Лизинг и факторинг, 03.12.2013

Оперативный лизинг: в стадии предполетной подготовки
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. Рост объемов оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку – значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга. Суммарно же на сегменты ж/д и авиатехники пришлось 86% сделок оперативного лизинга. В ближайший год развитие оперлизинга будет идти медленно в результате стагнации экономики, но новый экономический подъем может совпасть с развитием ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности, и в этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга, означающие новые возможности роста для государственных и частных лизингодателей. Однако для того чтобы не упустить свою долю рынка в момент новой волны роста, нарабатывать компетенции в оперативном лизинге компаниям нужно уже сегодня.

Пока, однако, оперативный лизинг – это сегмент лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года сделки оперативного лизинга в общем объеме рынка заняли только 8% (график 5).

 

 

Таблица 4. Рэнкинг лизингодателей по объему сделок оперативного лизинга

Место Компания Сумма новых сделок оперативного лизинга за 9 мес. 2013, млн рублей Доля в новом бизнесе компании за 9 мес. 2013, %
1 «ТрансФин-М» 25 122,7 25,2
2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 24 628,4 26,7
3 Brunswick Rail 8 738,4 100,0
4 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 5 196,4 56,2
5 «Транслизинг-сервис» 2 535,0 100,0
6 «Газтехлизинг» 912,6 3,9
7 «МСП Лизинг» 298,2 16,6
8 ЯрКамп Лизинг ГК 276,7 12,9
9 «ЮГРА-ЛИЗИНГ» 233,2 3,7
10 «Сибирская лизинговая компания» 215,7 5,6
11 «Столичный Лизинг» 63,2 6,0
12 Балтинвест 50,6 1,8
13 «Межрегиональная инвестиционная компания» 39,0 5,7
14 Альфа-Лизинг (ГК) 33,9 0,1
15 «Альянс-Лизинг» 17,5 0,5
16 «Северная Венеция» (ГК) 17,2 0,5
17 Лизинговая компания УРАЛСИБ 10,0 0,1
18 «Ладья» 6,8 1,5
19 «Центр-Транс» 2,8 0,7
20 «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» 0,2 0,0

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

 

Важнейшими препятствиями для роста оперативного лизинга являются отсутствие развитого эффективного вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность в отношении данного вида лизинга, низкая культура эксплуатации (более пренебрежительное отношение к «чужому» имуществу) и отсутствие налоговых преференций участникам сделок оперативного лизинга.

«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, – комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг». – Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».

«В оперативном лизинге есть одно простое правило: премию в нем компания получает в момент продажи возвращенного предмета лизинга, – говорит Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». – Могу сказать, что даже на самых совершенных рынках в части оперативного лизинга компании допускают много ошибок. Оперативный лизинг хорош, когда рынок стабильный или он растет. Если же рынок находится не на подъеме, как сейчас в России, то вы видите, что это зачастую нишевые сегменты для определенных компаний».

В то же время в период стагнации возможен рост спроса на оперативный лизинг со стороны ряда лизингополучателей, опасающихся приобретать актив в собственность и предпочитающих взять оборудование в аренду под конкретный проект.

«В условиях отсутствия роста лизингодатели уделяют повышенное внимание операционной эффективности и инструментам автоматизации. Все больше предпочтение отдается  надежным промышленным системам с разумной стоимостью поддержки. Такие решения имеют модульную структуру и функционал, который поддерживает различные варианты процессов. Использование готовых решений и экспертизы поставщика информационной системы  позволяет компаниям оптимизировать вложения в ИТ и сократить сроки внедрения новых продуктов, например оперативного лизинга», – отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор «Хомнет Лизинг».

 

Становимся на крыло

В структуре сделок оперативного лизинга за последние пять лет наблюдается снижение доли ж/д техники и одновременно значительный рост авиаконтрактов (графики 6,7). На наш взгляд, стимулирующие программы государства, а также активный выход на рынок после 2008 года дочерних компаний госбанков, имеющих доступ к относительно недорогому фондированию, позволили отечественному финансовому рынку вступить в борьбу за российские авиакомпании, зачастую приобретавшие воздушные суда у иностранных лизингодателей.

 

 

 

 

Сегмент оперативного лизинга самолетов в 2013 году – фактически сегмент одного игрока, весь объем сделок пришелся на компанию «Сбербанк Лизинг». Заключенный в текущем году компанией контракт стал крупнейшей сделкой оперативного авиализинга в России за последние пять лет (среди отечественных лизингодателей). В 2010 году (1 полугодие) сегмент делили пополам две компании: ОАО ВТБ Лизинг и «Ильюшин Финанс Ко» заключили за этот период примерно равный объем сделок.

На оперативный лизинг в сегменте авиатехники по итогам 9 месяцев 2013 года пришлась почти пятая часть сделок (график 8). Существенная доля сделок оперативного лизинга отмечена также в сегментах ж/д техники (традиционно), автобусов и микроавтобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.

 

 

В сегменте оперативного лизинга подвижного состава за 9 месяцев 2013 года активно заключали сделки 4 компании (в 2010 году – 6 компаний). При этом более 60% сделок в сегменте пришлось на крупнейшего участника – компанию «ТрансФин-М» (таблица 5).

«Что касается сегмента железнодорожного транспорта, то на нем есть несколько компаний, специализирующихся на оперативном лизинге, – комментирует Олег Литовкин. – То, как они осуществляют оперативный лизинг, на весь рынок никак не влияет, потому что это закрытый сегмент рынка. Чтобы быть эффективным в оперативном лизинге, необходимо иметь 10–20 тысяч вагонов. Чтобы только войти в этот бизнес, нужно иметь 6–7-летнюю историю. При этом новичков никто не ждет, там нет открытых ниш. Поэтому очень важно разделять оперативный лизинг подвижного состава и оперативный лизинг в других сегментах».

Таблица 5. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга подвижного состава

Место Компания Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей
1 «ТрансФин-М» 25 122,7
2 Brunswick Rail 8 738,4
3 «Транслизинг-сервис» 2 535,0
4 Балтинвест 46,8

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

 

Таблица 6. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга автобусов

Место Компания Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей
1 «Газтехлизинг» 912,4
2 ЯрКамп Лизинг ГК 305,2
3 АС ФИНАНС (ГК) 73

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

 

Сегмент оперативного лизинга грузового автотранспорта, хотя и оказался самым высококонкурентным с точки зрения числа компаний, сохраняет высокую концентрацию: около 85% сделок в нем пришлось на крупнейшего участника – ЛК «КАМАЗ-ЛИЗИНГ».

Таблица 7. Топ-10 лизингодателей в сегменте оперативного лизинга грузовых автомобилей

Место Компания Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей
1 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 5 196,4
2 «МСП Лизинг» 181,9
3 «Столичный Лизинг» 63,2
4 АС ФИНАНС (ГК) 35,0
5 Альфа-Лизинг (ГК) 32,4
6 «Альянс-Лизинг» 6,5
7 Балтинвест 3,9
8 «Северная Венеция» (ГК) 3,3
9 «Межрегиональная инвестиционная компания» 3,0
10 «Центр-Транс» 2,8

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

 

Концентрация в сегменте оперативного лизинга легковых автомобилей, по нашей оценке, также высока. Доля сегмента была оценена нами экспертно, в связи с отсутствием среди респондентов исследования ведущих компаний данного сегмента, таких как ARVAL и ALD Automotive. И если, к примеру, у ARVAL сумма сделок может составлять около 1–1,5 млрд рублей, то у остальных участников рэнкинга не превышает и 10 млн (таблица 8).

По нашей оценке, реальная доля легковых автомобилей в структуре сделок оперативного лизинга может составлять 2,5–4%. Согласно данным Leaseurope, в 2012 году в Европе в краткосрочную аренду было приобретено более 550 000 машин. Исходя из доли оперативного лизинга в сегментах легкового и грузового транспорта на отечественном рынке, количество машин за 9 месяцев 2013 года можно оценить примерно в 5–8 тысяч штук. Доля России в общеевропейском сегменте оперативного автолизинга таким образом составляет всего около 1,5%.

«В сегменте автотранспорта большой потенциал роста спроса именно у отечественных крупных компаний, но сформированная ремонтная база и наличие автотранспортных предприятий в структуре холдингов существенно замедляют процесс перехода на оперативный лизинг, – говорит Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг. – Кроме того, низкое качество сервисного обслуживания, топлива, дорог и отсутствие цивилизованного рынка б/у техники приводят к увеличению рисков арендодателя и, как следствие, к повышению стоимости оперативного лизинга».

Таблица 8. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга легковых автомобилей

Место Компания Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей
1 «Альянс-Лизинг» 6,1
2 АС ФИНАНС (ГК) 5,0
3 Альфа-Лизинг (ГК) 1,5
4 «Межрегиональная инвестиционная компания» 1,0
5 ЯрКамп Лизинг ГК 0,3
6 «Северная Венеция» (ГК) 0,1

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

 

Сегмент, в котором можно ожидать быстрого развития оперативного лизинга, – строительная техника, по данным анкетирования, пока не занимает даже 1% этого рынка. «Помимо крупных инвестиционных проектов (Олимпиады или Чемпионата мира по футболу), в последние годы на территории России заметен рост краткосрочных инвестиционных проектов, для которых требуется большой объем техники на конкретный промежуток времени. В связи с этим оптимальным продуктом для подрядчиков по этим проектам является именно оперативный лизинг, так как он позволяет в кратчайшие сроки приступить к выполнению контракта без отвлечения существенных средств из фондов компании. А после окончания работ – просто вернуть актив, без необходимости его перепродажи, хранения, страхования», – говорит Максим Агаджанов. Потенциал развития оперативного лизинга в данном сегменте обусловлен также и растущими темпами жилищного строительства.

В целом лизингодатели видят активное развитие рынка оперативного лизинга лишь в отдаленной перспективе – на горизонте от пяти до 25–30 лет. Развивать же оперативный лизинг в собственной деятельности в ближайшие два года собираются менее пятой части лизингодателей – лишь 10–15% компаний. «На сегодняшний день оперативный лизинг в России находится на стадии зарождения. По нашим оценкам, он занимает не более 6% от общего количества лизинговых сделок, в то время как в Европе его доля составляет порядка 30–40%. Тем не менее, судя по конъюнктуре рынка и развитию российской экономики, в ближайшие –8–10 лет действительно можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг. Наша компания уже прилагает усилия для работы в данном сегменте – в частности, в конце августа был заключен ряд важнейших соглашений с компаниями «ГСС» и «Иркут», достигнута договоренность о создании финансовой инфраструктуры по продвижению на отечественном и мировом рынках самолетов Sukhoi Superjet 100 с использованием механизма оперативного лизинга», – комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика