Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Интервью с Александром Морозовым, начальником управления факторинга ОАО «Банк «Петрокоммерц»

Морозов Александр

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2010 года?

– Прошедший год стал для нас хорошим годом. Мы ничего не потеряли из того, что выплатили в прошлом году, мы абсолютно все собрали. Мы считаем, что это достаточно знаменательное событие, особенно по сравнению с 2008 годом. В прошлом году мы получили бесценный опыт массовых судов, и я считаю, что это очень позитивный опыт. До 2009 года у нас не было такого большого количества разбирательств в суде по совершенно разным случаям. Раньше мы понимали в теории, как защищен факторинговый рынок в банках и в факторинговых компаниях, но теперь мы увидели, как это работает на практике, как реагируют наши судьи на самые разные случаи, как они относятся к факторингу, как его трактуют. Раньше у судей собственной практики не было, и каждый трактовал все по-своему. При этом у каждого из Факторов были совершенно разные договоры. Бывало, что в одном и том же приблизительно одинаковом случае судьи принимали противоположные решения. Сейчас более-менее устоялась судебная практика, и произошло признание того, что основным должником является дебитор, а поставщик, то есть наш клиент, является поручителем по выданному финансированию. Исходя из этого, суды начали применять не только уже главу 43 ГК, но и те главы, которые относятся непосредственно к договору, касающиеся цессии, поручительства и т. д. И в результате мы сами видим, каким образом нам отстаивать свою позицию в суде, какие изменения должны быть внесены в наш нынешний договор для того, чтобы у нас эти суды проходили четко. До сих пор, например, у нас не было прописано в договоре солидарной ответственности дебиторов и клиентов. У нас возникали проблемы в суде, в том числе касающиеся именно предъявления требований к обоим, то есть к дебитору и продавцу. Мы сейчас гораздо ближе к пониманию наших правовых рисков. И я считаю, что это очень большой плюс. После кризиса 1998 года мы были на волне роста, и, десять лет занимаясь факторингом, не сталкивались с какими-то большими потрясениями, и только в 2008 году мы столкнулись с разнообразием проблем, которые высветили наши слабые стороны. Суды обмениваются информацией по прецедентам между собой и уже вырабатывают единую стратегию и более-менее стандартную практику в этих вопросах.

– Каких успехов достиг ваш банк в 2009 году, и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

– Успех был в основном, как я уже сказал, технологического плана. Мы привели в порядок свою инфраструктуру, создали подразделение верификации, которого у нас не было. Ранее этими функциями занимались общие операционные менеджеры. На мой взгляд, 2009 год как раз знаменателен тем, что мы достаточно серьезно переработали свою рисковую политику и методику. Мы привели договорную базу в порядок. Она стала более защищенной. Мы получили практику работы с проблемами денежными требованиями, и я считаю, что построение бизнеса стало гораздо более эффективным и правильным.

– А как Вы оцениваете ваши конкурентные позиции сейчас? Они улучшились или ухудшились?

– Мы ведь позиционируемся как банк для достаточно крупных клиентов, а в этом сегменте сейчас функционируют преимущественно крупные банки. Выделить можно двоих: это Альфа-Банк и Промсвязьбанк. Ориентироваться надо, соответственно, на них. По сравнению с ними мы выглядим, я считаю, неплохо. Качество обслуживания и ценообразование у нас не хуже. В том случае, если мы начинаем работать с клиентом до прихода нашего конкурента, отобрать клиента у нас достаточно сложно.

– А с какими сложностями Вам пришлось столкнуться?

– Самая большая сложность была связана с неопределенностью в цене денег. Цена финансирования достаточно серьезно варьировалась в 2009 году. В начале 2009 года ситуация была такова, что было вообще непонятно, какова стоимость денег. В какой-то момент мы даже не знали, работаем ли мы в прибыль. Но мы работали, не прекращали финансирование. Эта ситуация улучшилась только осенью 2009 года, когда обстановка стабилизировалась, и мы смогли четко представлять себе свою себестоимость. Поскольку мы работаем в самом низком ценовом сегменте, то мы не можем ошибаться в этом.

– Есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

– Конец 2008 – начало 2009 года ознаменовался тем, что было много банкротств предприятий торговли. Был большой передел рынка, и это брожение в 2009 году оставалось. Все, что там происходило, отражалось и на нас. У нас было большое количество региональных дебиторов, которые имели проблемы с платежеспособностью и в 2009 году так и не восстановили ее. То же самое было с региональными клиентами. Сейчас кредитование в регионах только начинает восстанавливаться. Я думаю, что восстановление рынков начнется с Москвы, а регионы могут отставать на несколько месяцев, и к середине этого года ситуация стабилизируется. Я думаю, что и у нас появятся определенные планы по развитию регионов, финансированию региональных поставщиков. Мне кажется, что Факторы, более активно работающие в регионах, столкнулись с большими проблемами. И поскольку следующий кризис будет лет через 10, следующие несколько лет мы будем активно работать в регионах.

– А собираетесь ли вы выводить факторинг за баланс банка? Есть ли в этом смысл?

– Этот вопрос сейчас очень сложный. С точки зрения операционного учета это не сильно оправданно. Специализированная компания не имеет прямых преимуществ перед банком с точки зрения налогообложения, учета и т. д. При этом до сих пор банк имеет существенное преимущество перед факторинговой компанией, потому что у него есть короткая ликвидность. Пока деньги преимущественно короткие, а факторинг как раз работает на коротких деньгах, фактически цена для банков получается существенно ниже, чем для факторинговых компаний. В этом есть преимущество. Кроме того, непонятно пока, что будет с регулированием факторинга. Например, будет ли ассоциация факторинговых компаний преобразована в саморегулируемую организацию? У нас до кризиса были планы по выделению факторинга за баланс. Причин для этого несколько: повышение капитализации, привлечение сторонних денег специально под эти операции, специализированная оценка рисков. Это хорошо, когда денег много, их можно занимать, когда работает система секъюритизации факторинговых активов и т. д. Но когда денег нет, банку «Петрокоммерц» деньги дадут гораздо быстрее, чем специализированной факторинговой компании. Актуален и вопрос резервов. Мы разработали бизнес-план компании и рассчитали, сколько необходимо резервировать. Для того чтобы быть прозрачной и привлекательной для инвестора структурой, надо резервировать адекватно. Это вопрос, который имеет много сторон. И на него нельзя однозначно ответить. Если будет соответствующая конъюнктура рынка и изменения в законодательстве будут таковы, что будет эффективнее создать специализированную компанию, мы это сделаем.

– Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в 2009 году?

– У нас стали более четкими требования к финансовому состоянию клиента и дебитора, мы предъявляем более жесткие требования к платежеспособности дебитора. Мы не ввели запретов на какие-то отрасли.

– Какая проблема была острее: неплатежеспособность или мошенничество?

– Острее стояла, конечно, проблема банкротства. Хотя было несколько случаев мошенничества. У нас таких случаев единицы, но поскольку все клиенты крупные, то сумма получилась большая. Это, может быть, наш главный минус.

– Что будут предлагать Факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг в 2010 году)?

– Конечно, какие-то изменения, возможно, будут. Например, переоценка стоимости рисков, то есть принятие рисков на себя. Возможно, мы будем находить какие-то новые контакты со страховыми компаниями или обновлять старые для того, чтобы вписать их в эту схему. Получилось так, что 2008 год все это обнулил. И приходится все начинать сначала, по крайней мере, в части ценовых параметров.

– Как Вы относитесь к перспективе создания базы «черных» клиентов?

– Все дело в том, что на уровне системы безопасности мы по этим вопросам контактируем со всеми банками. Это работает достаточно эффективно. Но проблема совсем в другом. Появляется «клон», который никак не связан со своим родителем, которого очень трудно идентифицировать. Идентифицировать можно, только если глубоко исследовать клиента, видя его поставщиков, его клиентскую базу, ассортимент товара. Бывает такое, что компания фактически работает, но она «всем простила» свои долги.

– Каковы основные инструменты привлечения финансирования Вы видите в 2010–2011 годах?

– К сожалению, случай с ФК «Еврокоммерц» нанес значительный ущерб фондированию факторинговых компаний. Из-за этого имидж факторинга именно в привлечении ресурсов значительно пострадал, и не только среди банков. Кроме того, были бонды, которые размещались среди физических лиц, которые исписали Интернет тем, что такое факторинг и кто дает деньги факторинговой компании.

– Какими конкретными преимуществами, на Ваш взгляд, должен обладать Фактор, чтобы занять лидирующие позиции в будущем?

– Для каждой группы клиентов преимущества свои. Для крупных клиентов это в первую очередь цена фондирования. Для небольших клиентов это доступность фондирования и процент финансирования от того объема уступки. Для мелких, да и для крупных поставщиков – оперативность принятия решений. Мы стараемся постоянно улучшать все эти показатели.

– На Ваш взгляд, будут ли приходить новые игроки на рынок?

– Во всяком случае, декларируют такое намерение многие, в том числе ряд западных компаний, которые обещают придти и либо скупить бизнес, либо создать его с нуля.

– Вы ожидаете банкротства каких-либо Факторов в 2010 году?

– На наш взгляд, все, что могло произойти, уже произошло. Мы полагаем, что начнется период стабилизации (2-3 года), а потом, когда все успокоится, начнется рост. До следующего кризиса.

– Ваш прогноз на 2010–2011 годы?

– Рынок уже устоялся, я считаю. Если и будут какие-то серьезные выходы на рынок, то, скорее, позже, в период роста.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!