Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка России

 Скачать полный текст исследования

Резюме

Опора на ОПС. В 2005 году на НПФ приходился 1% пенсионных накоплений граждан, по итогам 2011 года – уже 23%. При этом растет размер среднего счета по ОПС в НПФ, с 2008 по 2011 гг. он увеличился в 3,3 раза до 32 тыс. рублей. Вместе с тем сегмент ОПС по темпам роста существенно обгонят НПО. Если пенсионные резервы, по оценке «Эксперт РА», с 31.12.2008 по 31.12.2011 увеличились на 8%, а количество участников – на 3%, то объем пенсионных накоплений, переданных в НПФ, увеличился за год на 157%, а количество застрахованных лиц – на 60%. По прогнозу «Эксперт РА», к концу 2012 года по объему сегмент ОПС догонит НПО, а собственное имущество НПФ увеличится на 20% и превысит 1,4 трлн. рублей.

Ключевой «внешний» вызов индустрии – размытая система регулирования. Функции регулирования распределены между четырьмя ведомствами. В результате рынок живет без стратегии развития, а его инфраструктуре не хватает устойчивости. Последний пример – процесс принятия «закона о выплатах» в 2011 г. и доработка «выплатного законодательства» в 2012 г. Подобная ситуация угрожает репутации растущего сегмента – ОПС и препятствует стабильному развитию пенсионного рынка.

Ключевые «внутренние» риски – снижение надежности и операционные риски агентских сетей. Большинство фондов делегируют в управляющие компании (УК) весь процесс инвестирования. При этом желание ограничить риски часто превращается в покупку облигаций на растущем фондовом рынке: динамика структуры портфеля пенсионных средств говорит о слабой реакции на движения рынка. При этом учредители фондов уверены, что консервативная структура пенсионных средств позволит избежать убытков. В итоге рост бизнеса НПФ не сопровождается адекватным ростом капитала: с 2008 г. среднее отношение ИОУД (капитала фондов) к пенсионным средствам снизилось с 16% до 8,4%. Снижение финансовой устойчивости фондов сопровождается ростом операционных рисков, связанных с мошенничеством агентов, повышая репутационный риск отрасли.

Пенсионному рынку необходимы единый регулятор и отраслевая стандартизация. Для ускорения доработки всего пенсионного законодательства и более эффективного контроля пенсионному рынку необходим единый регулятор. Им может стать как новое ведомство, так и какое-либо из действующих, в руки которого будет переданы все функции регулятора. Создание отраслевых стандартов на базе СРО поможет фондам более эффективно построить работу с управляющими компаниями и агентскими сетями. При этом для полноценной работы системы отраслевой стандартизации целесообразно изменить порядок членства в СРО, сделав его обязательным.

Методология

Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов по итогам 2011 года подготовлен рейтинговым агентством «Эксперт РА» на основе анкетирования негосударственных пенсионных фондов, интервью с экспертами пенсионного рынка  и рынка доверительного управления, материалов базы данных «Эксперт РА». Совокупный объем собственного имущества фондов, информация которых была использована в исследовании, составил на конец 2011 года более 950 млрд. рублей или порядка 80% рынка.

В анкетировании приняли участие следующие фонды:

НПФ «Атомгарант» НПФ «Уралсиб»
НПФ ВТБ Пенсионный фонд НПФ «УЧАСТИЕ»
НПФ «ГАЗФОНД» Ханты-Мансийский НПФ
НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» НПФ «Райффайзен»
НПФ электроэнергетики НПФ «Социум»
НПФ Оборонно-промышленного комплекса КИТ Финанс НПФ
НПФ «Первый национальный пенсионный фонд» НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
НПФ «Промагрофонд» ОБРАЗОВАНИЕ
НПФ «СтальФонд» НПФ Сбербанка
НПФ «Сургутнефтегаз» НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
НПФ «Телеком-Союз» Национальный негосударственный пенсионный фонд

Выражаем признательность президенту НП «НАПФ» Константину Угрюмову, НПФ «Благосостояние», НПФ «Лукойл Грант», директору УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фариду Юнусову, УК «КапиталЪ» за предоставленные материалы интервью.

Главный драйвер – ОПС.

Динамика пенсионного рынка в 2011 году подтвердила основные тенденции последних лет – сегмент негосударственного пенсионного обеспечения стагнирует, а главным драйвером рынка остается обязательное пенсионное обеспечение. Причем высокие темпы роста характерны как для объема ОПС в денежном выражении, так и для клиентской базы в этом сегменте. Так по итогам 2011 года рынок ОПС, по оценкам «Эксперт РА», увеличился на 157%, достигнув 400 млрд. рублей. В то же время совокупный размер клиентской базы составил 12,5 млн. человек (прирост в 2011 году 60%).

График 1. Несмотря на высокие темпы роста, ОПС не достигло размеров НПО в денежном выражении.

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

График 2. Однако давно превысило НПО по количеству клиентов

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Несмотря на стагнирующие темпы роста, НПО по-прежнему значительно превосходит ОПС в денежном выражении. Так по итогам 2011 года размер сегмента негосударственного пенсионного обеспечения составил 700 млрд. рублей, что на 75% превосходит размер пенсионных накоплений в НПФ. При этом рост НПО в 2011 году составил 8%. Вместе с тем стабилизировалась и клиентская база по НПО. В 2011 году темп ее годового прироста составил 3%.

Стабилизация объема и количества клиентов говорит об относительном насыщении сегмента негосударственного пенсионного обеспечения. Основным фактором роста для НПО было создание корпоративных пенсионных программ, которые в основной своей массе были сформированы уже к 2008 году. Такая ситуация делает сегмент обязательного пенсионного страхования главным драйвером всего пенсионного рынка на среднесрочную перспективу. В связи с этим рост собственного имущества пенсионных фондов в 2012 году, по оценкам «Эксперт РА», составит порядка 20% – с 1,19 трлн. рублей на начало года до 1,4 трлн. рублей.

НПФ – четверть рынка ОПС.

Значимость негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования стремительно растет. Если в 2005 году на НПФ приходился только 1% всех пенсионных накоплений, то к концу 2011 году их доля выросла до 23%. Главным игроком на этом рынке по-прежнему остается государственная управляющая компания – ВЭБ. По итогам 2011 года на нее приходится 75% пенсионных накоплений граждан. Активность пенсионных фондов позволила за пять лет сократить долю ГУК на 19 п.п. Третьим наименее значимым игроком рынка являются непосредственно управляющие компании, их доля в системе ОПС на протяжении всего рассматриваемого периода колебалась на уровне 1-2%.

График 3. Доля НПФ в структуре системы ОПС существенно увеличилась с 2005 года

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР, ПФР

Помимо роста самого сегмента ОПС на пенсионном рынке растет и средний счет клиентов ОПС. Рост среднего счета объясняется несколькими причинами. Во-первых, осуществляются переводы от работодателей в размере 6% от дохода застрахованных лиц. Во-вторых, на размер среднего счета оказывает влияние тот факт, что в НПФ стали переводить свои средства клиенты с бо?льшим объемом пенсионных накоплений. Причем рост среднего счета характерен не только для клиентов по ОПС, но и для участников НПО. Так, если в негосударственном пенсионном обеспечении размер среднего счета с 2008 года увеличился на 50% до 103 тысяч рублей, то в сегменте обязательного пенсионного страхования – более чем в 3 раза и составил 32 тысячи рублей. Для сравнения, средний счет «молчунов» в ВЭБе на конец 2011 года находился на уровне 22,8 тысяч рублей, а средний счет клиента УК в рамках ОПС – 49,3 тыс. рублей.

График 4. Размер среднего счета растет как в НПО, так и в ОПС

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Рост среднего счета повышает социальную значимость рынка. Если ранее людей мало волновала сумма на их пенсионном счету ввиду ее незначительности, то сейчас, когда эта сумма стала приближаться к психологическому барьеру в 100 тысяч рублей, граждане пристальнее будут следить за деятельностью пенсионных фондов и управляющих компаний.

Риски пенсионного рынка.

Высокая социальная значимость рынка повышает цену ошибки для НПФ. Для того чтобы максимально защитить интересы клиентов, пенсионные фонды должны ясно себе представлять те риски и угрозы которые актуальны для пенсионной системы. В противном случае население потеряет доверие к пенсионной отрасли, что закроет для НПФ доступ к главному источнику для роста – пенсионным накоплениям граждан.

