Лизинг и факторинг, 11.12.2009

Поддержка или противодействие?
Поделиться
VK


Несмотря на заявления государства о поддержке лизинговой отрасли, реальных позитивных шагов было сделано немного. В качестве мер такой поддержки можно выделить:

  • отмену ввозных таможенных пошлин для некоторых видов самолетов,
  • увеличение размеров субсидий авиакомпаниям на возмещение части лизинговых платежей,
  • начало реализации Российским банком развития Государственной программы финансовой поддержки малого предпринимательства.

В то же время в отношении указанной Программы лизингодатели отмечают, что большое количество накладываемых ограничений ставит под сомнение возможность участия в ней значительного числа лизинговых компаний. Наибольшие нарекания вызывают, во-первых, условие о сроках договора лизинга не менее срока амортизации имущества (это означает вынужденное увеличение длительности сделки, в особенности для оборудования 1-3 амортизационных групп), во-вторых, требование страхования предмета лизинга на весь срок сделки с единовременной оплатой страховой премии. В условиях нехватки финансирования у субъектов экономики, данное условие зачастую является неприемлемым для компаний, которые хотели бы поучаствовать в Программе.

"Программа финансовой поддержки МСП через лизинговые компании, безусловно, интересная, но трудновыполнимая с точки зрения требований банка, - отмечает Алексей Смирнов, финансовый директор ЛК "CARCADE Лизинг". - Соблюдение лизинговой компанией условий "РосБР", как заемщиком, предполагает ряд дополнительных затрат, которые могут окупить себя только в случае достаточно низкой процентной ставки". По мнению лизинговых компаний, участие в Программе было бы оправданным при эффективной ставке не выше 14% годовых.

Предпринятые государством шаги по поддержке лизинговой отрасли невелики на фоне урона, который был нанесен ей с начала 2009 года в результате принятия Закона 158-ФЗ от 22.07.2008 г., отменившего возможность ускоренной амортизации для 1-3 амортизационных групп оборудования (см. Эксперт № 47 от 1 декабря 2008 г.). Обоснований отмены возможности ускоренной амортизации лизинговое сообщество так и не услышало ни до, ни после принятия закона.

Помимо парадоксального эффекта, когда автомобили "Бэнтли" и "Порше"1 стали амортизироваться быстрее любых моделей АвтоВАЗа, указанный закон инициировал еще 2 негативных последствия.

Первое - лизинг имущества третьей группы потерял всякую привлекательность по сравнению с другими формами финансирования. Кроме легковых автомобилей, указанные группы имущества включают в себя значительный перечень разнообразного оборудования со сроком использования до пяти лет. По нашим оценкам снижение спроса на лизинг данного оборудования могло сократить объем лизингового рынка почти на 1/6 часть.

Второе - придание данному закону обратной силы и отсутствие в нем переходных положений нарушило норму налогового кодекса, согласно которой нововведения не должны существенно ухудшать положение налогоплательщиков. После принятия закона многие лизингодатели терпят убытки, поскольку по договорам, заключенным до 2009 года, им приходится уплачивать незапланированный налог на прибыль с разницы между полученными лизинговыми платежами и суммами, которые они могут отнести на расходы с учетом отмены ускоряющего коэффициента. В результате этого налоговая нагрузка компаний по сделкам лизинга с оборудованием 1-3 групп с начала 2009 года увеличилась в несколько раз. Некоторые компании для собственного спасения в данной ситуации вынуждены были перейти на нелинейный метод амортизации, что позволило им переносить большую часть амортизации на начало срока лизингового договора. При этом, очевидно, возврат к линейному методу для них будет уже невозможен вследствие значительных технических трудностей перестройки системы учета.

На наш взгляд, необходимо скорейшее восстановление возможности применения ускоряющих коэффициентов для любого типа имущества. Это поможет как снять излишнюю налоговую нагрузку на лизингодателей, так и вернет интерес к лизинговому финансированию со стороны организаций, планирующих приобретение оборудования 1-3 амортизационных групп.

1 Автомобили с объемом двигателя более 3,5 литров относятся к 5 амортизационной группе.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика