Лизинг и факторинг, 01.12.2014

Драйвер на перспективу
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России повысили актуальность одной из главных проблем отечественной экономики – высокой импортозависимости. Согласно данным исследования «Эксперта РА», в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее – около 60%). При этом, по опросам лизингодателей, высокая доля импортного оборудования (не менее 70%) отмечается в таких сегментах, как строительная и дорожно-строительная техника, легковые автомобили, оборудование для пищевой промышленности и телекоммуникационное оборудование. Сегментами с наименьшей долей иностранного оборудования (менее 40%) оказались железнодорожная техника и оборудование для нефте- и газодобычи и переработки. Меньшая зависимость в данных сегментах от производителей западных стран связана с их стратегическим значением для российской экономики.

 

Одним из препятствий для расширения программ по импортозамещению будет инерционность вследствие активного использования лизингополучателями иностранного оборудования на протяжении последних 20 лет. Переключиться в кратчайшие сроки на российскую технику у них не получится. Причин несколько: продукция отечественных производителей, как правило, уступает по качеству, эффективности, а часто и стоит дороже западных аналогов. Согласно исследованию «Эксперта РА», около 67% лизингодателей сегодня отмечают отсутствие достойных аналогов иностранного оборудования в России (см. график 11). В пользу иностранных производителей часто клиенты относят и такой аргумент, как высокий уровень сервисного обслуживания, что, за редким исключением, нехарактерно для российских поставщиков. К лизингу отечественного оборудования клиентов сегодня подталкивает удорожание иностранной техники из-за роста курса валют (29.10.2014 стоимость бивалютной корзины обновила рекорд и превысила 48 рублей, а годом ранее была около 37 рублей).

 

По нашим оценкам, создание технической и научной базы для производства конкурентоспособного оборудования в России займет от трех до пяти лет. При этом возможное снятие санкций в ближайшие годы может привести к тому, что частный капитал сократит свое присутствие в программах по развитию производства и модернизации российского оборудования. Для предотвращения такого сценария развития Правительству РФ, возможно, придется задействовать в проектах гарантии государства и крупных госкомпаний. Такой инструмент сможет снизить риски инвесторов и предотвратить срыв реализации программ. Еще одним препятствием для развития лизинга импортозамещающего оборудования может стать приход на рынок азиатских производителей, которые могут воспользоваться текущей ситуаций для увеличения своей доли на российском рынке. Тем более что практика использования лизинга оборудования из азиатских стран уже существует (например, в стройках олимпийских объектов г. Сочи была задействована техника китайского производства). Кроме того, выход российских лизинговых компаний на арабские и азиатские рынки капитала открывает им возможности для приобретения местного оборудования. Для банков менее рискованно и более удобно финансировать лизинговые сделки с оборудованием, с производителями которого уже давно налажены контакты.

Многие лизинговые компании (не менее 65% опрошенных) скептически относятся к планам по развитию импортозамещающих производств и не рассматривают российское оборудование в качестве драйвера рынка лизинга в ближайшие два-три года, так как результаты программ по созданию российских аналогов иностранного оборудования можно будет увидеть только в 2018–2019 годах. Это также нашло отражение и в прогнозе лизингодателей по доле импортного оборудования в объеме нового бизнеса на 2015 год – около 52–53%, что ниже доли за 9 месяцев 2014 года всего на 2–3 п. п.

По мнению агентства, в ближайший год не произойдет серьезного сокращения доли иностранного оборудования на лизинговом рынке. Даже в случае значительного ухудшения внеполитической ситуации и ужесточения санкционных мер российские производители не смогут полностью обеспечить весь спрос клиентов, так как сегодняшних мощностей им для этого может не хватить. Помимо этого, часть клиентов не будет ждать, когда появится качественная отечественная техника, а приобретет западное б/у оборудование или найдет азиатские аналоги.

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика