Лизинг и факторинг, 03.12.2018

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии
Поделиться
VK


Содержание

Резюме

За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16 против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в ж/д сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка еще в меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике. 

Ключевую поддержку рынку за 9 месяцев 2018 года оказали ж/д сегмент и автолизинг, доля которых составила 62% в объеме нового бизнеса. Ж/д сегмент вырос на 120% вследствие крупных сделок лидеров рынка. Интенсивный рост объемов крупнейших лизингодателей привел к росту доли крупного бизнеса среди лизингополучателей до 56 против 49% годом ранее. Несмотря на снижение доли МСБ, в абсолютном выражении розница выросла на 28%, что во многом обусловлено динамикой автолизинга. Автосегмент, несмотря на снижение объема госсубсидий, продолжил расти вследствие общего роста автопродаж. Поддержку рынку оказало снижение ставок по лизинговым договорам вследствие удешевления банковских кредитов, доля которых в структуре фондирования лизинговых компаний выросла на 10 п. п., до 67%.

Лизинговый портфель на 01.10.2018 достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей, однако рост во многом обусловлен активностью госкомпаний и ростом проблемных активов. По оценке агентства «Эксперт РА», совокупный лизинговый портфель стагнирует без учета крупнейших лизингодателей и переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям. Доля лидера рынка в лизинговом портфеле увеличилась до 22 против 14% годом ранее, а без учета 4 крупнейших госкомпаний – ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» – прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по пруденциальным нормативам продолжают передавать проблемные активы на баланс лизинговых компаний, что искажает объем лизингового портфеля.

Наращивание бизнеса лидерами на фоне сделок M&A и слабые темпы роста остальных участников усилят консолидацию рынка в интересах госкомпаний. Низкие темпы роста экономики существенно ограничат инвестиционную активность бизнеса, что на фоне усиления регулятивного надзора за кредитными организациями приведет к уходу небольших кэптивных лизинговых компаний. Кроме того, ожидаемые в 2019 году сделки M&A приведут к усилению концентрации рынка на крупных игроках, прежде всего госкомпаниях. Так, за январь – сентябрь 2018 года доля топ-3 на рынке выросла до 46 против 37% годом ранее. В 2019 году данный тренд сохранится, что, по нашим оценкам, приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний – с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 года. Лизинговый рынок будет все больше зависеть от политики государственных структур, а его роль в качестве объективного индикатора состояния экономики продолжит снижаться.

Согласно прогнозу агентства «Эксперт РА», в 2019 году темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 20% по мере затухания темпов роста в автолизинге и других розничных сегментах. Поддержку рынку по-прежнему окажут транспортные сегменты, при этом наибольшие темпы прироста (до 50%) способен показать ж/д сегмент вследствие увеличения объема экспортных перевозок и, как следствие, повышенного спроса на подвижной состав. Однако при появлении первых признаков профицита и коррекции арендных ставок вагонов в первой половине следующего года темп роста ж/д сегмента не превысит 35%. Сохраняющиеся потребности в обновлении автопарков (средний возраст легкового автомобиля в 2017 году превысил 13 лет) поддержат потенциал роста автолизинга, который покажет рост на 8%, а в случае увеличения объемов господдержки темп роста сегмента составит до 15%. По оценкам агентства «Эксперт РА», в ближайшие 2 года можно ожидать роста автосегмента, поскольку сохраняется потенциал для роста автопродаж до момента, пока средний возраст автомобиля не снизится до 12 лет.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика