Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Интервью с Олегом Роженцовым, исполнительным директором банка "УРАЛСИБ"

Роженцов Олег Валерьевич, УРАЛСИБ

– Ощущаете ли Вы какие-либо принципиальные изменения на рынке кредитования малого бизнеса? Ваши оценки объемов, темпов роста, тенденций развития?

– Потенциальный объем рынка мы оцениваем примерно в 30 млрд долл., а удовлетворенную потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах – не более чем в 20-25%. Таким образом, потенциал рынка достаточно велик.

В настоящее время на рынке можно отметить обострение конкуренции между банками, активную работу на региональных рынках местных банков и крупных игроков из числа сетевых федеральных банков. Из позитивных тенденций рынка следует назвать все более заметную государственную поддержку малого предпринимательства.

– Каковы стимулирующие и ограничивающие факторы развития рынка кредитования малого бизнеса? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

– Важными факторами, стимулировавшими развитие рынка кредитования малого бизнеса в прошлом году, явились: ужесточение конкуренции на рынке кредитования крупных и средних клиентов и, как следствие, снижение доходности от указанных операций в данном сегменте, высокая прибыльность кредитования в сегменте "малый бизнес", активная государственная поддержка малого бизнеса. Также на рынок кредитования малого бизнеса позитивно повлияла экономическая стабильность, обусловившая развитие малого предпринимательства.

– Чувствуете ли Вы заинтересованность государства в развитии кредитования малого бизнеса (законодательная база, госфонды)?

– Действительно, в настоящее время ощущается реальная заинтересованность государства в развитии малого бизнеса. В июле 2007 г. был принят ФЗ № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", где впервые законодательно установлен одним из критериев отнесения субъектов к малому бизнесу такой показатель, как годовая выручка. Это должно способствовать унификации в стране понятия "малый бизнес" на уровне коммерческих банков, позволяя постепенно сближать их системы риск-менеджмента и продуктовые линейки, что в целом по стране приведет к росту прозрачности малого бизнеса как такого, а соответственно и росту его кредитования со стороны банков. В 2007 г. государство выделяло все больше средств на такие востребованные формы поддержки малого бизнеса, как:

а) выдача поручительств банкам за заемщиков-представителей малого бизнеса;

б) субсидирование процентных ставок по кредитам;

в) субвенции (безвозвратная денежная помощь);

г) прямая выдача займов.

Все эти меры, в особенности первая, реально стимулируют рост кредитования в сегменте МБ.

– Какие новые игроки пришли за последний год? Какие ниши они заняли? Ожесточается ли конкурентная борьба?

– Из числа новых игроков в последнее время особенно агрессивен в нише кредитования малого бизнеса "Абсолют Банк", чуть менее – Промсвязьбанк и МДМ-Банк. Из игроков, давно и активно работающих на рынке, следует отметить банк "УРАЛСИБ", Банк Москвы, ВТБ 24, Росбанк, Урса-Банк. В последнее время заметно активизировался Сбербанк России: создает такой формат точек продаж, как центры развития малого бизнеса. Конкурентная борьба на рынке кредитования малого бизнеса постоянно обостряется.

– Ощущается ли нехватка разнообразия программ кредитования? На какие схемы финансирования малый бизнес предъявляет спрос?

– Разнообразие программ само по себе проблему насыщения спроса не решает, скорее, важна оптимальность продуктового предложения. Можно иметь мало продуктов, но настроить их настолько гибко, что будет удовлетворен спрос подавляющего большинства. Важно найти правильный баланс между гибкостью предложения (настройки) и скоростью обслуживания. Это и есть оптимальность. Банк "УРАЛСИБ" предлагает своим клиентам – предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям – линейку кредитных продуктов, специально разработанную с учетом ключевых потребностей малого бизнеса. В основе линейки два продукта – "Бизнес-развитие" и "Бизнес-рост", – которые принципиально отличаются суммой и сроком кредитования. Выбрав один из этих продуктов и предоставив в банк упрощенный пакет документов, клиент оперативно получит решение банка о выдаче кредита. Оба продукта работают по схеме стандартизированной оценки заемщика. Для удобства клиента по программе "Бизнес-развитие" возможен выезд кредитного менеджера на место для самостоятельного заполнения форм отчетности и последующего анализа бизнеса.

– Каковы конкурентные преимущества вашего банка на рынке кредитования малого бизнеса (чем отличаются кредитные продукты, предлагаемые вашим банком, от предложений других игроков)?

– У нас вполне конкурентоспособный продуктовый ряд: по суммам, срокам кредитования, процентным ставкам мы предлагаем весьма привлекательные для клиентов условия. Большинство клиентов ценит наш банк за внимательное отношение к ним и к их бизнесу. Нашим преимуществом является также широкая региональная сеть.

Работа с сегментом "малый бизнес" в настоящее время является приоритетом для нас. Содействие росту предпринимательской активности населения страны заложено в миссии банка "УРАЛСИБ". Активно работая с предприятиями малого бизнеса, повышая капитализацию их бизнеса, банк выращивает своих клиентов, постепенно переводя их в сегмент средних и крупных.

– Какие ресурсы привлекаются для развития кредитования малого бизнеса? По какому принципу выделяются средства, направляемые именно на этот сегмент (остаточный, целевой и пр.)? Сказался ли сильнее именно на этом направлении кризис ликвидности по сравнению с остальными сегментами?

– Банк "УРАЛСИБ" позиционирует себя как банк, дружественный малому бизнесу, стимулирующий развитие предпринимательства, поэтому средства на кредитование данного клиентского сегмента выделяются в приоритетном порядке. Кризис ликвидности на рынке ни в коей мере не сказался на объемах кредитования МБ.

– В чем особенности управления кредитными рисками применительно к малому бизнесу?

– В силу недостаточной прозрачности малых предприятий не всегда представляется возможным оценить кредитные риски традиционными способами. Поэтому основной особенностью является широкое применение косвенных показателей (методов), так называемый cross cheking, для создания полной и ясной картины о финансовом состоянии заемщика из сегмента малого бизнеса.

– Участвует ли ваш банк в программах микрофинансирования? Видите ли вы перспективным для себя это направление?

– Участвует, но эти программы не являются нашим приоритетом. Мы не считаем для себя данное направление перспективным.

– Работает ли ваш банк со старт-апом? Если да, то каковы отличия в условиях кредитования венчурных проектов от остальных кредитных продуктов для малого бизнеса? Должны ли в принципе банки заниматься финансированием начинающих предпринимателей?

– Наш банк дает средства только действующему бизнесу и под обеспечение.

– Видите ли Вы для себя перспективным развитие региональных сетей? Какова средняя стоимость открытия филиала? Могут ли выступать кредитные брокеры как альтернатива по крайне мере на первом этапе?

– Банк "УРАЛСИБ" – один из ведущих сетевых российских банков, мы присутствуем более чем в 40 регионах страны, имеем свыше 500 точек продаж. Также в качестве дополнительного канала распространения мы активно развиваем сеть агентских продаж, в том числе через кредитных брокеров.