Лизинг и факторинг, 19.04.2017

Прогноз развития рынка: к новым рекордам
Поделиться
VK


По данным Росстата, снижение ВВП России в 2016-м замедлилось до -0,2% (годом ранее -2,8%), а объем промышленного производства показал положительную динамику (+1,1%) после падения на 3,4% в 2015-м. Инвестиции в основной капитал РФ по итогам прошлого года, по оценкам Минэкономразвития, сократятся, но отрицательная динамика замедлится до -3%, а в 2017-м покажут позитивную динамику (+3,5%). Официальные статистические данные свидетельствуют о замедлении сокращения экономики России, на что уже отреагировал лизинговый рынок, продемонстрировав восстановительный рост. По мнению агентства, более высокий уровень определенности в 2017 году позитивно повлияет на планы предприятий по обновлению основных фондов, что обусловит дальнейший рост лизингового рынка. В результате отношение суммы новых лизинговых договоров к инвестициям в основной капитал по итогам текущего года может составить около 10%.

По прогнозам «Эксперт РА», объем нового бизнеса за 2017 год вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей, что станет рекордным значением за всю историю развития лизингового рынка в России. Существенное влияние на реализацию прогноза будет оказывать вероятность заключения крупных корпоративных сделок с ж/д и авиатехникой, а также морскими и речными судами. Данный прогноз подразумевает, что сегмент ж/д техники после стабилизации объемов лизингового бизнеса покажет рост на 10%.

В случае реализации негативного прогноза объем лизингового рынка составит около 815 млрд рублей (+10% к 2015 году). В сегментах ж/д техники и авиатранспорта рост составит около 5%. Драйвером рынка будет автосегмент, общий объем сделок в котором вырастет на 15%, а прочие сегменты покажут рост на уровне 10%. Реализация негативного прогноза агентства наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 40–45 долларов за баррель, инфляции в размере свыше 6% и ключевой ставке не менее 10 п. п.

Регулятор на пороге

Регулирование лизинговой отрасли начнет оказывать влияние на динамику нового бизнеса не ранее 2018 года. При этом, учитывая высокую концентрацию лизингового рынка на крупнейших игроках, мы не ожидаем негативного влияния регулятивных новаций на объемы рынка. По данным «Эксперт РА», на топ-20 лизинговых компаний приходится 78% нового бизнеса за 2016 год, при этом лидеры рынка уже сейчас во многом соответствуют планируемым требованиям. Принимая во внимание стабилизацию экономики и повышение привлекательности лизинговых продуктов за счет снижения стоимости банковского фондирования для лизингодателей, агентство прогнозирует рост объемов нового бизнеса и в 2018 году.

Кроме того, со следующего года обязанность внесения сведений лизинговых компаний в реестр субъектов лизинговой деятельности позволит узнать реальное количество участников лизингового рынка и его масштабы. По мнению агентства, объемы непубличных лизинговых компаний могут составлять от 10 до 15% совокупного лизингового портфеля, что уже заложено нами в расчетах объемных показателей рынка. Однако раскрытие размеров портфелей крупных лизингодателей при госкорпорациях и производителях может привести к корректировке объемов лизинговой отрасли как вверх, так и вниз. Отдельно стоит отметить, что в перспективе 2020-х годов драйвером рынка может стать сегмент потребительского лизинга, который на текущий момент занимает не более 1% нового бизнеса. При снижении размера лизинговых платежей (в том числе за счет исключения НДС) лизинг для ФЛ может оказать существенную поддержку рынку, как произошло в Белоруссии.

Для российских лизинговых компаний проблемой по-прежнему остается слабая диверсификация по источникам финансирования деятельности. Так, на банковские кредиты стабильно приходится 55–60% профинансированных средств. При этом постепенное принятие банками стандарта «Базель III» подталкивает их к более консервативной политике по кредитованию и управлению ликвидностью, что продолжит ограничивать объемы банковского финансирования лизинговых компаний. Поэтому одной из целей реформы лизинговой отрасли является диверсификация пассивной базы лизингодателей путем интенсивного использования оптового фондирования и секьюритизации активов. К примеру, в Китае в 2014 году после изменений в законодательстве стала действовать секьюритизация лизинговых активов, а уже за 2015-й китайские лизинговые компании выпустили облигации, обеспеченные активами, на сумму около 70 млрд юаней. При этом за 1 полугодие 2016-го лизингодатели из Китая осуществили более 60 облигационных выпусков на сумму не менее 55 млрд юаней.

Оценить влияние пруденциального регулирования, которое будет задействовано с 2020 года, на лизинговый рынок не представляется возможным, так как нормативы, их регулятивный диапазон и методика расчета еще не опубликованы. Однако, по мнению агентства, введение пруденциальных нормативов больше всего затронет крупных лизингодателей. Например, в КНР коэффициент достаточности капитала в 8% устанавливается только для банковских лизинговых компаний, активы которых за последний год превышают 80 млрд юаней.

Принимая во внимание, что в России не менее 40%1 совокупного лизингового портфеля приходится на дочерние банковские структуры, то вероятность введения норматива достаточности для отечественных лизингодателей, аффилированных с банками, крайне высока. Проводя параллели с регулированием лизинговой отрасли в Китае, стоит отметить, что для всех типов лизингодателей в этой стране также действует требование по минимальному размеру капитала в 100 млн юаней и прибыльности (положительный финансовый результат в течение последних двух лет). В России же рассматривается вопрос только о минимальной величине капитала, что, по оценкам агентства, не повлечет серьезных проблем для подавляющего большинства компаний.         

График 9. Влияние первых нововведений за время реформы рынок на себе ощутит в 2018 году

Источник: Источник: «Эксперт РА»

Однако ключевое влияние на лизинговую отрасль по-прежнему будет оказывать инвестиционная активность в экономике России, которая после двухлетней рецессии только стала показывать признаки стабилизации. Ситуация в экономике в свою очередь повлияет на объемы и направленность госпрограмм по субсидированию лизинга / аренды на ближайшие годы. С одной стороны, регуляторные меры, по мнению агентства, будут поддерживать рост лизингового бизнеса, в том числе за счет повышения уровня корпоративной культуры и риск-менеджмента, а также усиления транспарентности рынка. С другой стороны, для отрасли по-прежнему будут характерны риски высокой концентрации на клиентах и крупнейших сегментах, что говорит о существенной зависимости лизингодателей от тенденций в отдельных отраслях экономики (например, авиационный и ж/д сегменты).

Так, по данным МСФО, по итогам 2015 года на крупнейших лизингополучателей у компаний, работающих с корпоративными клиентами, в среднем приходится от 15 до 25% чистых инвестиций в лизинг до вычета резерва под обесценение, или от 8 до 18% от общего дохода по финансовому лизингу. В этой связи возникновение проблем у клиента при высокой концентрации портфеля быстро приводит к снижению качества значительной части активов лизингодателя. По этой причине, несмотря на низкую долю просроченных платежей в лизинговых портфелях (5% на 01.01.17, по оценкам агентства), для них характерен значительный уровень реструктуризаций (18–20% на 01.01.17). Отчасти о подобном уровне реструктуризаций также свидетельствует снижение оборачиваемости (отношение полученных лизинговых платежей к портфелю) портфелей у отдельных компаний на протяжении последних двух лет. Поэтому, несмотря на введение регулирования, кредитоспособность крупнейших игроков по-прежнему будет зависеть от финансовых возможностей материнских структур.

1 Без учета компании «ВЭБ-лизинг».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика