Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Темпы развития лизинга на Северо-Западе в ближайшие годы будет определять спрос со стороны малых и средних предприятий

Несмотря на скепсис отдельных специалистов (считающих, что золотые времена развития рынка лизинга, когда его крупнейшие операторы ежегодно удваивали объемы операций, если еще не закончились, то вот-вот закончатся), бурный рост этого сегмента экономики продолжается. По информации опрошенных корреспондентом "Эксперта С-З" представителей лизинговых компаний, в этом году общий объем сделок крупнейших операторов рынка, как и в 2002-м, вновь вырастет примерно на 60-70%. "Многие лизинговые компании, - говорит генеральный директор " Балтийского лизинга " Дмитрий Корчагов, - если не на порядок, то в разы наращивают объемы своих операций. Естественно, речь идет о тех компаниях, которые структурированы внутри финансово-промышленных групп или аффилированы с крупными банками и для которых не так жестко лимитирован размер финансирования".

По мнению Корчагова, объемы договорных портфелей крупнейших лизинговых компаний будут расти еще минимум два-три года. "Взрывного роста уже, видимо, не будет, - говорит он, - однако удвоение за год объема лизинговых операций для крупнейших операторов рынка - вполне реальная вещь".

Говоря о блестящих перспективах дальнейшего развития лизинга в России, специалисты ссылаются на опыт развитых стран, где, как правило, 20-30% инвестиций в оборудование осуществляется по каналам лизинга. В России же пока, даже по оптимистичным оценкам, этот показатель не превышает 5%. И хотя по Петербургу и Ленинградской области эта цифра на сегодня оценивается в 8-9%, резерв для дальнейшего роста налицо.

О том, что у рынка лизинга есть потенциал для развития, свидетельствует и такой факт. Деньги, полученные крупнейшей лизинговой компанией Северо-Запада " Глобус-Лизинг " от размещения облигаций на сумму 320 млн рублей, были вложены в дело в течение месяца. Отсюда можно сделать вывод, что спрос на услуги лизинговых компаний пока явно превышает их возможности.

За клиента и ресурс

Несмотря на имеющийся дефицит предложения, о котором говорит большинство опрошенных специалистов, именно в этом году лизинговые компании впервые в отечественной практике столкнулись с ростом конкуренции. Как говорит генеральный директор лизинговой компании " Глобус-Лизинг " Борис Курцман, если раньше практически не ощущалась конкуренция друг с другом, то сейчас наиболее крупные лизинговые компании столкнулись с тем, что клиенты осуществляют выбор контрагента на конкурсной основе. По его словам, все чаще клиент сообщает лизинговой компании: "Вы знаете, мы устраиваем тендер, пришлите ваши условия". Раньше такого не было.

А там, где конкуренция, там, естественно, и падение маржи, отмечает Дмитрий Корчагов. Первое, на что идут в этом случае лизинговые компании, - в разумных пределах снижают собственную наценку. Если несколько лет назад она могла достигать и 15%, то сегодня отличным показателем считается 5%. В большинстве же случаев доход лизинговой компании составляет всего 2-3% от стоимости сделки. Однако, по мнению Бориса Курцмана, поскольку маржа и так уже не очень велика, то она не дает свободы для маневра. Поэтому на данный момент основу конкурентоспособности любой российской лизинговой компании составляет наличие у нее источника дешевых денег. Не случайно крупнейшие универсальные лизинговые компании, работающие на свободном рынке, в основном являются дочерними структурами банков, которые и обеспечивают их дефицитным и относительно недорогим ресурсом.

Правда, для активно работающих лизинговых компаний серьезным ограничителем использования ресурсов "родственного" банка является 6-й норматив Центробанка, лимитирующий возможность выдачи кредита одному заемщику. Нередко лизинговым компаниям, после того как выбран лимит, приходится для получения нового финансирования от "родственного" банка плодить собственные "дочки", скрывая их аффилированность от надзорных органов. В результате все более-менее значимые региональные лизинговые компании озабочены диверсификацией источников финансирования своих сделок.

Потенциально альтернативным банковскому кредиту источником является фондовый рынок. Первопроходцем здесь стала одна из крупнейших в России лизинговых компаний " РТК-Лизинг ", разместившая в прошлом году на фондовом рынке облигационный займ объемом 3 млрд рублей. В сентябре этого года на Санкт-Петербургской валютной бирже был размещен облигационный займ "Глобус-Лизинга" объемом 320 млн рублей. О готовности выйти на фондовый рынок говорят и в других лизинговых компаниях. Можно предположить, что при благоприятных условиях в конце этого года или в начале следующего о регистрации эмиссии своих бумаг объявит еще как минимум несколько лизинговых компаний.

