Лизинг и факторинг, 11.12.2009

Методология исследований рынка лизинга и составления рэнкингов лизинговых компаний
Поделиться
VK


В исследовании по итогам 9 месяцев 2009 года изменен основной показатель при построении рэнкинга крупнейших лизингодателей. Вместо объема нового бизнеса мы использовали сумму лизингового портфеля (платежей к получению). Не меняя методики исследований, мы в то же время считаем, что в нынешних условиях показатель лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса.

Рынок в своем развитии проходит несколько этапов. На стадии роста (которую мы наблюдали до начала 2008 года) показатель объема нового бизнеса отражает перспективу того, каким будет положение лизинговой компании в будущем – поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (который наблюдается со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие компании могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы (что происходило в 1 полугодии 2009 года). Кроме того, в условиях падающего рынка показатель нового бизнеса может быть подвержен высокой волатильности. В то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, прорабатывавшие долгое время крупную сделку, и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в рэнкинге ("разовый взлет").

На основании указанных факторов использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования представляется более верным. Во-первых, он позволяет избежать резких скачков компаний в рэнкинге, во-вторых, в условиях падающего рынка он показывает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие как правило широкой базы потенциальных будущих лизингополучателей, которые позволят лизинговой компании при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте "Российский лизинг" может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, и осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится путем анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями-участниками исследования.

В исследовании по итогам 9 месяцев 2009 года приняли участие 101 лизинговая компания, оборот которых, по нашему мнению, составляет около 75% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

Мы хотим обратить Ваше внимание, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее:

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) – это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Объем профинансированных средств - средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы произведенные лизингодателем).

Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

При проведении исследования были использованы комментарии следующих спикеров:

Афанасьева Ольга и.о. директора по экономике, ЛК "Дельта"
Бушина Ольга yачальник Управления лизинговых операций "КМБ БАНКа"
Бякова Евгения зам. генерального директора, ИФК "Авиализинг"
Горбунов Владислав директор по развитию, компания "AXELIT"
Гуща Полина зам. генерального директора, ЛК "Северная Венеция"
Добринский Кирилл генеральный директор ООО "Бэлти-Гранд"
Казибеков Арсен коммерческий директор, ООО "Неолизинг"
Коноплев Андрей генеральный директор, ОАО "ВТБ-Лизинг"
Ланге Андреас генеральный директор, ООО "ФБ-ЛИЗИНГ"
Масленников Олег исполнительный директор, ЗАО "Дойче Лизинг Восток"
Медведев Андрей генеральный директор, "Авангард-Лизинг"
Михайлов Александр вице-президент, "Europlan"
Новиков Яков директор по развитию бизнеса, "Лизинговая компания УРАЛСИБ"
Смирнов Алексей финансовый директор, "CARCADE Лизинг"
Сулима Евгений генеральный директор, ООО "АльянсРегионЛизинг"
Царев Кирилл генеральный директор, группа компаний "Интерлизинг"
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика