04.12.2013

Рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к падению
Поделиться
VK


ИА Клерк.ру

Российские предприниматели не доверяют способу «временного» владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. Об этом 4 декабря в ходе XII конференции «Лизинг в России», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», заявил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов.

Российские предприниматели не доверяют способу «временного» владения производственным оборудованием, предпочитая, если есть возможность, приобретать его в собственность. Об этом 4 декабря в ходе XII конференции «Лизинг в России», организованной рейтинговым агентством «Эксперт РА», заявил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

Совокупный портфель лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2013 года составил 2,65 трлн. рублей, в том числе объем нового бизнеса - 940 млрд. рублей. Половину лизингового портфеля на 1.10 занимает железнодорожная техника, хотя ее доля и сокращается.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, оперативный лизинг за год, наоборот, увеличился вдвое. Впрочем, оперативный лизинг остается сегментом лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки в общем объеме рынка заняли только 8%, не слишком увеличится их доля, по прогнозу, и в 2014-м. Развивать оперативный лизинг в ближайшие два года, согласно опросу "Эксперт РА", собираются менее пятой части лизингодателей – лишь 10–15% компаний.

86% сделок оперативного лизинга суммарно пришлось на сегменты ж/д и авиатехники, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости. 

Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов, а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Для сравнения, в Европе средняя доля оперативного лизинга в общей структуре рынка составляет 35-40%.

«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, – отметил генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов. – Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании». 

Как и год назад, на первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку именно платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.

Источник: ИА Клерк.ру