Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее пенсионного рынка

 


КАРТА ПРОЕКТА
Будущее пенсионного рынка

Содержание

 

 Скачать полный текст исследования

  Перейти к итогам проекта

Резюме

Быстрый рост социальной значимости системы НПФ диктует необходимость скорейшего выделения «профильного» регулятора рынка и упорядочения законодательства. Восстановившись после кризиса в 2009 года, рынок уверенно продолжил наращивать клиентскую базу (по ОПС она достигла к концу 2010 года 11 млн человек) и объем активов (800 млрд рублей на конец 2010 года, по оценке «Эксперта РА»). Основные тренды прошедшего года – повышение неустойчивости клиентской базы и снижение консервативности инвестиционных портфелей – сохранятся и в 2011 году.

Накопительному элементу быть. Доклад Минздравсоцразвития, опубликованный осенью 2010 года, предусматривал в качестве возможных вариантов развития системы как отмену обязательного накопительного элемента пенсии, так и его комплексную трансформацию вместе с реформированием НПФ. Консолидированная позиция участников пенсионного рынка предполагает сохранение обязательности накопительного элемента при значительном изменении принципов регулирования НПФ.

НПФ нужен один «профильный» регулятор. Регулированием деятельности НПФ сейчас одновременно занимаются Минздравсоцразвития (собственно, пенсионное обеспечение и стратегия), ФСФР (лицензирование и оперативный контроль), МЭРТ (стратегические вопросы), Минфин (инвестирование пенсионных накоплений). Фонды также должны отчитываться перед Минюстом, ФНС и Банком России. Длительные согласования позиций ведомств вопросов регулирования НПФ тормозят развитие отрасли. Выделение «профильного» регулятора для НПФ может помочь развитию всей отрасли пенсионного обеспечения.

Рынку необходим закон о выплатах. Приближение сроков выполнения обязательств по выплате диктует необходимость скорейшего принятия закона, формализующего порядок выплаты накопительной части пенсии. В противном случае отрасль может столкнуться с потоком судебных исков и обострением недоверия со стороны населения.

Система страхования пенсионных накоплений не должна противоречить интересам будущих пенсионеров. Снижение ставок на рынке заставляет фонды чаще рисковать при инвестировании, а объем собственного капитала большинства фондов не позволяет покрывать заметные убытки. В преддверии начала выплат рынку требуется определить конфигурацию и принципы работы компенсационного механизма для четкого исполнения обязательств перед пенсионерами, не создающего для рынка проблему «ухудшающего отбора».

Назрело изменение порядка финансирования НПФ. Снижение доходности и вызовы, с которыми сталкиваются НПФ при инвестировании пенсионных средств, повышают актуальность вопроса об изменении порядка отчислений на обеспечение уставной деятельности и введении возможности удержания фиксированного объема пенсионных накоплений для обеспечения деятельности. Однако даже такие меры не смогут замедлить консолидацию рынка.



  Методология исследования
Исследования по теме
Солидарность в деталях, разобщенность по существу.
07.05.2010
В ближайшие три года рынок ждет уверенный рост и консолидация: 69% участников опроса ждет, что объем рынка НПФ превысит к концу 2012 г. 1,5 трлн. рублей (т.е. увеличится более чем в 2 раза за 3 года), при этом 72% полагает, что на рынке останется не более 90 фондов (не более 70 по мнению 39%).
Обзор рынка НПФ по итогам 2009 года
20.04.2010
Отрасль негосударственных пенсионных фондов может рапортовать об успешном прохождении кризиса. За 2009 года объем собственного имущества фондов вырос на 28 % и превысил 700 млрд. рублей (в т.ч. ИОУД – 89 млрд.), в течение года 1,8 млн. застрахованных по ОПС лиц сделали свой выбор в пользу НПФ.
Обзор рынка НПФ по итогам 9 месяцев 2009 г.
02.12.2009
Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50-60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным
Статьи экспертов по теме
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рост требует инфраструктуры
10.05.2012 / Павел Митрофанов, Александр Гущин
НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, повысить надежность участников и внедрять стандартизацию.
Будущее пенсионного рынка
2013-12-18 10:13:52
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
25
мая
2016
Цель проекта: обсуждение мер по развитию отрасли НПФ как стратегического инвестора
26
мая
2015
Цель проекта: выработка первоочередных и стратегических мер по развитию рынка НПФ в контексте завершения пенсионной реформы
23
апреля
2014
Цель проекта: Обсуждение и выработка первоочередных стратегических мер по развитию системы пенсионных накоплений в контексте комплексной программы развития пенсионной системы России.