Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

– Какие основные тенденции развития рынка лизинга Вы можете отметить в 2007 году?

– Основная тенденция российского лизингового рынка – сохранение высоких темпов роста основных показателей, рассчитываемых такими агентствами, как «Эксперт РА». На текущем этапе большой вклад вносит повышение эффективности работы с региональными клиентами, что становится возможным за счет развития филиальной сети.

Поскольку платежи по договорам лизинга поступают в течение нескольких лет, для оценки динамики развития Группы лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ важен показатель объема нового бизнеса (реальных новых лизинговых сделок) за год. Если за 2006 год данный показатель, рассчитанный в соответствии с методикой «Эксперт РА», составлял 10,2 млрд рублей, то за 2007 год – уже 21,9 миллиарда. Таким образом, наша Группа компаний в полной мере использует возможности, которые дает растущий рынок, отличающийся высокой требовательностью к качеству лизинговых продуктов. При этом наша филиальная сеть строится таким образом, чтобы максимально улавливать территориальное распределение спроса.

– Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития всего рынка и его отдельных сегментов?

– Лизинговый рынок набрал существенную скорость развития. Кроме того, он связан с финансированием реальных объектов, в которых нуждается российское производство. В результате спрос на лизинговое финансирование сохранится на высоком уровне. Вопрос в том, смогут ли лизинговые компании сформировать адекватное ценовое предложение в условиях сложностей на финансовых рынках. Для Группы лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ, обладающей прочнейшими связями с крупнейшими финансовыми институтами и богатым опытом масштабных облигационных займов, задача сохранения высококонкурентного лизингового предложения вполне по плечу.

Наибольшие ожидания связаны с развитием лизинга автомобильной и железнодорожной техники, а также высокотехнологичного телекоммуникационного и компьютерного оборудования, отражающим подъем реального сектора российской экономики. В частности, по оценке «Эксперт РА», как за 2006 год, так и за 9 месяцев 2007 года объем нового бизнеса с таким объектом, как железнодорожная техника, сохранялся на уровне 1/4 всех учтенных сделок за соответствующий период. Рынок лизинга железнодорожной техники является весьма емким за счет крупных заказов перевозчиков, но в то же время достаточно сложным, поскольку производство не успевает за спросом.

Несмотря на сложность рынка, только за 2007 год объем нового бизнеса Группы лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ с железнодорожной техникой, рассчитанный по стандартам «Эксперт РА», составил более миллиарда рублей. В текущем году продолжается активная работа на данном рынке, мы его уже хорошо знаем. Так, только в первом квартале 2008 года ОАО "РТК-ЛИЗИНГ" заключило контракты на поставку вагонов-платформ производства ОАО "Днепровагонмаш", ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» и ОАО «Алтайвагон».

В условиях высоких темпов роста перевозок российские операторы активно закупают новые платформы. Группа лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ организует передачу вагонов-платформ в лизинг на срок около 8,5 лет. Размер аванса зависит от степени надежности лизингополучателя.

В результате наша Группа компаний активно отвечает на запросы, исходящие от рынка. В 2008 году мы планируем существенно увеличить лизинговый портфель в сегменте железнодорожного подвижного состава, как благодаря развитию долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений с крупнейшими производителями подвижного состава, так и вследствие дальнейшего развития филиальной сети Группы компаний, позволяющей привлечь новых региональных клиентов среди железнодорожных перевозчиков.

– Осуществляла ли Ваша компания сделки лизинга недвижимости? Обретают ли массовый характер данные сделки?

– На сегодня для российского лизингового рынка сделки с недвижимостью представляют собой достаточно редкое явление, поскольку порождают целый комплекс индивидуальных вопросов, которые необходимо решить сторонам сделки, и, в ряде случаев, существенных сопутствующих рисков.

В условиях кризиса ликвидности на необходимость учета юридических и бухгалтерских тонкостей наслаивается задача по привлечению финансовых средств на выгодных условиях с целью сделать лизинговое предложение максимально привлекательным. Перед работающими на рынке лизинга недвижимости компаниями сейчас возникает один и тот же вопрос: как в условиях кризиса ликвидности и сокращения сроков кредитования оптимально выстроить финансирование сделки, требующей длинных денег. А ведь еще необходимо минимизировать сроки получения и анализа широкого перечня документов всех непосредственных участников сделки, составления и согласования договоров, корректно пройти регистрацию. Очевидно, что если и при благоприятной ситуации на рынке сделки с недвижимостью (особенно дорогостоящей) не были типовым продуктом в линейке предложений даже крупных лизинговых компаний, то говорить о массовости в среднесрочной перспективе не приходится.

В условиях непростой конъюнктуры на рынке заемных средств и неоднозначных прогнозов динамики цен на недвижимость Группа лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ успешно занимается лизингом недвижимого имущества. И наши филиалы вполне уверенно проводят такие сделки, руководствуясь основными правилами и требованиями к их качеству. Фактически мы не стремимся к поточности, а скорее исповедуем селективный принцип, предполагающий высокую надежность лизингополучателя и ликвидность объекта. Например, коммерческая и офисная недвижимость с прозрачной историей, то есть привлекательные объекты, которые будут пользоваться спросом даже при развороте рынка.

Отмечу, что и в непростых условиях (как в целом по рынку, так и в части необходимости расчетов с продавцом в крайне сжатые сроки) мы, как правило, стараемся минимизировать аванс лизингополучателя. Сроки лизинга по таким объектам – за рамками 10 лет с момента передачи – говорят о том, что это на порядок более сложные проекты.

– Какие изменения происходят в методах и влиянии конкуренции?

– Следует признать, что раньше на рынке конкурентным преимуществом обладали компании, созданные при банках либо при каком-либо конкретном поставщике. Тем не менее, в некоторых случаях легкость получения клиентов и поддержки от материнской структуры могла обернуться отсутствием желания встать на позицию клиента, обеспечив ему свободный выбор предмета лизинга или постаравшись найти оптимальное финансирование под данный проект. Сегодня очевидна тенденция перехода от рынка лизингодателя к рынку лизингополучателя, свободно ориентирующемуся в возможностях финансирования капитальных вложений. Наша Группа компаний, являясь независимой, продуманно подходит к оценке проекта и утверждению параметров лизинговой сделки, индивидуально занимаясь с каждым клиентом.

– Разрабатываете ли Вы новые лизинговые продукты?

– Безусловно, мы разрабатываем новые продукты, которые позволяют нашим клиентам как значительно экономить время (особенно важно, если проект по сути является скоринговым), так и минимизировать свои расходы, повышая эффективность вложений в крупные объекты.

В условиях нестабильности на финансовых рынках минимизация расходов клиента достигается за счет продуманного привлечения Группой лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ заемных средств, в том числе с привлечением западного финансирования под организацию лизинговых сделок. Долгосрочное фондирование предоставляют крупнейшие иностранные банки под гарантии страховых агентств.

Кроме того, мы активно развиваем внешнеэкономические связи, предлагая специальные «экспортные» лизинговые продукты. Помимо Группы компаний РТК-ЛИЗИНГ, лизинговую деятельность с лизингополучателями за пределами РФ осуществляют пока только порядка четырех компаний. Необходимо учитывать, что внешний лизинговый продукт – это своя специфика, которая основывается на тщательной проработке структуры лизинговой сделки.

Среди наших последних продуктов - «ритейл для региональных клиентов» и «лизинг высококлассных объектов недвижимости».

Региональный ритейл основан на стандартизации и постановке на поток относительно малых лизинговых сделок наших филиалов, что предполагает скоринговую систему оценки рисков и поддержание системы администрирования большого потока сделок.

В свою очередь, крупные проекты лизинга недвижимости характеризуются сложностью возврата инвестированных средств в случае наступления рисковой ситуации. Как правило, данный тип лизинговых проектов связан с необходимостью решения сложных правовых вопросов. Тем не менее, имея определенную смелость, подкрепленную высоким профессионализмом и опытом, мы беремся за реализацию интересных, перспективных проектов с хорошими объектами.

– Что составляет основу маркетинговой политики Вашей компании? Какие методы продвижения Вы предпочитаете использовать?

– В основе маркетинговой политики – умение слушать и слышать наших клиентов, строить эффективный диалог и работать с полной отдачей.

В числе основных методов продвижения назову следующие: прямые продажи с использованием филиальной сети, работа с поставщиками и агентские продажи.

В рамках развития прямых продаж нами реализована политика усиления клиентоориентированных подразделений Группы компаний, определены принципы постановки и оценки достижения планов по развитию бизнеса, сформировано специализированное подразделение, занимающееся, помимо прочего, координацией интернет-продаж. Если по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России за прошлый год рекламный рынок вырос на 26%, то темп роста непосредственно в сегменте интернет-рекламы составил 92%. Это говорит о том, что сеть несет в себе значительный спрос. Именно поэтому в 2007 году мы уделили особое внимание развитию интернет-направления. Был сделан акцент на том, что наш корпоративный сайт должен быть максимально дружественным и позволял осуществлять полноценное удаленное взаимодействие с клиентами. И нам это удалось, что подтверждается значительно возросшим объемом качественных электронных заявок, рассматриваемых в рамках прямых продаж. Нами также созданы и поддерживаются специализированные независимые интернет-порталы, информирующие обо всех сторонах лизингового бизнеса, оказывающих влияние на эффективность финансирования капитальных вложений.

Агентские продажи через проверенные компании мы развиваем как вторичный, запасной канал, который может сыграть свою роль в случае резкого роста предложения конкурентов на лизинговом рынке либо снижения инвестиционного спроса. Пока же, в условиях высокого уровня неудовлетворенного спроса и снижения доступности заемных средств для многих лизингодателей, мы по-прежнему предпочитаем работать со всеми клиентами напрямую.

Что касается сотрудничества с поставщиками, то взаимодействие с нами позволяет без проблем наращивать объем продаж, не отвлекая оборотные средства.

– Какие факторы сегодня являются локомотивами роста? Что станет основой роста на рынке в будущем?

– Локомотивом роста всегда является внимательное и бережное отношение к клиентам. Конечно, чтобы приобретать новых надежных долгосрочных клиентов, необходимо правильно их выбирать. Механизм управления рисками должен органично вписываться в логику развития бизнеса финансового института. В результате грамотной модернизации системы риск-менеджмента скорость оценки и вынесения решения о целесообразности инвестиций может увеличиться вдвое.

В развитие данной идеи за истекший 2007 год в Группе лизинговых компаний РТК-ЛИЗИНГ реализована программа повышения общего уровня риск-менеджмента, в том числе создана стандартизованная скоринговая система оценки рисков и оперативного вынесения решения по проекту (внедрена в целях роста конкурентоспособности в сфере лизинговых сделок, которые можно охарактеризовать как стандартные).

В итоге качество системы риск-менеджмента сертифицировано рейтинговым агентством «Эксперт РА» по высшему классу из трех возможных с присвоением ОАО «РТК-ЛИЗИНГ» уровня A.rm - высокий уровень риск-менеджмента.

В уникальном механизме распределения рисков как раз и сокрыт один из основных источников роста рынка – большая доступность лизингового финансирования по сравнению с банковским кредитом за счет сохранения права собственности лизингодателя на предмет лизинга до завершения договорных отношений с клиентом.

– Осуществляла ли Ваша компания расширение регионального присутствия?
Ощутили ли Вы движение в регионы других лизингодателей? В чем выразился эффект от роста присутствия других лизингодателей?

– Эффективное развитие филиальной сети позволило сделать наши лизинговые продукты максимально удобными и доступными. За 2007 год бизнес-процессы в регионах отстроены с нуля, т.к. фактического присутствия Группы компаний РТК-ЛИЗИНГ в регионах не было. Только за 2007 год удалось охватить территорию от Санкт-Петербурга и Краснодара до Кемерово эффективной филиальной сетью, большое влияние на успешное развитие которой оказывает более чем десятилетний опыт работы нашей Группы компаний.

Конечно, наши основные конкуренты, порядка пяти достаточно крупных лизинговых компаний, активно стремятся завоевать региональных клиентов. Поэтому наша основная задача - предложить наиболее конкурентоспособный лизинговый продукт с минимальным временем рассмотрения и реализации проекта. Мы тщательно вникаем в потребности региональных клиентов, уважаем их мнение и опыт.

– Как Вы оцениваете перспективы слияний и поглощений на российском рынке лизинга в наступившем году?

– Давайте посмотрим на ситуацию в финансовом секторе экономики в целом. Что происходит в этом отношении с банками, инвестиционными, страховыми компаниями? Тенденции консолидации, вхождения в рынок серьезных зарубежных инвесторов с долгосрочными планами развития становятся все более очевидными. Таким образом, я не исключаю, что в среднесрочной перспективе данный процесс может затронуть и лизинговый сегмент.