Лизинг и факторинг, 20.09.2016

Развитие рынка в 1 полугодии 2016 года
Поделиться
VK


Объем и динамика рынка

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за первые шесть месяцев 2016 года составил 275 млрд рублей (прирост по отношению к 1 полугодию 2015 года – около 13%). По данным анкетирования, только четверть участников исследования показала отрицательные темпы прироста нового бизнеса за январь–июнь текущего года. За 1 полугодие 2015 года лизинговый бизнес сократился у более 75% респондентов. Позитивно на лизинговые сделки повлияла стабилизация на финансовом рынке (в первую очередь в банковском секторе) со второй половины прошлого года. Однако от относительно спокойного для лизингового рынка 1 полугодия 2014 года объем нового бизнеса за январь–июнь текущего года отстает на 20%.

Несмотря на рост суммы новых лизинговых договоров на 16% за последние 12 месяцев, лизинговый портфель продолжил инерционное сокращение: на 01.07.2016 его объем составил 2,8 трлн рублей (-3% по отношению к объему на 01.07.2016). Помимо сокращения объема лизинговых сделок на протяжении 2013–2015 годов к снижению объема портфеля привел разрыв договоров с проблемными клиентами (в том числе крупными, как «Трансаэро»).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2012 1 пол. 2013 2013 1 пол. 2014 2014 1 пол. 2015 2015 1 пол. 2016
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 770 353 783 344 680 244 545 275
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 320 594 1 300 505 1 000 348 830 410
Средняя сумма сделки, млн рублей 9,2 8,2 8,6 5,5 5,8 6,5 6,7 6,5
Индекс розничности, % 28,0 31,0 35,0 43,0 43,9 42,2 44,0 52,0
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 560 330 650 300 690 340 750 335
Объем профинансированных средств, млрд рублей 640 290 780 295 660 246 590 240
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2 530 2 470 2 900 2 840 3 200 2 900 3 100 2 800
Номинальный ВВП России (в постоянных ценах 2011 год, по данным Росстата), млрд рублей 61 791,6 28 915,6 62 581,9 29 170,4 63 049,2 28 341,6 60 687,1 -
Доля лизинга в ВВП, % 1,2 1,3 1,3 1,2 1,1 0,9 0,9 -

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Индекс розничности достиг своего максимума с 2007 года и составил 52% в объеме нового бизнеса за январь–июнь 2016 года. Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте, который вырос почти на 39% и составил 143 млрд рублей за шесть месяцев 2016 года. Доля сегмента МСБ в объеме нового бизнеса за 1 полугодие 2016 года составила около 57%, а за аналогичный период прошлого года была 49%.

По оценкам агентства, количество новых заключенных договоров лизинга за январь–июнь текущего года составило более 63 тыс., что на 26% больше результатов аналогичного периода 2015 года. Отдельно стоит отметить существенные темпы прироста количества сделок (+203%) у компании «Сбербанк Лизинг», у которой объем нового бизнеса с автомобилями почти в пять раз больше, чем в 1 полугодии 2015 года. Однако, несмотря на преобладание розничных сделок на рынке, средняя сумма сделки второй год подряд не снижается и составляет около 6,5 млн рублей, что связано с заключением крупных авиадоговоров госкомпаниями и высокой инфляцией на протяжении последних 18 месяцев.

Таблица 2. Число лизинговых сделок выросло в 1 полугодии 2016 года на 26%

Наименование ЛК Количество новых заключенных договоров за 6 мес. 2016 года Количество новых заключенных договоров за 6 мес. 2015 года Темпы прироста, %
1 ВТБ Лизинг 11 425 9 405 21,5
2 «ВЭБ-лизинг» 9 720 9 007 7,9
3 Европлан 8 083 6 558 23,3
4 Балтийский лизинг (ГК) 4 617 3 187 44,9
5 «Элемент Лизинг» 2 813 1 112 153,0
6 «РЕСО-Лизинг» 2 723 1 752 55,4
7 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 2 233 737 203,0
8 «Сименс Финанс» 1 851 1 324 39,8
9 «Фольксваген Груп Финанц» 1 620 1 352 19,8
10 CARCADE Лизинг 1 494 3 642 -59,0
11 СТОУН-XXI (ГК) 1 401 1 019 37,5
12 «ЛизПлан Рус» 1 156 1 150 0,5
13 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия» 973 593 64,1
14 Ураллизинг (ГК) 949 559 69,8
15 «СОЛЛЕРС-ФИНАНС» 893 445 100,7
16 «Мэйджор Лизинг» 683 1 002 -31,8
17 Интерлизинг (ГК) 483 179 169,8
18 «Лизинг-Трейд» 482 302 59,6
19 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 467 246 89,8
20 Система Лизинг 24 466 451 3,3
Всего по рынку Более 63 000 Более 50 000 26,5

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Источники финансирования деятельности

В структуре источников фондирования сделок компаний с госучастием кредиты выросли с 61% до 65%, а у лизингодателей, контролируемых отечественными банками, – с 72% до 87%. При этом госкомпании продолжают привлекать средства за счет векселей: активно этот инструмент использует лидер рынка «ВТБ Лизинг». Компании прочих российских собственников нарастили долю собственных средств с 28% до 33% и стали активнее использовать авансы. Стоит отметить, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили (с 9% до 19%) лизингодатели, подконтрольные иностранным банкам. В то время как компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования, больше стали использовать облигации (например, «CARCADE Лизинг») и меньше кредиты и собственные средства.

После сокращения в 2013–2015 годах доли кредитов в структуре источников финансирования деятельности лизинговых компаний в 1 полугодии 2016 года впервые отмечается обратная динамика. Так, доля банковских кредитов в профинансированных средствах лизинговых компаний выросла с 54% до 59%, что стало следствием постепенного понижения ключевой ставки с первой половины прошлого года. Доля облигаций в структуре финансирования сделок снизилась с 10% за январь–июнь 2015 года до 2% за аналогичный период текущего года в связи с менее активным использованием этого инструмента крупнейшими компаниями.

Лидеры рынка

Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первое место поднялся «ВТБ Лизинг», на второе – ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией «Сбербанк Лизинг». В среднем половина нового бизнеса лидеров пришлась на авиасегмент, как и в 2015 году. В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 40% до 34%. Концентрация рынка в 1 полугодии 2016 года на крупнейшем лизингодателе снизилась незначительно (с 14% до 13% нового бизнеса), но остается существенно ниже, чем в 1 полугодии 2014 года (20%). Доля десяти крупнейших компаний в объеме нового бизнеса также сокращается: около 60% за январь–июнь 2016 года против 67% годом ранее (в 1 полугодии 2014 года – 65%).

Таблица 3. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 1 полугодия 2016 года

Место по новому бизнесу Наименование ЛК Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 09.09.2016* Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса 1пг2016 / 1пг2015, % Сумма новых договоров лизинга за 1 пол. 2016 года, млн рублей Объем лизингового портфеля на 01.07.2016, млн рублей
01.07.2016 01.07.2015
1 2 ВТБ Лизинг 35 108 8 50 551 387 945
2 4 «Государственная транспортная лизинговая компания» 32 563 19 60 945 214 711
3 3 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) А++ 26 288 -8 38 400 337 625
4 1 «ВЭБ-лизинг» 17 361 -48 26 031 644 683
5 5 Европлан 14 760 49 21 437 38 732
6 7 «Сименс Финанс» 11 405 78 17 977 31 012
7 6 «Балтийский лизинг» (ГК) 10 707 30 15 716 29 782
8 9 «ТрансФин-М» A+ (II) 6 567 17 20 106 266 056
9 33 Альфа-Лизинг (ГК) 6 209 1189 9 562 64 856
10 11 «РЕСО-Лизинг» A+ (I) 5 882 45 9 026 14 639
11 10 «РЕЙЛ1520» (ГК) A (I) 5 855 35 2 028 18 687
12 17 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия» А++ 5 352 163 7 768 22 169
13 23 «Элемент Лизинг» A+ (III) 4 109 270 6 084 8 261
14 15 СТОУН-XXI (ГК) A (I) 3 610 38 5 466 9 415
15 27 Интерлизинг (ГК) 3 385 316 5 093 10 437
16 12 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 3 317 -14 4 817 9 479
17 16 Система Лизинг 24 2 899 13 3 731 11 349
18 20 «Северная Венеция» (ГК) 2 831 118 4 338 13 519
19 8 CARCADE ЛИЗИНГ A+ (II) 2 768 -54 4 164 17 637
20 13 «МКБ-лизинг» A+ (I) 2 617 -30 4 551 12 812

* В скобках подуровень рейтинга.

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Снижение концентрации на крупнейших игроках рынка связано с сокращением объема нового бизнеса в 1 полугодии 2016 года у компаний «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Сжатие объема их лизингового бизнеса существенно сказалось на структуре рынка по видам собственности: доля лизинговых компаний с госучастием снизилась на 5,6 п. п. (см. график 4).

Распределение нового бизнеса по регионам и сегментам

В территориальном распределении нового бизнеса за 1 полугодие 2016 года по сравнению аналогичным периодом прошлого года доля Москвы сократилась на 16 п. п. и составила около 40%. Снижение концентрации нового бизнеса на столице связано с тем, что в первой половине текущего года крупные игроки активизировали региональные продажи, которые существенно упали в прошлом году. За январь–июнь 2016 года доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО выросли на 4,2 и 2,7 п. п., до 10,6% и 11,2% соответственно. Заметно нарастил долю Уральский ФО с 4,2% до 8,1% за счет сделок компаний из топ-5.

По другим административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений.

Крупнейшим сегментом с 2014 года по-прежнему остается автолизинг, доля которого за 1 полугодие 2016 года выросла до 40% (годом ранее – 34%). В стоимостном выражении автосегмент за январь–июнь текущего года увеличился на 31%. Доля авиасегмента в структуре нового бизнеса снизилась с 22,6% до 18,1% при сжатии абсолютного объема на 9,7%. Сегмент ж/д техники с 2012 года показывает отрицательную динамику, в первом полугодии 2016 года сокращение продолжилось: доля снизилась с 19,2% до 13,3%, а в абсолютном выражении объем упал на 22%. Среди крупных сегментов, объем которых составляет более 5% в структуре нового бизнеса, прирост доли показала строительная и дорожно-строительная техника с 5,8% до 7,9%.

В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали 12 (см. таблицу 4) из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования. Годом ранее прирост показали только три некрупных сегмента.

Таблица 4. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2016 года, % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2015 года, % Прирост или сокращение объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2016, %
Легковые автомобили 20,1 18,3 23,8 6,7
Грузовой автотранспорт 19,8 16,1 38,6 7,3
Авиационный транспорт 18,1 22,6 -9,7 20,0
Железнодорожная техника 13,3 19,2 -21,9 39,8
Строительная и дорожно-строительная техника 7,9 5,8 53,5 3,7
Сельскохозяйственная техника и скот* 4,2 2,0 136,7 5,0
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,6 1,9 54,2 4,3
Недвижимость (здания и сооружения) 1,7 2,0 -4,2 3,3
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,6 1,1 63,9 0,5
Суда (морские и речные) 1,5 0,4 322,6 3,2
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 1,2 1,0 35,2 1,6
Оборудование для пищевой промышленности, в т. ч. холодильное и оборудование для ресторанов 1,1 1,0 24,0 0,5
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 1,0 0,7 61,0 0,3
Оборудование для ЖКХ 0,7 3,6 -78,1 0,7
Энергетическое оборудование 0,5 0,7 -19,5 0,5
Полиграфическое оборудование 0,5 0,5 12,7 0,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,2 0,6 -62,4 0,1
Прочее оборудование 4,0 2,5 80,3 2,2

* При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания «Росагролизинг».

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

В отраслевой концентрации лизингового портфеля за период с 01.07.2015 по 01.07.2016 значительных изменений в структуре портфеля не произошло. Стоит отметить лишь падение доли ж/д техники с 44,6% до 39,8%, что в основном связано с сокращением договоров в портфелях крупных игроков этого сегмента (таких как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг).

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика