегодня факторинг предлагается во всех филиалах банка.

Мы первыми из российских Факторов и единственные в 2007 г. получили статус «full membership» в международной факторинговой ассоциации FCI, где состоим с 2003 г. По данным ассоциации, мы являемся лидерами по международному факторингу в России.

– Какие события и тенденции, которые имели место на рынке факторинга в 2007 г., Вы бы выделили в качестве основных?

– В соответствии с требованиями ЦБ РФ ОАО «Промсвязьбанк» перешел от создания резервов на поставщика к резервированию на дебитора вне зависимости наличия или отсутствия регресса. Это существенно увеличило объем работы сотрудников (у нас обслуживается 896 поставщиков и 4100 дебиторов) и несколько затормозило развитие банков-Факторов: если бы не это, наш портфель на конец года мог иметь больший показатель.

Кроме того, как было сказано выше, на развитие рынка в 2007 г. существенно повлиял кризис ликвидности. Надо сказать, что работу многих Факторов он несколько «подкосил»: мы видим это на примере того, что к нам пошли клиенты от других Факторов, причем не только от тех, у кого стандартные тарифы были выше наших, но и от тех, где тарифы были ниже, чем в ОАО «Промсвязьбанк». Клиенты переходят к нам на обслуживание, потому что не могут получить финансирование в нужном объеме у своего прежнего Фактора, имеющего проблемы с ликвидностью.

Если говорить о тарифах обслуживания, то в целом по рынку во втором полугодии наблюдался рост ставок.

– Какие неценовые факторы имеют значение для клиента?

– В чем мы выигрываем по отношению ко многим другим игрокам? Не скрою, были случаи, когда нашим клиентам поступали более заманчивые предложения о факторинговом обслуживании с точки зрения цены, однако в итоге клиент возвращался к нам, так как за все 5,5 лет, которые Промсвязьбанк работает на рынке факторинга, мы соблюдаем принцип: деньги не позднее 24 часов с момента предоставления документов в банк. Мы всегда придерживались этого принципа – и когда был банковский кризис в 2004 г., и в сегодняшней ситуации. Значение имеет также то, что размер авансового платежа у нас может достигать 100% от объема уступаемой задолженности по безрегрессному факторингу (без учета вознаграждения Фактора) и 95% – по факторингу с регрессом. Мы осознаем, что наш риск увеличивается за счет того, что при росте доли аванса уменьшается доля собственных денег поставщика в сделке, что снижает заинтересованность последнего в оплате дебитором поставки. Однако для некоторых клиентов мы предлагаем такие услуги, если видим, что это необходимо для их бизнеса. Поэтому в качестве основных неценовых факторов успеха на этом рынке я бы назвал качество, гибкость и оперативность обслуживания.

– Каких принципов ценообразования по факторинговым операциям придерживается ваш банк? Каковы основные составляющие факторингового вознаграждения?

– Основной принцип ценообразования по факторинговым продуктам в ОАО «Промсвязьбанк» следующий: размер вознаграждения должен способствовать развитию клиента. То есть расчетная цена за факторинговую услугу должна быть «подъемной» для клиента, она не должна быть завышена? чтобы не наносить ущерб потенциалу роста бизнеса нашего клиента.

Цена факторинга зависит от того, какой продукт выбирает клиент. Факторинг с регрессом можно разбить на два вида: если речь идет о факторинге без финансирования, то взимается только одна комиссия за обработку документов. Чтобы снизить стоимость обработки документов для клиента, мы на бесплатной основе предоставляем клиенту программу, которая позволяет наносить на отгрузочные документы штрих-коды, с помощью которых мы легко идентифицируем документ и сканируем его в электронную базу. Использование штрих-кода снижает размер комиссии за обработку документа в 5 раз.

Вознаграждение при факторинге с регрессом с финансированием состоит из 3 составляющих: это, во-первых, аналогично факторингу без финансирования, комиссия за обработку документов; во-вторых, комиссия за факторинговое обслуживание в процентах от номинала денежного требования, уступленного банку; и в-третьих, комиссия за пользование денежными ресурсами – она зависит от общего оборота клиента по переданным на факторинговое обслуживание поставкам как финансируемым, так и нефинансируемым и от количества дней пользования ресурсами. Таким образом, для клиента целесообразно передать Фактору на управление весь объем дебиторской задолженности, чтобы получать финансирование по более низким ставкам и сэкономить, полностью высвободив собственных сотрудников, занимавшихся управлением «дебиторкой» в компании.

При безрегрессном факторинге применяются два вида тарифа: либо такие же, как и при факторинге с регрессом плюс возмещение страховой премии, уплаченной банком при страховании риска неплатежа дебитора, либо мы применяем комиссии за обработку документов и за финансирование в форме выплаты досрочного платежа, тогда размер комиссии зависит от предусмотренной отсрочки по контракту между поставщиком и дебитором и выражается в фиксированном проценте от суммы финансирования.

При экспортном факторинге с регрессом размер комиссии устанавливается аналогично ценам по внутреннему регрессному факторингу, при безрегрессном факторинге (двухфакторная модель) клиент возмещает уплаченную нами иностранному контрагенту комиссию за предоставленную гарантию.

– Как отличаются ставки у Факторов, работающих преимущественно с крупными предприятиями и Факторов, ориентированных на работу с компаниями малого и среднего бизнеса? Есть ли отличия по ставкам факторингового вознаграждения в разрезе регионов?

– В любом банке будут отличия по условиям кредитования клиентов из разных сегментов бизнеса. Естественно, представители малого и среднего бизнеса будут кредитоваться дороже, чем крупные предприятия, так как риски при кредитовании небольших предприятий выше. Точно так же и при факторинге.

Если говорить о региональных различиях по уровню ставок, то существование таких различий обусловлено усилением конкуренции в Москве в связи с сосредоточением здесь большого числа Факторов и зачастую попытками новых игроков занять долю рынка за счет демпинга. Именно поэтому мы увеличиваем долю портфеля в регионах, где конкуренция пока практически отсутствует и доходность выше. Если сегодня уже можно сказать, что в Москве рынок факторинга поделен, то в регионах этого нет. В то же время работа в регионах пока дается большими силами, так как пока собрано недостаточно статистики по региональным компаниям, дебиторы малоизвестны, информационная прозрачность компаний часто оставляет желать лучшего. Кроме того, во вновь открывшихся филиалах мы обязаны предоставлять качество сервиса аналогичное подразделениям столичного региона.

Тем не менее средняя ставка по факторингу в регионах выше, чем в Москве. Я думаю, что в ближайшие годы рынок факторинга будет развиваться именно за счет регионов.

– Часто ли вы сталкиваетесь со случаями мошенничества клиента, и какие схемы мошенничества наиболее распространены? Каким рискам при факторинге уделяется наибольшее внимание в вашем банке?

– С мошенничеством в заметном масштабе мы пока не сталкиваемся: у нас был случай мошенничества в одном из наших филиалов, но мы вовремя пресекли это, обратились в суд, и руководитель компании был осужден. Существенного ущерба банку нанесено не было.

Факт мошенничества должен быть доказан судом. Не меньше риска в ситуации с некомпетентностью руководства компаний, так как отдельные компании не по злому умыслу попадают в ситуацию с проблемной платежеспособностью. Задача Фактора правильно оценить риски и держать ситуацию под контролем.

Сейчас мы покупаем новое программное обеспечение у иностранной IT-компании, в том числе и с целью уменьшить риски при факторинге. Помимо управления стандартными рисками, которые возникают при банковских операциях, при факторинге большое внимание уделяется работе с дебитором, его оценке, установлению лимита, верификации, мониторингу, сбору задолженности. Прежде чем начинается работа по новому дебитору, почти всегда осуществляется выезд к каждому дебитору, не только с целью его проверки, но и для того, чтобы объяснить суть факторинговой сделки, обязательства сторон и предостеречь себя от возможности мошенничества со стороны поставщика. Огромное преимущество имеют Факторы, накопившие статистику работы с контрагентами.