Интерес к фондовому рынку со стороны лизинговых компаний объясняется не только желанием обойти ограничения, накладываемые ЦБ на "родственный" банк, но и стремлением руководства этих компаний снизить риск одного источника финансирования. Выходя на фондовый рынок, они имеют возможность получить опыт работы с независимыми кредиторами. Как отмечает Дмитрий Корчагов, по международным стандартам финансовая независимость определяется размером кредиторской задолженности в размере не более 25% на одного кредитора. "К этому показателю, - считает он, - и должна стремиться любая универсальная лизинговая компания".

Очевидно, что не менее интересным источником привлечения средств для лизинговых компаний могут стать зарубежные заимствования. Начало уже положено. Еще в 2002 году Международная финансовая корпорация открыла "Балтийскому лизингу" кредитную линию в 2 млн долларов на три года. Причем для привлечения этого кредита не потребовалось гарантии со стороны банка-учредителя (ПСБ). О своем желании выйти на западный рынок капитала говорят руководители и других лизинговых компаний.

Однако для того, чтобы иметь возможность привлекать деньги за рубежом, лизинговые компании должны отвечать критериям, которым многие пока не соответствуют. Как говорит Борис Курцман, для того чтобы выйти на рынок внешних заимствований, необходимы публичность и доверие к компании-заемщику.

Все в регионы

Еще одной тенденцией последнего времени становится расширение географии действия лизинговых компаний. Степень проникновения лизинговых услуг в Северо-Западном регионе значительно ниже, чем в Петербурге, однако потенциальный объем спроса, по некоторым оценкам, в два-три раза больше. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации (СЗЛА), в 2001-2002 годах 90% лизинговых операций приходилось на Петербург и Ленинградскую область. Сейчас этот показатель постепенно снижается. Все больше петербургских компаний (именно в городе на Неве прописаны основные операторы рынка лизинговых услуг региона) открывают свои филиалы в других субъектах Федерации на Северо-Западе России.

Так, "Глобус-Лизинг" имеет в составе своей региональной сети пять филиалов. Из 320 млн рублей, которые компания привлекла с фондового рынка, 120 млн направлены в филиалы. Они, как уже было сказано, благополучно освоили эту сумму в течение месяца. Помимо "Глобус-Лизинга" активно расширяют свое региональное присутствие такие известные компании, как "Балтийский лизинг", " Альянс-Лизинг ", " БалтИнвест ", " Интерлизинг ". Как считает Дмитрий Корчагов, именно обострение конкуренции вытесняет лизинговые компании в регионы.

Однако тот факт, что в регионах уровень проникновения лизинговых услуг значительно ниже, чем в Петербурге, не означает, что конкуренция там меньше. Как правило, лицо экономик многих регионов Северо-Запада определяют сырьевые гиганты, входящие в финансово-промышленные группы. Обслуживание интересов большинства предприятий этих корпораций осуществляют кептивные лизинговые компании. Тем более что с начала 2002 года, для того чтобы создать лизинговую компанию, не надо даже получать лицензию. "Раньше были только универсальные компании при крупных банках, - рассказывает Борис Курцман, - теперь они появляются при холдингах. Все предприятия, аффилированные в этих группах, скорее всего, будут обслуживаться в дочерней лизинговой компании, а в универсальную уже не придут".

Универсальные лизинговые компании интересны предприятиям, входящим в такие ФПГ, только как источник финансового ресурса. Между тем сырьевая отрасль и так испытывает избыток ликвидности. Если у предприятия денег, как у дурака фантиков, то у него нет потребности в услугах универсального лизинга. Директор лизинговой компании из Западной Сибири рассказывал: "Прихожу к нефтяникам, предлагаю услуги. А они в ответ: "Какой лизинг, о чем говоришь... Нам деньги девать некуда. Скажи лучше, во что вложить?""

От "крупняка" - к молодняку

В этих условиях лизинговые компании вынуждены поворачиваться лицом к малому и среднему бизнесу. Как отмечают специалисты, выход малого и среднего бизнеса из тени автоматически делает его привлекательным для лизинговых компаний. "Для лизинговой компании нужен легальный клиент, - отмечает Борис Курцман. - Встав на ноги, малый бизнес выходит из тени, легализуется и понимает, что большие деньги, необходимые для развития, лежат не у приятелей, бандитов или у кого-то еще, а в банке или в лизинговых компаниях. Ну и, естественно, начинают они с относительно малых проектов - 100, 200, 300 тысяч долларов. Сейчас идет такой слой клиентов. Я думаю, что через два-три года подрастет еще один". По мнению экспертов, именно спрос со стороны малых и средних предприятий и будет в ближайшие годы определять темпы развития лизинга на Северо-Западе.

Смена ориентиров заставляет лизинговые компании менять технологию работы. Если для обслуживания крупного клиента большинство вынуждено искать индивидуальный подход, который в конце концов окупается за счет объема сделки, то для работы с малым и средним бизнесом требуется конвейер. Понятно, говорит Дмитрий Корчагов, что от сделки в миллион долларов доход больше, чем от сделки в 100 тысяч долларов.

Он отмечает: "В первом случае у лизинговой компании есть возможность подстраиваться под конкретного клиента. Если мы говорим о поставке недорогой техники на 20-30 тысяч долларов, то лизинговая компания переходит к стандартизированным условиям. Если объем сделки большой, то мы можем говорить об уменьшении авансового платежа, более льготном графике платежей и т.д., при небольших сделках применяется жесткий подход: 20-30% - авансовый платеж, процентная ставка не подлежит обсуждению и т.д.".

О пользе диверсификации

По данным Российской Ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг"), за 2002 год наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования. Объем сделок в этом сегменте вырос на 411,9%. По сельскохозяйственной технике рост составил 170,7%, телекоммуникационному оборудованию - 89%, грузовым автомобилям и прицепам - 73,6%, дорожно-строительной технике - 48,7%. Спад наблюдался в поставках спецоборудования (-43,5%), компьютеров и офисного оборудования (-37,2%), машиностроительного оборудования (-24,6%). Благодаря поддержке правительства лидером по объему лизинговых сделок среди отраслей российской экономики является агропромышленный комплекс, на который приходится 41,2% всего лизингового оборота стран, тогда как на нефтегазодобычу приходится всего лишь 8,5%, а на машиностроение - 6,4%.

Известно, что, когда конкуренция обостряется, это заставляет более четко выбирать стратегию поведения на рынке, что, в свою очередь, влечет переход к четкому позиционированию и специализации. В российском лизинге, как и в отечественной банковской системе, почти все игроки заявляют о своей универсальности. То есть компании готовы работать с любой отраслью. По словам Бориса Курцмана, связано это с недокапитализированностью российских лизинговых компаний.

"В стране нет ни одной компании, кроме "РТК-Лизинг", специализирующейся на телекоммуникациях, которая накопила бы достаточно капитала, чтобы стать специализированной компанией, - отмечает Курцман. - Поэтому сейчас лизинговые компании накапливают начальный капитал и в конце концов, вероятно, придут к выводу, что невозможно объять необъятное, и будут вынуждены выбрать для себя специализацию".

В пользу диверсификации лизингового бизнеса говорит и общая экономическая ситуация. Специалисты считают, что экономика в стране не настолько стабильна, чтобы можно было сделать ставку на одну отрасль. Как рассказывает Борис Курцман, в начале деятельности "Глобус-Лизинга" основными клиентами компании были предприятия полиграфии. Сейчас они уже не так нуждаются в лизинговых услугах. Зато среди клиентов обозначилась лесная отрасль. "Потом стала строиться кольцевая дорога, - рассказывает он, - мы не знали, как удовлетворить всех желающих купить "КАМАЗы" и строительную технику".

И все же главной причиной того, что на рынке превалируют универсальные лизинговые компании, по мнению экспертов, является низкий пока уровень конкуренции. Мы еще работаем не на долях процентов от маржи, говорят представители лизинговых компаний, чтобы переходить к специализации. Сейчас идет проблема улучшения продукта, который предлагается клиенту; поиск более дешевых денег, предложение наиболее удобных графиков платежей и т.д. и т.п. Тем не менее большинство экспертов согласны, что по мере развития рынка лизинговые компании будут вынуждены заняться своей специализацией.

Сергей Агеев



Исследования по теме
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление
05.04.2017
Объем лизингового бизнеса за 2016 год вырос на 36% и составил 742 млрд рублей, достигнув уровня 2011 года. Столь существенный прирост рынок показал в том числе за счет крупных сделок в IV квартале, на который пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год. Однако, помимо крупных сделок, важным драйвером рынка выступил автолизинг, доля которого в автопродажах достигла 10%. В 2017 году рынок лизинга, согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), продолжит расти и превысит рекордные 800 млрд рублей, а с 2018 года на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса влияние начнет оказывать реформа регулирования финансового лизинга.
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2016 года
10.10.2016
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2016 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности). Исследование проводится при участии Объединенной Лизинговой Ассоциации.
Статьи экспертов по теме
Незваный гость
14.03.2017 / Юрий Беликов
3 марта 2017 года была отозвана лицензия ПАО «Татфондбанк» — второго по величине активов банка Республики Татарстан. На начало 2017 года на Татфондбанк приходилось 22% активов локального банковского рынка, 27% привлеченных средств физических лиц и 12% ресурсов корпоративных клиентов в Татарстане.
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
11
декабря
2015
Цель проекта: Содействие улучшению инвестиционного климата в регионах России через обмен опытом и координацию действий региональной, федеральной власти и инвесторов
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России