Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Микрофинансирование и потребительское кредитование в России

Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили?

Закон «О потребительском кредите (займе)» является одним из важнейших шагов по регулированию быстро растущего рынка микрофинансирования. Его необходимость была очевидна как для заемщиков, так и для кредиторов. Ведь основная цель данного закона – сделать рынок МФО более прозрачным и цивилизованным. Особо значимо, на наш взгляд, само установление понятия «профессиональная деятельность по предоставлению потребительских кредитов». Фактически это первый реальный инструмент структурирования микрофинансового рынка и урегулирования деятельности его игроков. Ранее не существовало законодательного запрета на выдачу займов, а сегодня мы можем наблюдать, что все компании, находящиеся вне реестра микрофинансовых организаций, стали вне закона.

Мы ожидаем некоторый прирост портфеля микрозаймов, поскольку вероятен переход клиентов «серых» компаний в компании, числящиеся в реестре МФО, а значит, работающие в рамках закона. Многое будет зависеть от регулятора. Что касается качества займов, то данный пункт полностью зависит от политики Компании, уровня скоринговой оценки, системы борьбы с мошенничеством (антифрод), внутренних стандартов Компании. Закон, хотя и не в полной мере, но установил ограничения деятельности микрофинансовых организаций, при этом определив права и обязанности не только кредитора, но и заемщика, что в значительной степени снизит риск злоупотреблений, которые допускали как кредиторы, так и должники. Данный закон имеет выраженную направленность на защиту прав потребителя, как более слабой стороны во взаимоотношениях кредитор – должник. Установление единых правил и процедур оформления договорных отношений, и вообще нацеленность законодателя на аккумулирование в одном нормативно-правовом акте всей совокупности норм, регулирующих сферу потребительского кредитования, мы расцениваем как самую сильную сторону данного закона.

Вряд ли стоит говорить о слабых сторонах Закона, скорее есть вопрос к самому регулятору - Банком России до сих пор не определен порядок создания резервов на возможные потери по займам, способы создания которых прописаны в налоговом кодексе. И данное промедление существенно влияет на налоговую нагрузку МФО.

Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения.

Существенных изменений, которые повлияли бы на суть предлагаемого нами продукта, не произошло. Мы отслеживали судьбу данного закона еще на стадии законопроекта, и ряд предлагаемых в то время нововведений мы реализовали еще до его вступления в силу.

Неприятным моментом Закона стал неактуальный для краткосрочных займов расчет полной стоимости кредита (ПСК, раскрытие которого обязательно на первой странице договора). На примере нашей Компании, средний размер займа составляет 5 000 руб., средний срок займа 10 дней, ставка по займу 2% в день. Стоимость услуги получается 20% (1 000 руб.), в годовом выражении 732% годовых (2%*366 дней).  По утвержденной Законом формуле получается 77 545% годовых, данную ставку нам приходилось с 01.07.14 раскрывать на первой странице договора, что дезинформировало клиентов. С 01.09.14 данная ошибка была исправлена на законодательном уровне.

Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков (в т.ч. за счет выдачи микрозаймов бизнесу)?

Наша Компания выдает займы от 1000 до 30 000 рублей на срок от 1 до 16 дней под 2% в день. «Срочноденьги» находятся в сегменте PDL (payday loans – займы до зарплаты), поэтому займы предоставляются физическим лицам, в том числе имеющим статус индивидуальных предпринимателей. Диверсифицировать портфель, уходя в другие сегменты, Компания в настоящий момент не планирует. Возможные кредитные риски регулируются системами скоринга и антифрода.

Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.?

Компания «Срочноденьги» выдает займы посредством розничной сети. Офисы финансового обслуживания располагаются в точках высокого пешеходного трафика. Как правило, это капитальные строения, где одновременно работают 3-4 специалиста. Такой формат позволяет качественно предоставить услуги большему количеству клиентов, чем, например, при выдаче займов с выездом менеджера на дом.

Популярным направлением на рынке МФО в последнее время является выдача онлайн-займов через интернет. Данный канал удобен отсутствием территориальных ограничений и сниженной стоимостью затрат. Однако такой способ продаж связан с определенным нарушением закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части невозможности однозначной идентификации клиента в полном соответствии с требованиями указанного закона. Большинство компаний, выдающих займы через сеть Интернет, допускают некоторые нарушения данного закона.

На текущий момент наша Компания не осуществляет выдачу займов через интернет. В ближайшее время планируется запуск проекта «СрочноКарта» - это новый продукт, позволяющий клиентам получать займы на карту Компании в любое время суток, не выходя из дома.

Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии?

В нашем сегменте PDL займов у всех крупных игроков сформировалась устойчивая процентная ставка – 2% в день. До конца 2014 года мы не предвидим никаких изменений на рынке в данном направлении. В соответствии с законом 353-ФЗ, Банк России с 01.07.14 должен регулировать процентную ставку, устанавливая ее максимальный предел для каждого сегмента кредитования. Установление Банком России данных пределов мы ожидаем в 2015 году. Есть основания предполагать, что ставка в нашем сегменте останется на том же уровне – 2% в день.

Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.?

На сегодняшний момент среди МФО наиболее активно развивается сегмент PDL займов, в котором находится Компания «Срочноденьги». Мы полагаем, что данная тенденция в ближайшее время сохранится, но темпы роста замедлятся. Свое дальнейшее развитие мы также планируем в сегменте PDL займов.

Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке?

Для крупных игроков, работающих в рамках закона, не требуется принятия каких-либо дополнительных мер, поскольку для них усиление регулирования на рынке МФО скажется только положительно. Уход с рынка теневых, не отвечающих букве закона компаний, может повлечь за собой увеличение потока клиентов у профессиональных участников рынка.

Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании?

С начала 2014 года платежная дисциплина наших клиентов остается на прежнем уровне, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, несмотря на расширение филиальной сети компании. Существенных изменений в целом по Компании за этот период не произошло. Уровень просрочки составляет около 27%, это неоплаченные договоры, по которым наступила дата платежа. С учетом того, что мы предоставляем краткосрочные займы (компания «Срочноденьги» выдает займы на срок до 16 дней), для МФО такой уровень просрочки является приемлемым. Возврат задолженности в нашей Компании осуществляется через собственную службу взыскания и коллекторские агентства. Конечный NPL под списание составляет в среднем 8%.

Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.?

Мы полагаем, что требования, предъявляемые к организациям, претендующим на статус МФО должны быть ужесточены. В настоящее время рынок заполнен игроками, формально соответствующими весьма скромным и простым требованиям действующего законодательства, при этом допускающими серьезные злоупотребления. Например, мы считаем целесообразным предъявление к микрофинансовым организациям определенных квалификационных требований, таких, например, как установление минимального размера собственных средств (капитала), необходимых для включения организации в реестр МФО.

Также мы отмечаем, что значительным препятствием для качественной оценки кредитоспособности потенциального заемщика является отсутствие единой базы кредитных историй. В настоящее время МФО передают данные в БКИ добровольно, однако уже с июля 2015 года передача историй в БКИ будет носить обязательный характер. Кредитные истории находятся во многих бюро, и, хотя большинство историй хранится в пяти-шести бюро, запрос историй одновременно во всех них технически сложен и экономически нецелесообразен. Полагаем, что создание единой базы кредитных историй значительно упростило бы оценку заемщика.

Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)?

В 2014 году Компания «Срочноденьги» не привлекала кредитные или заемные средства, фондирование и развитие осуществляется за счет прибыли.

К концу года у нас запланировано увеличение сети на 30%. Стратегия на 2015 год остается прежней.