04.08.2017

Иллюзия бесплатных денег
Поделиться
VK


Banki.ru

Почему российские банки заинтересовались продажами товаров в рассрочку.

Трансформация розничного кредитования ознаменовалась интересом банков к рассрочкам. По информации Банки.ру, свою площадку по продаже товаров в рассрочку планирует запустить Альфа-Банк. Действующие проекты «Совесть» и «Халва» говорят о растущем потоке клиентов. Банки.ру изучал причины новой моды.

«Рассрочка — очень популярный продукт»

Альфа-Банк рассматривает возможность запуска собственного проекта по продаже товаров в рассрочку по аналогии с онлайн-площадкой Хоум Кредит Банка. В июле «Хоум Кредит» объявил о запуске онлайн-площадки, где все товары можно приобрести в рассрочку. Клиент получает товар за счет кредита банка, а проценты покрывает скидка магазина-партнера.

«Рассрочка — очень популярный продукт. Поэтому наш банк решил собрать товары партнеров на одной онлайн-площадке рассрочек. Это логичное продолжение бизнеса, ведь мы — крупнейший банк на рынке кредитования товаров и услуг. А аналогов таких площадок в России пока нет», — прокомментировал директор по цифровому бизнесу Хоум Кредит Банка Михаил Балабанов.

Альфа-Банк пока не комментирует информацию о запуске нового проекта. По информации Банки.ру, предложение по рассрочке от Альфа-Банка может появиться уже в сентябре.

Совесть со вкусом халвы

Первым необычный продукт в ноябре 2016 года запустил Киви Банк, предложив карту «Совесть», с помощью которой можно приобретать товары и услуги в рассрочку от одного до 12 месяцев в зависимости от партнера.

Спрос на карты «Совесть» неуклонно растет, отмечают в компании. «Количество клиентов мы не раскрываем, но отмечу, что спрос на «Совесть» неуклонно растет. Если весной за месяц мы получали около 100 тысяч заявок на выпуск карт, то к июлю их ежемесячное число достигло 450 тысяч», — рассказал руководитель проекта «Совесть» Олег Ряженов-Симс.

После того как «Совесть» нашла своих клиентов, на рынке появилась «Халва». В конце марта 2017 года эту карту с беспроцентной рассрочкой представил Совкомбанк. В банке пока не раскрывают показатели по количеству привлеченных клиентов. «Проект был запущен недавно, и промежуточные итоги нерелеванты», — сообщили в пресс-службе банка.

Карты «Совесть» и «Халва» действуют по одному и тому же механизму: клиенты пользуются беспроцентной рассрочкой, а банк получает вознаграждение от магазина-партнера за привлечение клиентов.

Время гибридных продуктов

По мнению экспертов, проекты в сфере рассрочки могут забрать долю у POS-кредитов и кредитных карт.

По словам аналитика Хоум Кредит Банка Станислава Дужинского, число россиян, которые предпочитают приобретать товары по акциям и скидкам, за прошедший год увеличилось. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в июне 2017-го доля таких покупателей составила 36% против 26% в июне прошлого года. Эти клиенты сознательно ищут промоакции и скидки на товары, которые часто покупают. Кроме того, с 28% до 30% выросла доля клиентов, которые специально ходят в магазины со спецпредложениями и скидками.

«Люди стараются искать выгодные предложения и в банках. Обычные кредиты на товар покупателям уже мало интересны. Их больше привлекают рассрочки — когда товар можно купить сразу, а деньги за него отдавать частями без переплаты. Росту популярности рассрочек способствуют и сами продукты банков: недавно, например, мы запустили онлайн-площадку market.homecredit.ru по оформлению товаров в рассрочку. На этой онлайн-площадке можно купить более 10 тысяч товаров наших партнеров», — рассказывает Дужинский.

Также, говоря о новинках, эксперт отмечает появление такого продукта, как карты рассрочки. Основное их отличие от классических кредитных карт заключается в возможности приобретения товара в рассрочку на несколько месяцев. «По мере развития этих карт можно ожидать, что они также заместят собой определенную долю рынка обычных кредитных карт», — считает Дужинский.

Фактически карты рассрочки незначительно отличаются от обычных кредитных карт, но создают у пользователя «иллюзию бесплатных денег», говорит директор департамента развития розничного бизнеса РосЕвроБанка Антон Суворкин. «Карты рассрочки, конечно, займут часть рынка обычных кредитных карт. Но такие карты фактически не сильно отличаются от обычных кредиток. То есть банки просто будут использовать еще один продукт, который отличается более агрессивной маркетинговой составляющей за счет того, что у пользователя создается иллюзия «бесплатных» денег. Фактически рассрочка действует только ограниченное время (обычно не более года), а за нарушение графика платежей предусмотрены крупные штрафы в виде начисления процента», — указывает Суворкин.

Карты рассрочки, конечно, займут часть рынка обычных кредитных карт. Но такие карты, фактически, не сильно отличаются от обычных кредиток. То есть банки просто будут использовать еще один продукт, который отличается более агрессивной маркетинговой составляющей

Просрочка по рассрочке

Антон Суворкин считает, что через год-полтора рынок столкнется с новым явлением: просрочка по картам рассрочки. «Учитывая, что пока требования к новым клиентам по этим картам минимальны, качество заемщиков (а это фактически именно заемщики) весьма сомнительно. Поэтому платить по этим картам будут хуже, чем по обычным кредитам. Скорее всего, в ближайшем будущем требования к новым пользователям карт вырастут, чтобы не допустить слишком сильного роста этого рискового сегмента», — прогнозирует эксперт.

Карты рассрочки интересны наиболее низкодоходной части населения. Людям, у которых есть время, чтобы искать ретейлеров, готовых продать товар в рассрочку, считает заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. «Людям с более высокими доходами будет жаль тратить время на то, чтобы найти партнеров банка, который выпускает такую карту. Людям со средним и высоким доходом будет проще расплатиться кредиткой и потом погасить долг перед банком. Карты с покупкой товара в рассрочку вряд ли заберут часть рынка у кредиток, они просто рассчитаны на разные аудитории. Более того, по мере снижения процентной ставки кредитки будут пользоваться все больше популярностью в больших городах, а карты с рассрочкой, скорее всего, найдут своего клиента в регионах», — говорит Люшин.

По словам руководителя проекта «Совесть» Олега Ряженова-Симса, рынок розничного кредитования будет меняться за счет появления новых гибридных продуктов.

«Аналогичные продукты уже появились. И определенно будут появляться, еще даже в этом году. Нам это внушает оптимизм: значит, рынок, который мы начали создавать, интересен и перспективен. Кое-кто даже пообещал «отдавить нам ноги». Что ж, пусть сначала догонят наши быстрые ноги. Карты рассрочки заберут какую-то долю у POS-кредитов и кредитных карт, но важнее то, что в ближайшие годы рынок розничного кредитования в принципе сильно изменится. Наступает время гибридных продуктов и экосистем», — считает Ряженов-Симс.

Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анастасия Личагина указывает, что на текущем этапе распространенность карт рассрочки еще не столь велика. Но, как показывает опыт Украины и Беларуси, спустя год-полтора после преодоления первоначального недоверия клиентов к предложению «беспроцентных» кредитных средств спрос на карты может существенно повыситься. «Основной вопрос состоит в том, насколько рентабельными подобные проекты могут быть на длинном горизонте для самих банков. Если вопрос прибыльности удастся решить, то данный продукт, безусловно, сможет стать хорошей альтернативой POSам и традиционным кредитным картам», — прогнозирует Личагина.

Что выгоднее — «Совесть» или «Халва»?

Специально для читателей ведущий эксперт по банковским продуктам финансового супермаркета Банки.ру Екатерина Марцукова провела сравнительный анализ предложений Киви Банка и Совкомбанка.

«Халва» — банковская карта, к которой открывается специальный карточный счет. «Совесть» — предоплаченная карта (без открытия счета). Хранить средства сверх кредитного лимита можно на обеих картах. Однако по «Совести» тратить их можно только на покупки у партнеров банка, а по «Халве» — еще и снимать наличными в банкоматах и пунктах выдачи наличных банка, а также переводить на счета в других банках. Расплачиваться картами (даже за счет собственных средств) в магазинах, которые не являются партнерами программ, нельзя. Период рассрочки — до 12 месяцев у обеих. Срок устанавливается партнерами программы. В течение этого периода клиенту необходимо равными долями погашать долг (сумма кредита делится на период рассрочки, а если покупок несколько, то платежи суммируются). В случае пропуска платежа взимается штраф. По «Халве» — 0,1% в день, начиная с шестого дня просрочки, по «Совести» — 290 рублей за каждый факт просрочки.

Например, сумма платежа составляет 10 000 рублей, вы опоздали с оплатой на 10 дней. По «Халве» будет начислено 50 рублей (10 000 х 0,1% х 5 дней), по «Совести» — 290 рублей штрафа. Если сумма просрочки небольшая, то условия «Халвы» более лояльные. Если величина пропущенного платежа составит, скажем, 60 000 рублей, то меньше штраф будет у «Совести» (300 рублей против 290). Процентная ставка по кредиту одинаковая — 10% годовых. По «Халве» она применяется только по истечении 24 месяцев с момента оформления карты, а по «Совести» — по истечении периода рассрочки каждой покупки. Максимальный кредитный лимит у «Халвы» — 350 000 рублей, у «Совести» — 300 000 рублей. «Халву» можно оформить с 20 лет, а «Совесть» — с 18.

На мой взгляд, карты приблизительно одинаковые, небольшие различия описаны выше. Если нужно просто совершить покупку в рассрочку, скажем, в «М.Видео», то подойдет любая карта. По обеим в торговой сети будет предоставлена рассрочка на четыре месяца. Плата за выпуск и обслуживание карт не взимается. Однако за «Халвой» придется идти в офис Совкомбанка, а «Совесть» доставит курьер. Приятный бонус от «Халвы» — cash back в 1,5% за безналичные покупки за счет собственных средств, но не более 1 500 рублей в месяц.

Источник