Среди всего спектра рисков на пенсионном сегодня выделяются две ключевые группы:

  • группа внешних факторов (слабая инфраструктура пенсионного рынка);
  • группа внутренних факторов (недостаточный контроль инвестиционных рисков пенсионными фондами и снижение надежности НПФ).

Слабая инфраструктура пенсионного рынка.

Внешними вызовами для пенсионного рынка являются размытая между четырьмя ведомствами система регулирования отрасли и нерегламентированная деятельность агентской сети. Это порождает целый ряд рисков для отрасли. Самым значительным риском является отсутствие профильного регулятора для НПФ. В настоящий момент регулятивные функции возложены на ФСФР (лицензирование и оперативный контроль), Министерство финансов (инвестирование пенсионных накоплений), Министерство экономического развития (стратегические вопросы) и Министерство здравоохранения и социального развития (собственно пенсионное обеспечение и стратегия).

Следствием сложившейся ситуации с регулированием на пенсионном рынке является долгое принятие и впоследствии долгая доработка «законодательства о выплатах». В конце 2011 года Госдумой был экстренно принят закон о выплатах накопительной части пенсии, но его практическая применимость будет зависеть от дополнительного принятия 43 нормативных актов в течение 2012 года. В доработке пенсионного законодательства примут участие все четыре ведомства, что повышает риск срыва сроков выплат пенсий по закону.

Уже в 2012 году должны начаться первые выплаты по ОПС. Своевременный старт выплат пенсий крайне важен для пенсионного рынка. У населения по-прежнему остается некоторая настороженность к институту негосударственных пенсионных фондов и проблемы с выплатой первых пенсий может нанести серьезный удар по репутации НПФ.

На репутацию пенсионного рынка существенное влияние реализовавшиеся операционные риски, связанные с незаконными переводами пенсионных накоплений граждан. Риск незаконных переводов пенсионных накоплений граждан стал стремительно расти в 2010-2011 годах. Так, если по итогам кампании 2009 года по реализации застрахованными лицами прав при формировании накопительной части трудовой пенсии только 0,08% заявлений ПФР отклонил как оформленные с нарушением установленной формы и инструкции по заполнению. То по итогам кампаний 2010 и 2011 годов доля заявлений, которые ПФР отклонил, составила 18% и 21% соответственно. Это свидетельствует о слабой инфраструктуре пенсионного рынка, в частности отсутствия единого подхода к качеству работы агентских сетей.

Повторение ситуации с незаконными переводами пенсионных накоплений в совокупности с возможным срывом сроков первых выплат по ОПС из-за недоработки «выплатного законодательства» может отпугнуть население от НПФ, что лишит пенсионный рынок главного драйвера роста.

График 5. Количество непринятых ПФР заявлений резко выросло с 2010 года

Источник: «Эксперт РА» по данным ПФР

Недостаточный  контроль инвестиционных рисков пенсионными фондами.

Практика взаимодействия негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний в области контроля инвестиций сводится к двум форматам. Первый формат предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление финансовыми рисками. В результате фонд самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее в УК. При этом фонд проводит жесткий аудит методик УК и осуществляет контроль за исполнением переданной в управляющую компанию инвестиционной декларации. Подобная схема взаимодействия требует для пенсионного фонда существенных материальных затрат, что объясняет ее низкую распространенность на российском пенсионном рынке: таких фондов – единицы. Большинство фондов при передаче средств в управление УК идут по пути наименьшего сопротивления. Они полностью передают управляющим весь процесс инвестирования, в редких случаях проводя с УК совместные инвестиционные комитеты.

Следствием слабого взаимодействия пенсионных фондов и управляющих является структура портфеля пенсионных средств, слабо реагирующая на движение рынка. Ключевой тенденцией при инвестировании пенсионных средств после падения фондового рынка в 2008 году стало увеличение консервативности НПФ с точки зрения снижения доли акций в портфелях НПО и ОПС с 35,5% перед кризисом до 10,8% на 31.12.2011. Однако за качеством облигаций, которые заместили акции в портфеле пенсионных средств, многие пенсионные фонды практически не следят.

Таблица 1. Динамика невзвешенной структуры пенсионных резервов, %

Вид актива 30.06.2008 31.12.2009 31.12.2010 31.12.2011
Денежные средства на банковских счетах  2.2 10.4 2.2 1.6
Банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков 10.3 18.9 19.3 17.8
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 0.5 0.6 1.2 2.2
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 2.1 8.5 7.9 5.5
Муниципальные ценные бумаги 0.6 0.7 0.3 0.2
Облигации российских хозяйственных обществ 22.8 32.7 38.7 38.9
Акции российских ОАО 35.5 11.5 12.7 10.7
Ипотечные ценные бумаги 0.1 0.1 0.2 0.5
Паи паевых инвестиционных фондов 19.3 8.0 5.6 0.9
Ценные бумаги иностранных государств и организаций 0.0 0.0 0.0 7.9
Недвижимость 0.1 0.8 0.2 1.5
Прочие направления размещения 4.5 8.4 10.7 1.0

Источник: «Эксперт РА»

Таблица 2. Динамика невзвешенной структуры пенсионных накоплений, %

Вид актива 30.06.2008 31.12.2009 31.12.2010 31.12.2011
Денежные средства на счетах в кредитных организациях  6.2 9.3 2.8 7.3
Денежные средства в банковских депозитах 1.0 13.4 13.8 20.8
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 5.6 3.3 2.5 5.4
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 18.8 18.4 12.1 7.2
Облигации российских эмитентов 38.2 39.8 51.2 46.4
Акции российских эмитентов 27.3 13.5 13.3 8.4
Паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов 0.0 0.0 0.0 0.0
Ипотечные ценные бумаги 0.0 0.2 0.5 0.0
Ценные бумаги международных финансовых организаций 0.0 0.0 0.0 0.4
Прочие активы 2.9 2.3 3.9 4.0

Источник: «Эксперт РА»

График 6. Невзвешенная структура пенсионных накоплений и пенсионных резервов в НПФ на 31.12.2011, %

Источник: «Эксперт РА

Структура пенсионных накоплений, переданных гражданами непосредственно в УК, существенно не отличается от аналогичной структуры для НПФ. Инвестиционная политика ВЭБ при инвестировании пенсионных накоплений в 2011 году традиционно была предельно консервативна – на государственные ценные бумаги РФ приходилось 67,4%.

Таблица 3. Невзвешенная структура пенсионных накоплений в частных УК и в ГУК на 31.12.2011, %

Вид актива Государственная УК Частные УК
Денежные средства на счетах в кредитных организациях 6.0 4.2
Депозиты в рублях в кредитных организациях 10.8 4.6
Государственные ценные бумаги РФ 67.4 4.8
Государственные ценные бумаги субъектов РФ 0.3 10.3
Муниципальные облигации 0.1 0.2
Облигации российских хозяйственных обществ 11.4 43.6
Акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО 0.0 20.6
Облигации с ипотечным покрытием, выпущенные в соответствии
с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах
1.4 0.0
Дебиторская задолженность 1.6 11.7
Прочие активы 1.0 0.0
Кредиторская задолженность 0.0 0.1

Источник: «Эксперт РА» по данным ПФР

Снижение надежности НПФ.

Одним из ключевых индикаторов надежности отрасли является «достаточность капитала» на пенсионном рынке – отношение ИОУД к пенсионным средствам. На протяжении продолжительного периода этот показатель снижается и на конец 2011 года составил 0,08, тогда как на 31.12.2008 составлял 0,16. Помимо этого вызывает опасение качество активов, в которые инвестированы средства ИОУД. Часто фонды инвестируют средства в бумаги связанных сторон, причем часто долевые. На сегодняшний день регуляторами не осуществляется жесткий контроль ни достаточности ИОУД, ни качество активов, в которые он инвестирован. Такая ситуация снижается способность фондов в целом по пенсионному рынку закрывать убытки, в случае их появления.

Вместе с этим комплексной оценкой надежности пенсионного фонда является рейтинг НПФ. Вместе с тем на сегодняшний день из 151 негосударственного пенсионного фонда публичные рейтинги в каком-либо национальном или международном рейтинговом агентстве имеют только 27 НПФ или 18% от общего числа. При этом из топ-20 фондов публичные рейтинги имеют 18.

График 7. Отношение ИОУД к пенсионным средствам снижается

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Инфраструктура через стандартизацию.

Для пенсионного рынка крайне важно продвижение идеи создания единого регулятора. На профессиональной конференции «Будущее пенсионного рынка» в 2011 года 59% участников интерактивного опроса высказались за создание отдельного органа при Минфине или ФСФР, отвечающего за регулирование.

График 8. Результаты ответа на вопрос «Кто должен стать «профильным регулятором НПФ?» в рамках конференции «Будущее пенсионного рынка – 2011»

Источник: «Эксперт РА

Наличие на рынке одного регулятора с функциями по надзору, решению стратегических и оперативных задач отрасли будет способствовать более стройному развитию рынка и предотвращению появления ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке «выплатного закона».

Позитивное влияние на надежность пенсионного рынка способен оказать разрабатываемый в ФСФР новый подход к расчету ИОУД фондов. В проекте приказа активы, допускаемые для внесения в ИОУД, разбиты на группы, для каждой из которых рассчитан коэффициент в соответствии с их уровнем риска. Вступление в силу этого приказа ФСФР существенно оздоровит структуру ИОУД многих фондов, инвестировавших свой ИОУД в бумаги связанных сторон.

Развитие стандартизации на пенсионном рынке позволит преодолеть проблему контроля за инвестиционными рисками и частично решить проблему мошенничества агентов. Так, в 2011 году НАПФ начал разработку отраслевого стандарта по риск-менеджменту. Помимо общей организации управления рисками в фонде в стандарте прописаны меры по контролю за рыночными, кредитными и операционными рисками.

Стандарт НАПФ будет способствовать развитию систем риск-менеджмента как в фондах, придерживающихся принципа самостоятельного контроля за рисками, так и в фондах, перекладывающих риск-менеджмент на УК. Первые смогут доработать свои системы в соответствии с ведущим практиками на рынке, тогда как у вторых перед глазами будут материалы для аудита систем риск-менеджмента УК, с которыми фонды планируют сотрудничать. Однако для полноценной работы отраслевой стандартизации необходимо повышать качество саморегулирования отрасли путем увеличения числа фондов-членов СРО. В будущем членство в СРО должно стать обязательным требованием для пенсионного фонда.

Помимо стандартизации одной из предлагаемых мер НАПФ по борьбе с мошенничеством агентов является их лицензирование. После получения лицензии на осуществление деятельности агенты будут нести персональную ответственность при работе на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. До старта лицензирования борьба с недобросовестными агентами будет осуществляться при помощи формирования черных списков недобросовестных агентов.

До тех пор пока НПФ с невысоким уровнем надежности будут оставаться однородным непрозрачным сегментом рынка, существенного улучшения в плане надежности на рынке не произойдет. В тоже время, когда большинство игроков рынка будут иметь оценку отражающую степень их надежности, более слабые фонды будут иметь стимул улучшать свои финансовые показатели.

asdasd

Рэнкинг крупнейших НПФ по объему собственного имущества на 31.12.2011

Открыть таблицу в новом окне asdasd

Рэнкинг крупнейших НПФ по объему пенсионных резервов на 31.12.2011

Открыть таблицу в новом окне asdasd

Рэнкинг крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений на 31.12.2011

Открыть таблицу в новом окне

Исследования по теме
Солидарность в деталях, разобщенность по существу.
07.05.2010
В ближайшие три года рынок ждет уверенный рост и консолидация: 69% участников опроса ждет, что объем рынка НПФ превысит к концу 2012 г. 1,5 трлн. рублей (т.е. увеличится более чем в 2 раза за 3 года), при этом 72% полагает, что на рынке останется не более 90 фондов (не более 70 по мнению 39%).
Обзор рынка НПФ по итогам 2009 года
20.04.2010
Отрасль негосударственных пенсионных фондов может рапортовать об успешном прохождении кризиса. За 2009 года объем собственного имущества фондов вырос на 28 % и превысил 700 млрд. рублей (в т.ч. ИОУД – 89 млрд.), в течение года 1,8 млн. застрахованных по ОПС лиц сделали свой выбор в пользу НПФ.
Обзор рынка НПФ по итогам 9 месяцев 2009 г.
02.12.2009
Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50-60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным
Статьи экспертов по теме
Регулятор повышает надежность
19.05.2014 / Вероника Иванова
Большинство НПФ готово выполнить новые требования ЦБ и продолжить работать в системе пенсионных накоплений.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рост требует инфраструктуры
10.05.2012 / Павел Митрофанов, Александр Гущин
НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, повысить надежность участников и внедрять стандартизацию.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.