Интервью с Ракитским Олегом Александровичем, генеральным директором ЗАО «ДельтаЛизинг»
Поделиться
Facebook Twitter VK


Ракитский Олег Александрович, ДельтаЛизинг

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2007 году?

– Я думаю, что основную тенденцию рынка в 2007 году почувствовали все его участники. Речь идет о серьезном ускорении темпов роста самого рынка.

Второй серьезной тенденцией стало расширение присутствия ведущих лизинговых компаний в различных регионах Российской Федерации. Уже многие понимают, что успех любого финансового института зависит от роста портфеля и его диверсификации, что во многом достигается, в том числе, и за счет географической экспансии. Структуры экономик многих регионов значительно отличаются друг от друга, также как и факторы роста этих экономик. Например, я уверен, что чем дальше на Восток продвигаются московские и питерские компании, тем больше они ощущают, что основными факторами роста в восточных регионах страны являются инфраструктурные проекты, и в меньшей степени потребительский спрос.

В связи с этим, присутствие в широком географическом пространстве автоматически позволяет нарастить портфель, диверсифицировать его по отраслям и таким образом обезопасить себя от потенциальных внешних шоков в отношении одной отдельной отрасли или одного отдельного региона.

Третьей отличительной чертой 2007 года стал кризис ликвидности с сопровождающимся ростом стоимости фондирования. Не хотелось бы верить, что этот отрицательный момент стал бы тенденцией, хотя поведение рынков в начале 2008 года пока не дает повода для оптимизма.

– Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития всего рынка и его отдельных сегментов?

– Оцениваю перспективы роста рынка с осторожным оптимизмом. Если не брать во внимание сокращение предложения финансовых ресурсов со стороны банков и рынков капитала, то потенциал роста рынка огромен. По сравнению даже с Восточной Европой доля лизинга в России в финансировании инвестиций в основные фонды не столь значительна.

Что касается отдельных отраслей, то здесь, думаю, особых сюрпризов ожидать не стоит. Лидерами будут продолжать оставаться железнодорожный и грузовой транспорт, тяжелая строительная и дорожная техника, авиатехника и энергетическое оборудование. Доля автотранспорта, на мой взгляд, будет сокращаться из-за высокой конкуренции как между лизинговыми компаниями, так и со стороны других финансовых институтов.

– Насколько, по Вашему мнению, спрос на лизинг превышает предложение?

– Судя по тому, что темпы роста рынка ускоряются, а основные игроки рынка достаточно комфортно чувствуют себя в своих нишах, можно сделать вывод, что спрос на лизинг превышает предложение. Этому способствует также, с одной стороны, улучшение осведомленности и понимания преимуществ лизинга как финансового инструмента со стороны бизнес сообщества, а с другой стороны, серьезный дефицит источников долгосрочных инвестиций.

– Какие основные проблемы и сложности на сегодняшний день сдерживают развитие и мешают работе?

– 1. Снижение предложения финансовых ресурсов среди банков и инвесторов. Кризис ликвидности.

2. Трактовка законодательства со стороны налоговых инспекций, в основном в отношении НДС. Хотя в последнее время положение в этой сфере стабилизировалось, лизинговые компании до сих пор проводят значительное время в арбитражных разбирательствах, защищая правомерность налоговых вычетов по НДС. Данная ситуация оказывает значительное негативное влияние на снижение эффективности работы компаний, снижает общую конкурентоспособность отрасли и, в конечном итоге, сказывается на качестве продукта для клиентов.

– Какие изменения происходят в методах и влиянии конкуренции?

– Конкурентная ситуация в разрезе работы нашей компании в 2007 году претерпела серьезные изменения. Это связано как с активной региональной экспансией федеральных операторов, так и с нашим выходом на московский рынок. И если в прошлом году к категории конкурентов на уровне всей компании мы отнесли 5 компаний из 30-ти, то сегодня эта цифра выросла до 17 из 40. Основной вывод, сделанный в результате анализа конкурентной среды состоит в том, что сегодня по набору условий компании предлагают практически одинаковые варианты финансирования. Итак, основные направления деятельности: лизинг оборудования, транспорта, техники и недвижимости. Минимальная сделка, как правило, ограничена $10 000, а чаще указан рублевый эквивалент. Максимальный же размер сделки не указывается, за исключением экспресс-продуктов, предполагающих упрощенный анализ клиента по скоринговым моделям и в большинстве случаев это порядка $300 000. Размер авансового платежа варьируется в пределах 15-30% в зависимости от предмета лизинга, а не от поставщика услуги. Сроки договоров находятся на уровне 5 лет у большинства игроков. Вместе с тем международный финансовый кризис отразился на лизинговой отрасли ужесточением требований кредиторов к лизинговым компаниям. Другими словами, проблема стабильного доступа к финансовым ресурсам вышла на первый план. Некоторые компании практически прекратили работу в IV квартале 2007 года. На этом фоне наличие стабильных источников финансирования по доступным для клиента ставкам является серьезным конкурентным преимуществом в 2008 году.

– Как отразился на Вашей компании кризис ликвидности? Произошли ли изменения в условиях привлечения финансирования для Вашей компании (объемы, ставки)?

– Что касается финансирования в иностранной валюте, то ЗАО «ДельтаЛизинг» традиционно привлекает финансовые ресурсы через международные финансовые институты, в основном иностранные банки и институты развития (такие, как ЕБРР, МФК, ДЕГ). В момент разгара кризиса у нас были открыты лимиты от этих банков, и стоит отметить, что размер этих лимитов и ставки по ним не изменились. Новое финансирование мы также будем привлекать через известные нам источники финансирования, но уже по новым, более высоким ставкам. Уровень ставок во всем финансовом секторе вырос после пересмотра отношения к кредитным рискам со стороны рынков, что уже почувствовали на себе как лизинговые компании и банки, так и их клиенты.

Что касается рублевого финансирования, то в настоящее время достаточно сложно найти долгосрочное финансирование в национальной валюте. Думаю, что стоит подождать стабилизации рынка рублевого фондирования (как со стороны основных банков, так и со стороны инвесторов в долговые обязательства / облигации), чтобы уверенно делать выводы о наличии или стоимости рублевых ресурсов.