Лизинг и факторинг, 26.09.2014

Вернуться к резюме

Согласно пессимистичному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд руб. Итоги настоящего исследования (новый бизнес сократился уже на 2,5%) подтверждают высокую вероятность такого исхода событий.

«К сожалению, все говорит о том, что стагнация продолжится и во второй половине 2014 года. Сегодня мало кто понимает, что происходит в финансовом секторе в связи с принятием санкций против Российской Федерации. И самое главное - нет ясности в вопросе,  на какие еще меры пойдут США и Европа. В настоящее время весь наш рынок капитала ориентирован на Запад.  Для того чтобы переориентировать его, к примеру, на Китай нужно много времени», - говорит Владимир Добровольский.

Во втором полугодии 2014г. возможно небольшое оживление на рынке. Данное предположение связано с возможным заключением части сделок, которые сейчас находятся в стадии ожидания из-за неопределенности введения новых санкций. Однако затем наиболее вероятно резкое падение спроса, ввиду дальнейшего падения инвестиционной активности в экономике. Похожая ситуация была в начале года, связанная ожиданиями падения курса рубля.

«Мы ожидаем снижение объемов нового бизнеса к концу года не менее, чем на 5-10% по сравнению с показателями 2013 года. Структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ» - отмечает Дмитрий Ерошок.

Если в прошлом году в условиях спокойной политической ситуации сгладить падение смог авиализинг, то в этом году такого сегмента-драйвера не ожидается. Реализация крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.) скажется на рынке только в 2015-2016г. Увеличение налогового бремени на бизнес (с 1 января 2015г. регионы могут ввести налог с продаж) может оказать давление на финансовое состояние МСБ, т.к. новый налог повлияет на стоимость товаров и услуг, что отразится негативно на потребительском спросе.

Согласно позитивному сценарию, сокращение рынка лизинга в 2014 году составит 5% (новый бизнес составит около 745 млрд руб.). Несмотря на вступление в силу регламента Таможенного союза, согласно которому теперь для продления срока эксплуатации вагона требуется его модернизация и сертификация, резкого обновления ж/д парка мы не ждем. Кроме того, в настоящее время тарифные льготы, которые должны подталкивать операторов к обновлению парка, распространяются только на вагоны «Тихвинского вагоностроительного завода», при этом в случае резкого роста спроса на новые вагоны заводу потребуется некоторое время для расширения производственных мощностей. В связи этим, по нашим оценкам, сегмент ж/д техники продолжит падение (-35%, при оптимистичном сценарии -16%). Лизинг авиасудов после взрывного роста в прошлом году будет сжиматься до -10%, а при пессимистичном прогнозе – до 20%, так как данный сегмент сильно зависит от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, сотрудничество с которыми сейчас находится под сильным влиянием внешнеполитической обстановки. Рост, по мнению Агентства, продемонстрирует автолизинг (около 15%). Несмотря на то, что продажи автомобилей продолжают падать, спрос на  лизинг премиум-марок остается стабильным. Кроме того, активное наращивание лизинговых сделок с автотранспортом государственными лизинговыми компаниями также окажет поддержку автолизингу. В случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка падение может составить не более 5%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем сокращения нового бизнеса на 14%, при оптимистичном сценарии – 6%.

Таблица 5. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%Таблица 5. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2014г. (пессим/оптим. прогноз) Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/оптим. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление №41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов по средством лизинга для ОАО "РЖД"., сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен сырьевую продукцию -35% / -16% -94,9 / -43,4 - 12,2 -5,7
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (пример, "Добролет") -20% / -10% -23,3 / -11,7 - 3,0 -1,5
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей -5% / 15% -9,7 / 29,2 - 1,2 3,9
Прочие сегменты Отсутствие крупных государтсвенных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий -14% /-6% -28,0 / -12,0 - 3,6 -1,6
Итого прирост по рынку -20,0 -5,0
Источник: «Эксперт РА»

Согласно прогнозу «Эксперт РА», российский рынок лизинга будет сокращаться (при позитивном и при негативном сценарии), поэтому мы считаем, что темпы прироста полученных платежей превысят темпы прироста профинансированнных средств (график 13, на графике приведен консенсус-прогноз).

 

График 13. В 2014г. динамика темпов прироста полученных платежей и профинансированных средств будет схожа с 2012г.

Источник: «Эксперт РА» 

 

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика