Лизинг и факторинг, 02.12.2015

Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2015 года
Поделиться
VK


Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2015 года: время оптимизации

Содержание

Резюме

Рынок лизинга за январь-сентябрь 2015 года сократился на четверть, до 385 млрд рублей. Без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса составило бы около 40%. Сокращение лизинговых сделок и рост проблемных активов привели к снижению рентабельности лизингодателей, что вынудило ряд компаний провести значительную оптимизацию расходов. Однако падение рентабельности не остановить: по прогнозу «Эксперт РА», снижение инвестиций в основной капитал продолжится и в 2016 году, что неизбежно повлечет дальнейшее сжатие лизингового рынка. По итогам 2015 года объем нового бизнеса сократится на 25%, в 2016 году – на 10–15%.

Небольшое оживление экономики в третьем квартале способствовало замедлению падения нового бизнеса, который за 9 месяцев сократился на 26%, вместо 30% за 1 полугодие 2015г. За 9 месяцев 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) сократился на четверть и составил 385 млрд руб. В III квартале текущего года лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в 1 полугодии (около 30%). Причинами послужили активная фаза реализации госпрограммы по субсидированию автолизинга и снижение стоимости фондирования сделок вслед за ключевой ставкой. Кроме того, рынку оказывает поддержку авиализинг, продемонстрировавший рост в абсолютном объеме (+29%) за счет крупных сделок по передаче в аренду российских самолетов.

Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2015 составила около 12% (10% на 01.10.2014), а доля просроченных платежей – не менее 6% (годом ранее 4%). Кроме того, по оценке агентства, растет объем реструктурированной задолженности (с 15% на 01.01.2015 до 18% на 01.10.2015). На лизинговый рынок все большее негативное влияние оказывает снижение качества платежеспособности клиентов. Помимо невысокой платежной дисциплины клиентов из розничного сегмента, к значительному росту проблемной задолженности на рынке привели банкротство и технические дефолты крупных компаний («Трансаэро», «СУ-155», «ЮТэйр», «МЕЧЕЛ» и др.). На 01.10.2015 объем проблемных сделок составил около 12% портфеля, в то время как двумя годами ранее он был менее 4%.

По оценке «Эксперт РА», за 9 месяцев 2015 года лизингодатели изъяли рекордный объем техники (около 53 млрд рублей) для российского рынка лизинга. Снижение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. По оценке агентства, объем изъятой техники за 9 месяцев 2015 года составил около 53 млрд рублей, что почти на 90% больше, чем двумя годами ранее. Подавляющая часть конфиската, как правило, реализуется на вторичном рынке (около 90% за январь-сентябрь 2015 года). Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лизингополучатели стали активнее брать в лизинг подержанное оборудование: его доля в объеме изъятой техники за последние 12 месяцев выросла с 6% до 10%.

Рентабельность капитала компаний за 9 месяцев 2015 года, по оценке «Эксперт РА», в среднем по рынку составила 6,2%, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сокращение объема новых договоров лизинга и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так, рентабельность капитала компаний за 9 месяцев 2015 года в среднем по рынку составила 6,2% против 11% за аналогичный период 2014 года. Рентабельность активов, несмотря на их сокращение, также снизилась и за январь-сентябрь составила 0,5% (годом ранее 1,1%). Кроме того, за прошедшие 12 месяцев средняя маржа лизинговых компаний снизилась с 4,3% до 3,7% вследствие повышения кредитных ставок.

Сокращение сделок и рост проблемных активов подтолкнули лизинговые компании к оптимизации расходов. Согласно опросу, большинство компаний провели оптимизацию расходов в 2014 году или в начале 2015 года. Лизингодатели активно сокращали расходы на рекламу, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сетей структурных подразделений. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась на 25% и составляет на 01.10.2015 около 10,1 тысячи человек. При этом наибольшему сокращению подверглись сотрудники компаний розничного направления, штат которых активно рос с 2011 по 2013 год.

Согласно базовому прогнозу «Эксперт РА», сокращение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%. При реализации базового прогноза «Эксперт РА» объем нового бизнеса не превысит 510 млрд рублей. Ж/д сегмент сократится наполовину, а в авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов прирост объема нового бизнеса составит около 14%. Госпрограмма по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения (на 20%). Сжатие прочих сегментов рынка составит около 30%. Динамика рынка лизинга в 2016 году во многом будет зависеть от масштабов и эффективности антикризисных госпрограмм. Однако из-за отсутствия фундаментальных предпосылок для восстановления лизингового рынка объем нового бизнеса в следующем году, согласно базовому прогнозу агентства, сократится на 10–15% и составит около 440 млрд рублей.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика