Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России
Кожевников Дмитрий Николаевич, "Альфа-Лизинг

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2007 году?

– Темпы роста лизинга в 2007 году рост оказались выше, чем в «ударном» 06 г. Точек роста по-нашему мнению было несколько:
Во-первых, железнодорожный транспорт. Инвестиционная программа наших клиентов по приобретению и обновлению ж/д парка на период 2007 и 2008 гг. существенно возросла, это очевидно стимулирует спрос, в свою очередь предложение со стороны машино- и вагоностроительных заводов не поспевает за ним, что сказывается на в т.ч. и повышении отпускных цен на ж/ж и формирует дефицит предложения;
Во-вторых, это всевозрастающий спрос на лизинг энергетического оборудования со стороны энергетиков и появление ряда новых для лизинга секторов, - например, сектор лизинга нефтегазового оборудования.
В-третьих, мы наблюдаем существенное повышение спроса на лизинг дорожно-строительной, мостостроительной техники, техники для строительства газо- и нефтепроводов.

Секторы, которые в принципе не являются массовыми, в которых есть тендеры и государственное присутствие, будут создавать в некотором смысле основу объемных показателей.

Кроме того, рынок меняется качественно. Акцент крупных лизинговых компаний переносится в сторону малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что портфели крупных лизинговых компаний сформированы, по большей части, за счет крупных компаний – крупных корпоративных клиентов Банков, флагманов отечественного бизнеса. Но в этих сегментах возрастает конкуренция и, соответственно, снижается маржинальный доход лизинговых компаний, поэтому намечается диверсификация бизнеса и выход в сектор малого и среднего бизнеса, характеризующийся большей доходностью и понятной перспективой роста, т.к. ниша, по-нашему мнению, еще не освоена.

Между тем, есть определенные ограничения вхождения в новые сегменты. Нельзя, например, очень быстро расти на рынке лизинга легкового и коммерческого транспорта, т.к. для этого сегмента характерен другой конкурентный мотив, построение иных бизнес-процессов, требуется существенно большее количество персонала и специфические технологии. Например для того, что бы сформировать парк в 5’000 машин, эквивалентный портфелю в 100-125 млн. долл., требуются процессы, технологии и количество персонала фактически аналогичное потребкредитованию, что кардинально отличает лизинг этого сегмента от лизинга оборудования или транспорта (не автомобильного) для корпоративного сектора.

Сегодня Альфа-Лизинг ищет эффективную бизнес-модель в сегменте лизинга легкового и коммерческого транспорта и в наших планах во втором полугодии с.г. выйти на рынок с таким продуктом.

В н.в. мы также разрабатываем бизнес-модель выхода Альфа-Лизинга на рынок лизинга для малого и среднего бизнеса. Это, в первую очередь, связано тем, что в 2007 г. Альфа-Банк успешно запустил программу кредитования малого и среднего бизнеса, и мы встраиваем лизинг в продуктовую линейку Альфа-Банка для МСБ.

Перед российскими лизинговыми компаниями также стоит задача привлечения финансирования от внешних институтов, что на наш взгляд является новой тенденцией быстрорастущего лизингового рынка, и в этом году этот тренд будет восходящим. Речь идет о переходе кэптивных компаний Банков, которые составляют основу бизнеса, как на Западе, так и на российском рынке, от прямого финансирования материнской компании, к иным формам привлечения, а также к структурированию сделок по вхождению в капитал лизинговых компаний - крупных инвесторов либо созданию с последними совместных предприятий.

Об IPO, я полагаю говорить рано, скорее можно говорить о начале консолидации отрасли и укрупнению основных игроков, я имею ввиду M&A сделки, нам кажется, что 2008 г. будет началом этого процесса.

– Как вы оцениваете перспективы развития рынка?

– По нашим оценкам, рынок будет расти особенно динамично в следующих сегментах: железнодорожный транспорт, легковой и грузовой транспорт, энергетика, дорожно-строительная и спецтехника. Мы пока очень внимательно изучаем сегмент лизинга нефтегазового оборудования, поэтому судить о перспективах данного сегмента еще рано. Мы наблюдаем рост интереса со стороны клиентов и на лизинг коммерческой недвижимости и офисных помещений, однако говорить об устойчивой тенденции также еще рано.

– Насколько, по вашему мнению, спрос на лизинг превышает предложение?

– Мне кажется, что такая постановка вопроса не совсем корректна. Есть другая тенденция – на рынке нет недостатка места, но это вопрос времени. Это не касается рынка лизинга железнодорожного транспорта, или энергетики, где конкуренция очень высока. Но, как бы то ни было, своего клиента компания всегда может найти.

Пока есть еще возможность для формирования коалиций в лизинговом бизнесе, появления новых игроков, путь и свобода для входа – они присутствуют, только стоимость «билета на вход» существенно возросла.

– Какие основные проблемы, сложности на сегодняшний день сдерживают развитие и мешают в работе?

Финансовые рынки.

– С каждым годом рынок, вернее, бизнес лизинговых компаний становится более понятным для клиентов и партнеров. Все участники рынка уже понимают, как структурируется сделка и строится расчет лизинговых платежей, в каких случаях лизинг выгоднее кредита и наоборот. Что сдерживает развитие? Это отсутствие ликвидности на рынке, острый недостаток долгосрочных и сравнительно недорогих кредитных ресурсов. Речь идет о режиме ограниченной ликвидности, существующем на глобальном рынке капитала, здесь вопрос в ином, сколько это продлится, т.к. недоверие и дефицит ресурсов, порождаемый кризисом финансовых институтов, сказывается и на наших планах развития.

Поэтому основная проблема, на мой взгляд – это деньги в текущий момент времени. Проблема вторая – снижение маржинального дохода лизинга для корпоративных клиентов, что влияет на конкуренцию в тех секторах, в которых идет активное развитие и в которых наша компания занимает лидирующие позиции.

Законодательство.

– Мы не считаем, что действующая законодательная база сдерживает развитие рынка лизинга в России. Да, безусловно есть неурегулированные вопросы, которые сказываются на развитии отдельных сегментов лизинга, например лизинг коммерческой недвижимости, но это вопросы, в основе своей связанные с законодательным регулированием. Мы считаем, что решение вопросов лежит в объединении наших (лизинговых компаний) совместных усилий, работе с законодательной властью как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, целью этой работы должно быть - устранение в законодательной и нормативно-правовой базе противоречий и препятствий, которые не позволяют создать и развивать в России цивилизованные формы лизинга.

Проблемы роста.

– Портфели лизинговых компаний за последние три года значительно выросли, кредитные портфели десяти крупнейших лизинговых компаний, могут смело претендовать на место в ТОР-50 крупнейших отечественных банков. Естественно, при этом возникают проблемы роста.

А что такое проблемы роста? Это и автоматизация бизнес-процессов, и квалифицированные кадры, которых не хватает как в Москве, так и в регионах, и структурные изменения в компании, дефицит качественных и разумных в стоимостном выражении офисных площадей (в Москве), необходимо выделить также проблему формирования стратегии развития компании на среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Ранее лизинг воспринимался сторонами сделки в первую очередь как преимущество в оптимизации налогообложения у клиента. Как путь среднесрочного финансирования – это было вторым аргументом. К сожалению, налоговые органы до сих пор остаются приверженцами взгляда на лизинг, как на схемную сделку, преследующие всевозможные цели, но только не как источник средне- и долгосрочных ресурсов.

В настоящее время лизинг стал инструментом, который используется для привлечения ресурсной базы, в целях финансирования крупных проектов, более долгосрочной и менее рискованной альтернативой кредиту как для банков, так и для компаний.

Немаловажным аспектом является рост цен на приобретаемое оборудование, что увеличивает сроки окупаемости и, как следствие, лизинга. Например, лизинг воздушных судов рассчитывается в среднем на 10-15 лет, лизинг ж/д транспорта уже не ограничивается сроком на 7 лет, который был наиболее распространен в 2006-2007 гг., а вышел на новый 10-летний рубеж, и это уже стандарт, который сложился на рынке данного сегмента лизинга.

В России 10-летних денег сегодня нет, и я не готов утверждать, что в ближайшее время они появятся. Следовательно то, что мы имеем, - это проблема управления ликвидностью лизинговой компании, не секрет что многие лизинговые компании (особенно независимые) на растущем рынке пытаются лавировать в диапазоне а) срока; б) стоимости кредитных ресурсов. Альфа-Лизинг совместно с Альфа-Банком успешно решают эти вопросы и вышеупомянутая проблема не стоит на повестке дня. Для других игроков совершенствование казначейских функций становится приоритетом, подменяя задачи бизнеса.

– Осуществляет ли ваша компания лизинг недвижимости? Принимают ли такие сделки массовый оборот?

– Мы осуществляем такие сделки и у нас есть такой продукт. В 2007 году спроса фактически не было, скорее были единичные сделки. До недавнего времени, мы считали этот рынок - рынком заниженных ожиданий. Нам сложно объяснить, но с конца 2007 г. мы наблюдаем позитивные сдвиги, только за период декабрь-февраль 08 г. к нам поступило более 10 заявок от корпоративных клиентов на лизинг коммерческой недвижимости, при этом средняя цена сделки – свыше 10 млн.долл. США. Очевидно, что данный сегмент лизинга массовым не назовешь, т.к. по сравнению с другими сегментами он отличается сроком реализации сделки, сложностью структурирования и оценки предмета лизинга, «не популярностью» данного продукта со стороны кредиторов – банков. Это «штучный товар», который реализуется непосредственно под интересы конкретных клиентов, а также наличием конкурирующих продуктов со стороны инвестиционных фондов.

В целом сектор лизинга коммерческой недвижимости нам представляется чрезвычайно перспективным, планы Альфа-Лизинга на текущий год - реализовать до конца года сделок с коммерческой недвижимостью на общую сумму не менее 75-100 млн.долл. США. Это скромная цифра как по отношению к нашим планам финансирования других сегментов лизинга на 2008 г., так и к объему рынка коммерческой недвижимости в целом, но наши надежды и основная задача – как одних из пионеров в развитии этого рынка: реализация сделок-претендентов, наработка опыта, ломка стереотипов у участников рынка.

– Какие особенности и трудности в работе существуют в отдельных регионах? Какие регионы кажутся вам наиболее интересными в дальнейшем?

– Итоги 2007 года существенно изменили наше отношение к развитию компании, к стратегии развития. Развитие в регионах мы считаем одним из ключевых критериев, которые будут влиять на реализацию планов компании в будущем. У нас есть очевидные преимущества: широкая филиальная сеть Альфа-Банка, региональные банковские бизнес-подразделения, отвечающие за продажи в регионах, технологии. Анализ нашего развития в период 2006-2007 гг., показал, что отсутствие самостоятельной филиальной сети Альфа-Лизинга в регионах, является не препятствием, а скорее нашим преимуществом. Наиболее интересны в 2008 г. с т.з. развития лизинга для нас следующие регионы - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Челябинск, Ижевск, Иркутск, Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, но мы будем развивать свое предложение во всех регионах присутствия Альфа-Банка.

Учитывая наши планы развития лизинга для малого и среднего бизнеса и лизинга легкового и коммерческого транспорта, расширение географического присутствия является для нас главным фактором запуска этих продуктов. Однако, региональная экспансия по этим сегментам лизинга будет проходить в несколько ином формате, отличном от лизинга для корпоративных клиентов.

– Какие изменения происходят в методах и влиянии конкуренции?

– Конкуренция – вещь относительная. Когда речь идет о продукте, то сам продукт зависит в первую очередь от того, как воспринимает кредитующая организация, собственно, ваш продукт, ваши риски. Лизинг напрямую связан с привлечением финансирования, это его неотъемлемая часть. Поэтому, насколько нам удается расширить понимание рисков для финансирующей нас организации, настолько мы являемся более конкурентными по отношению к другим лизинговым компаниям, которые не имеют подобного предложения. Для расширения понимания рисков есть еще пространство, но оно ограничено.

Альфа-Лизинг работает в рыночном секторе, где есть конкуренция, независимые игроки, где есть активное развитие. Структурно этот рыночный сегмент противопоставлен лизингу на уровне государственных программ, госкомпаний и корпоративных программ крупнейших отечественных холдингов - там менее актуальны вопросы структуры и экономики сделки, больше директивности в решениях и реализации задач в рамках всего холдинга, т.е. лизинг здесь воспринимается скорее не как инструмент финансирования, а как инструмент перераспределения ресурсов.

В качестве одного из ключевых каналов продаж мы видим планомерную работу с вендорами, поставщиками оборудования, к ним мы относим и производителей и поставщиков (дилеры, дистрибьютеры) дорожно-строительной и спецтехники, автотранспорта, заводов-изготовителей железнодорожной техники и т.д.

Мы совместно с поставщиком разрабатываем лизинговый продукт под конкретную продукцию, который затем продается поставщиком, и в этом мы видим нашу общую с ними синергию. При этом наши партнеры выделяют три наиболее важных критерия в работе с лизинговыми компаниями: скорость, адекватность (рыночность) предложения, стабильность финансирования. Альфа-Лизинг старается следовать этим критериям, что безусловно сказывается на нашем дальнейшем развитии и отношениях с поставщиками.

Немаловажным изменением в методах конкурентной борьбы является позиционирование лизинговой компании как профессионального игрока на определенном сегменте рынка лизинга, а это: знание клиентской базы, знание и понимание особенностей движения рынка, знание особенностей (в т.ч. и технических особенностей) предмета лизинга, законодательства, основных игроков, принятие решений которыми, заметно влияет на расстановку сил. В сегментах лизинга, который условно можно назвать «массовыми-ритейловыми» несколько иные приоритеты: там важны условия, четко отвечающий требованиям конкуренции и требованиями клиента, скорость принятия решений и реализации сделки. Сектор крупного и среднего бизнеса – это всегда индивидуальность, основанная на знаниях, описанных выше, которые для рынка и конкурентов являются сигналом того, что компания понимает рынок, понимает его профессионально и предлагает клиентам эффективные решения.

– Что составляет основу маркетинговой политики Вашей компании?

– В н.в. мы находимся в стадии разработки маркетинговой политики совместно с нашими коллегами из Альфа-Банка. В планах развития новых продуктов лизинга на этот год это – лизинг для корпоративных клиентов (коммерческой недвижимости, воздушных судов); «ритейловый-массовый» лизинг – лизинг для малого и среднего бизнеса, легкового и коммерческого транспорта. Каждому из них присущи свои особенности и свой клиент, поэтому для каждого из сегментов разрабатывается своя маркетинговая политика. В каком-то и сегментов нам кажется, что это акцент на информационную эффективность предложения, в другом необходимо рассставлять акценты непосредственно на структуре сделки как таковой и на том как ее донести до конечного пользователя или донести нашу (в т.ч. совместно с Альфа-Банком) позицию по принятию рисков в большей степени на предмет лизинга, а не на финансовое состояние клиента, активное использование маркетинговых компетенций Альфа-Банка. Ключевые преимущества нашего предложения зависят, в первую очередь, от понимания природы продукта.

– Что станет основой роста на рынке в будущем?

– Основной роста лизинга будет

  1. участие в реализации национальных проектов и государственных программ развития отраслей, в частности программа «Доступное жилье», программа по развитию Владивостока, «Олимпийская стройка», проект по строительству трубопроводной ветки в Китай, строительство федеральных автодорог, - все это потребует привлечения колоссальных ресурсов как людских, так и технических. Мы надеемся, что лизинг в этом случае будет играть одну из основных ролей.
  2. локомотивом роста среди сегментов лизинга в ближайшие 5 лет мы видим – лизинг легкового и коммерческого транспорта, лизинг для малого и среднего бизнеса, при этом стоимость («средний чек») сделки будет постепенно сокращаться.

– С чьей стороны наблюдается больший спрос на лизинг: малого среднего или крупного бизнеса?

– Спрос есть и с той, и с другой стороны. И мы это отчетливо видим и пониманием - у нас уже сформирован портфель заявок на ближайшие 4 месяца. Как я уже упоминал ранее, Альфа-Лизинг собирается в этом году вырасти в более чем 2,5 раза с точки зрения объемных показателей, а также провести ряд серьезных качественных структурных и организационных изменений, чтобы соответствовать растущему спросу и требованиям предъявляемым рынком: это структурная реорганизация (юридическая структура, организационная бизнес-модель), так и автоматизация основных бизнес-процессов компании, выход на международные рынки капитала, проведение аудита по стандартам МСФО. Все это, как считаем мы, и наш акционер, позволит нам выйти на новый уровень конкурентоспособности.

Наша задача на 2008 год предельно конкретизирована - быть конкурентными во всех сегментах, которые мы считаем привлекательными для развития и в которые мы собираемся идти. Понятно, что есть определенные ограниченные возможности у каждого игрока, но я считаю, что те объемы, к которым мы сегодня активно идем в рынок – миллиарды долларов, достаточный показатель наших возможностей для российского рынка лизинга.

– Ощутили ли вы движение в регионы других лизингодателей?

– Наши конкуренты избрали иную стратегию развитию, мы уважаем их выбор, мы внимательно следим за их развитием в регионах, и стараемся оценивать их успехи, очевидно, что у большинства кэптивных компаний продвижение лизинговых компаний в регионах - практически повторяет или совпадает с ростом банковской сети дистрибуции. Но тот факт, что успешная стратегия кроется в расширении (в том или ином виде) регионального присутствия всеми разделяема и активно поддерживается на уровне акционеров.

– В чем выразился эффект от роста присутствия других лизингодателей?

– Выход крупных игроков в регионы, по-нашему мнению, имеет только положительные стороны, т.к. он способствует цивилизованному развитию рынка: повышение информированности – «образованности» клиентов, развитие конкуренции, снижение ставок, удлинение сроков лизинга, новые стандарты бизнес-процессов, появление возможностей для развития местных производственных компаний, в т.ч. поставщиков оборудования, через совместные продукты, инвестиции в регион, формирование как прямое, так и косвенное занятости. Для нас времени осталось не так много, но мы не позиционируем себя как пионеры в области освоения регионов, мы идем в регионы, где уже есть конкуренция как со стороны местных компаний, так и наших конкурентов. Такова наша стратегия регионального развития.

– Как повлиял на Вашу компанию кризис ликвидности в конце прошлого года?

– Кризис ликвидности оказал нам своего рода «добрую услугу». За четвертый квартал 2007 г. мы профинансировали 40% процентов от объема финансирования за весь прошлый год. Несмотря на разговоры о сложной ситуации на рынках, мы не остановились ни на секунду. Не было ни одного корпоративного клиента, который не был бы профинансирован. Были клиенты, которые отказались сами, но это лишь небольшой процент, и он никак не повлиял на нашу результативность. Итогом рыночных сложностей стало то, что факт наличия ресурсов стал важнее их цены, которая объективно увеличилась на 1-2 п.п.

Тенденция этого года – совершенно иная. Наши объемы финансирования – это в среднем 400-500 млн. долл. США в квартал. Структура нашего портфеля такова, что у нас не наблюдается сезонности, за исключением очевидных «праздничных» месяцев – январь, май. В этом году мы чувствуем мощную деловую активность по всем сегментам лизинга – предощущение кризисных явлений заставляет финансистов принимать решения сегодня, не откладывая их на завтра.

Если говорить о проблемах фондирования, то у нас их не было: мы отчетливо ощутили преимущества фондирования в рамках Альфа-Групп. Не скажу, что к нам не перешло большое количество клиентов от других игроков. Мы смогли оперативно удовлетворить запросы наших основных клиентов, построили свою работу предельно корректно и четко по отношению к нашим клиентам, правильно выстроив эти отношения, мы упрочили нашу репутацию, сохранив и мы считаем развив деловые отношения с клиентами. Наши планы на будущее мы видим исключительно оптимистично.

– Как вы оцениваете перспективы слияний и поглощений на российском рынке лизинга?

– Учитывая общие настроения на западных рынках, причиной чего может быть закрытие лимитов крупными банками независимым лизинговым компаниям, слияния и поглощения станут инструментом решения вопросов с ликвидностью и консолидации отрасли в 2008 г. Наряду с ростом рынка, мы ожидаем усиление позиций ведущих игроков, их дальнейшее укрупнение и специализацию лизинговых компаний по сегментам.

При этом важно отметить, что для разных секторов рынка тенденции будут отличаться. В крупном бизнесе игроки уже определены, понятны их слабые и сильные стороны, рынок является уже достаточно устойчивым и сложившимся. Была угроза выхода западных игроков, но пока она выглядит неубедительно: игроки появились, но их активность почти не заметна – нового понимания продукта и нового понимания рынка они не дали, поскольку ограничения, связанные с российским риском, нивелировали все конкурентные преимущества западных лизинговых компаний.

В секторе лизинга легкового и коммерческого транспорта сделки могут дать заметный эффект, как, например, одна из первых и на наш взгляд статусных M&A сделок – слияние «Рольф-лизинга» и «Европлана». Компании имели четкое позиционирование на рынке до этого и стратегию развития, сделка дала хороший синергетический эффект, сформировала сильные конкурентные преимущества для каждой из сторон (и покупателя, и продавца), что мы и наблюдаем в настоящее время: «Европлан» компания №1 на рынке лизинга легкового и коммерческого транспорта, группа компаний «Рольф» - компания №1 на рынке продаж и обслуживания легковых автомобилей. Мы считаем, что основные M&A сделки в 2008-2009 гг. это - покупка-поглощение лизинговых компаний, для которых характерна монопродуктовая бизнес-модель.

Также нам кажется возможным создание совместных компаний, особенно с крупными западными игроками, что позволит создавать компанию, знающую рынок и имеющую долгосрочный источник финансирования.

Еще раз повторюсь, что процессы M&A активно формируются в 2008 г. и этот год, на наш взгляд, станет переломным с точки зрения консолидации рынка.

– Интересно ли Вам покупать портфели других игроков?

– В принципе нам интересна была бы покупка портфеля – скажем у лизинговой компании, специализирующейся на лизинге легкового и коммерческого транспорта или дорожно-строительной и спецтехники. Для нас не интересен, например, лизинговый портфель ж/д транспорта. Мы скорее готовы продать часть портфеля в этом сегменте, потому как уже мы сами сделали достаточно много.

Портфели Договоров лизинга покупать довольно сложно и порой невыгодно, с точки зрения вопросов амортизации, балансовой стоимости, рефинансирования, – все это влияет на налоговые показатели.

На рынке отсутствует четкое понимание ценообразования компаний и портфелей, скорее у сравнительно небольших компаний существует мнение, что крупные компании готовы заплатить столько, сколько они запросят, ради преследования своих целей, поверьте – это сильное заблуждение.