1.1. Объем и динамика рынка
Замедление рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, переросло в падение в 1 полугодии 2013г. – объем новых сделок сократился на 17%. Объем нового бизнеса за январь-июнь 2013 года составил 594 млрд. руб. (таблица 1). Причиной снижения объемов рынка стало сокращение сделок в железнодорожном сегменте в 2 раза, суммарно прочие сегменты рынка выросли на 20%. При этом демпфирующую роль сыграл сегмент авиализинга – сделки в нем выросли за год в 7 раз, без его учета падение рынка составило бы около 32%. Сокращение рынка, очищенного и от сделок ж/д и от авиализинга, составляет 10,5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.07.2013 составил 2,47 трлн. руб. (+17,6% по сравнению с 01.07.2012, годом ранее +54%).
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 1 пол. 2009г. | 2009г. | 1 пол. 2010г. | 2010г. | 1 пол. 2011г. | 2011г. | 1 пол. 2012г. | 2012г. | 1 пол. 2013г. | 2013г. |
Объем нового бизнеса, млрд руб. |
90,1 |
315 |
255,5 |
725 |
530 |
1300 |
712 |
1320 |
594 |
1400 (оптим) 1190 (пессим) |
Средняя сумма сделки, млн. руб. |
6,1 |
8,1 |
7,7 |
10,6 |
11,2 |
12,1 |
11,2 |
9,2 |
8,2 |
- |
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний |
|
50% |
|
62,4% |
|
66,5% |
|
63% |
65,3 |
- |
Индекс розничности1 |
32,5 |
25% |
22,5 |
24% |
24 |
23% |
23,5 |
28% |
31% |
- |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. |
167,2 |
320 |
159 |
350 |
210 |
540 |
275 |
560 |
330 |
660 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. |
57,2 |
154 |
152 |
450 |
310 |
737 |
290 |
640 |
290 |
690/535 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. |
992 |
960 |
1037 |
1180 |
1360 |
1860 |
2100 |
2530 |
2470 |
3100/2800 |
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) |
- |
38807,2 |
- |
46321,8 |
- |
55798,7 |
- |
62356,9 |
- |
66515* |
Доля лизинга в ВВП, % |
- |
0,8 |
- |
1,6 |
- |
2,3 |
- |
2,1 |
- |
2,1/1,8 |
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
*ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Замедление темпов прироста сделок на рынке обусловлено и снижением темпов развития экономики страны. Бизнес в этих условиях, в первую очередь, снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что сразу же отражается и на рынке лизинга. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал за 1 пол 2013 г. сократились на 0,7% по отношению к 1 пол. 2012г., в то время как в 1 пол. 2012г. прирост к 1 пол. 2011г. составлял 12,2% 2.
«Нужно отметить еще один настораживающий аспект, - комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг». - Показатели финансово-экономического развития России за первое полугодие 2013 года свидетельствуют о том, что у значительной части российских предприятий снизились прибыль и темпы развития, а вместе с тем и уровень рентабельности производства. Это означает, что сроки окупаемости инвестиционных проектов значительно увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту рисков и повышению кредитных ставок, поскольку финансирование предоставляется на длительные сроки. В итоге увеличение сроков окупаемости проектов приводит к еще большему удорожанию стоимости их реализации».
«Сегодня в России нет таких серьезных инфраструктурных проектов, как подготовка к саммиту АТЭС и Олимпийским играм, для которых закупалось огромное количество дорожно-строительной техники, - добавляет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании. – При этом техника, использовавшаяся на крупных стройках последних лет, выходит на рынок по более низкой цене, чем новая. Это обусловливает стагнацию сегмента лизинга дорожно-строительной и строительной техники. Также сложно оптимистично оценить ситуацию в логистике, что, естественно, тормозит развитие лизинга автомобильной техники».
1.2. Лидеры рынка
В тройку лидеров рынка в 1 полугодии 2013 г. вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с 3-го на 2-е место. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 96,4 млрд руб. (приложение 1). В совокупности на тройку лидеров пришлось около 40% от всего объема нового бизнеса (37% в 2012г., 43% в 2011г, 41,1% в 2010г.).
Концентрация на рынке в 1 полугодии 2013 года значительно сократилась, вернувшись к уровню двухлетней давности: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,2% (в 1 пол. 2012г. – 31%, в 1 пол. 2011г. – 16%, в 1 пол. 2010г. – 11,8%). Доля 10 крупнейших компаний изменилась менее значимо – на них пришлось 63% новых сделок (в 2012 – 67,4%, в 2011 – 68,5%, в 2010– 56,8%).
В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний (игравших при этом ведущую роль в железнодорожном сегменте) сократилась на 15 п.п., доля остальных компаний, наращивавших в этот период объемы сделок, существенно увеличилась (график 1).
1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам
Аналогично изменениям в структуре сделок по типам компаний изменилось и территориальное распределение новых сделок (госкомпании и их клиенты преимущественно находятся в Москве, за исключением клиентов Росагролизинга) – доля Москвы сократилась на 15 п.п. с 55% до 40% (график 2,3). Также за 1 полугодие 2013г. заметно усилились позиции Санкт-Петербурга (рост доли с 4,9% до 15,6%) и Уральского ФО (рост доли с 6% до 11%). Наибольший вклад в объем сделок в Санкт-Петербурге внесли компании Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг (поставка самолетов для компании Трансаэро).
Тенденция снижения доли железнодорожной техники, начавшаяся в 2012 году, сохранилась: в абсолютном выражении объем сегмента (новых сделок) сократился в 2 раза, а его доля снизилась с 55% до 34% (график 4). Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 20%. Наиболее стремительный рост продемонстрировала авиатехника: ее доля в новых сделках выросла с 2% до 20%, лидерами сегмента стали ВЭБ-Лизинг (51 млрд руб. новых сделок) и Сбербанк Лизинг (41 млрд руб.). В частности, в состав сделок Сбербанк Лизинга вошел первый для компании (и крупнейший на рынке) контракт оперативного лизинга самолетов – начато финансирование поставки 12 судов Boeing 737-800. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили 21% нового бизнеса за 1 полугодие 2013 года.
В целом по рынку за 1 полугодие 2013 года сократились в объеме 17 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования, 19 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (таблица 2). Годом ранее сокращение наблюдалось в 20-ти сегментах.
Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
Доля в новом бизнесе за 1П2013, % |
Доля в новом бизнесе за 1П2012, % |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % |
Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2013, % |
|
Железнодорожная техника |
34,0% |
55,2% |
-48,6% |
48,3% |
Авиационный транспорт |
19,8% |
2,0% |
727,6% |
18,4% |
Грузовой автотранспорт* |
11,8% |
8,1% |
21,3% |
5,8% |
Легковые автомобили |
9,2% |
6,6% |
16,5% |
4,0% |
Строительная техника |
5,1% |
4,1% |
3,4% |
3,1% |
Сельскохозяйственная техника** |
3,5% |
3,1% |
-5,8% |
1,7% |
Дорожно-строительная техника |
2,5% |
2,9% |
-28,2% |
1,9% |
Оборудование для нефтедобычи и переработки |
2,1% |
1,5% |
18,2% |
2,2% |
Автобусы и микроавтобусы |
1,4% |
1,5% |
-22,8% |
0,9% |
Машиностроительное, металлообрабатывающее обор. |
1,3% |
1,3% |
-14,1% |
1,2% |
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) |
1,1% |
1,2% |
-22,2% |
0,9% |
Погрузчики и складское оборудование |
1,0% |
0,5% |
62,3% |
0,5% |
Суда (морские и речные) |
0,9% |
0,8% |
-1,7% |
2,5% |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное |
0,6% |
0,5% |
3,7% |
0,4% |
Энергетическое оборудование |
0,5% |
4,4% |
-89,6% |
1,2% |
Здания и сооружения |
0,5% |
0,9% |
-54,6% |
2,3% |
Оборудование для ЖКХ |
0,5% |
0,2% |
97,4% |
0,2% |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс |
0,3% |
0,4% |
-38,4% |
0,5% |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы |
0,3% |
0,2% |
6,7% |
0,2% |
Компьютеры и оргтехника |
0,2% |
0,05% |
241,3% |
0,3% |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
0,2% |
0,1% |
41,2% |
0,1% |
Оборудование для газодобычи и переработки |
0,1% |
0,04% |
197,7% |
0,3% |
Деревообрабатывающее оборудование |
0,1% |
0,2% |
-42,2% |
0,2% |
Металлургическое оборудование |
0,1% |
0,1% |
8,9% |
0,1% |
Полиграфическое оборудование |
0,1% |
0,2% |
-46,5% |
0,2% |
Торговое оборудование |
0,1% |
0,1% |
-19,4% |
0,1% |
Авторемонтное и автосервисное оборудование |
0,1% |
0,05% |
25,4% |
0,0% |
Телекоммуникационное оборудование |
0,1% |
0,03% |
80,9% |
0,1% |
Оборудование для авиационной отрасли |
0,1% |
0,02% |
157,5% |
0,1% |
Оборудование для ресторанов |
0,1% |
0,01% |
397,8% |
0,0% |
Геологоразведочная техника |
0,1% |
0,1% |
-54,1% |
0,0% |
Оборудование для развлекательных мероприятий |
0,1% |
0,02% |
114,4% |
0,1% |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,04% |
0,1% |
-67,6% |
0,0% |
Оборудование для производства бумаги и картона |
0,03% |
0,1% |
-78,5% |
0,0% |
Мебель и офисное оборудование |
0,01% |
0,01% |
17,1% |
0,0% |
Текстильное и швейное оборудование |
0,01% |
0,01% |
-28,8% |
0,0% |
прочее оборудование |
2,1% |
3,4% |
2,0% |
* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток
** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
1 Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/1-0.htm