Лизинг и факторинг, 05.10.2015

«Розничное» торможение
Поделиться
VK


Для 2014 года было характерно активное развитие розничного направления вследствие сокращения объема крупных корпоративных сделок на лизинговом рынке. Однако дальнейшее замедление экономики России и девальвация национальной валюты в конце года негативно отразились на спросе со стороны лизингополучателей в 1 полугодии 2015 года. В результате, по расчетам агентства, в январе – июне 2015 года количество лизинговых сделок на рынке сократилось на 35%. Так, из топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок положительные темпы прироста продемонстрировали только два лизингодателя (см. таблицу 3). Сокращение сделок у прошлогодних лидеров – «ВЭБ Лизинг» и Европлан – составило 40,6% и 53,7% соответственно.

Таблица 3. Количество сделок на рынке лизинга сократилось в 1 полугодии 2015 года

Наименование ЛК Количество новых заключенных договоров за 1 пол. 2015 года, штук Количество новых заключенных договоров за 1 пол. 2014 года, штук Темпы прироста, %
1 ВТБ Лизинг 9 405 9 528 -1,3
2 «ВЭБ-лизинг» 9 007 15 161 -40,6
3 Европлан 6 558 14 179 -53,7
4 CARCADE Лизинг 3 642 5 815 -37,4
5 Балтийский лизинг (ГК) 3 187 3 861 -17,5
6 «РЕСО-Лизинг» 1 752 3 626 -51,7
7 «Фольксваген Груп Финанц» 1 352 1 553 -12,9
8 «Сименс Финанс» 1 324 1 779 -25,6
9 «Элемент Лизинг» 1 112 2 835 -60,8
10 СТОУН-XXI (ГК) 1 019 1 337 -23,8
11 «Мэйджор Лизинг» 1 002 743 34,9
12 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 737 1 292 -43,0
13 «ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия» 593 1 107 -46,4
14 Ураллизинг 559 739 -24,4
15 Система Лизинг 24 451 643 -29,9
16 «СОЛЛЕРС-ФИНАНС» 445 518 -14,1
17 «Лизинг-Трейд» 302 389 -22,4
18 «ЧелИндЛизинг» (ГК) 291 256 13,7
19 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 246 265 -7,2
20 «Эксперт-Лизинг» (Челябинск) 215 388 -44,6
Всего по рынку Не менее 50 тысяч Не менее 77 тысяч -35

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Во II квартале 2015 года оживили рынок укрепление рубля и плавное снижение ключевой ставки Банком России. Доля сделок с представителями МСБ в структуре нового бизнеса составила около 50% за 1 полугодие 2015 года (см. график 10). Агентство отмечает, что на динамике доли МСБ также сказалось повышение в два раза порогов выручки для отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, так как новые критерии были учтены в анкетах исследования.

 

Подавляющая часть розничных сделок (около 81%, годом ранее 69%) была заключена в автосегменте, который, несмотря на снижение абсолютных объемов, остается крупнейшим по доле. Поддержку лизингу автотранспорта оказала государственная программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года1. Согласно анкетированию, только 12% объема нового бизнеса с автомобилями за 1 полугодие 2015 года передано в лизинг в рамках госпрограммы. У некоторых лизингодателей доля таких сделок достигла 25%. Подавляющее большинство респондентов позитивно отнеслось к запуску госпрограммы и, участвуя в ней, не столкнулось со сложностями программы при реализации автомобилей. Недостатком программы Минпромторга является незначительный объем средств (3,5 млрд рублей), которого, по нашим оценкам, не хватит до конца действия госпрограммы (до 1 декабря 2015 года). По этой причине автолизинг не сможет удержать рынок от дальнейшего сокращения. Вместе с тем, учитывая положительные отклики о данном инструменте государственной поддержки и продолжающееся падение автопродаж2, по нашему мнению, высока вероятность продления программы льготного автолизинга.

Стоит отметить, что под условия льготного автолизинга подпадают только автомобили, произведенные на территории РФ. Данное обстоятельство на фоне удорожания иностранных автомобилей из-за падения курса рубля усилило снижение объема импортных автомобилей в структуре нового бизнеса. Результаты анкетирования подтвердили данную тенденцию (см. график 11): доля импортных грузовых автомобилей в объеме нового бизнеса компаний упала в среднем с 52,5% до 37,6%, доля легковых – с 73,7% до 65,8%. По мнению агентства, более сильное снижение доли импорта в сегменте грузовых автомобилей в отличие от легковых объясняется наличием российских аналогов приемлемого качества и более устойчивым спросом со стороны VIP-клиентов на легковые автомобили премиум класса. «Во II квартале мы фиксировали большой интерес клиентов к автомобилям премиум-сегмента: после стабилизации цен владельцы бизнеса стремились обзавестись статусными дорогостоящими авто для личного пользования на фиксированных условиях, – отмечает Алексей Смирнов, генеральный директор компании «CARCADE Лизинг». – Средняя стоимость предмета лизинга по рынку в автосегменте превысила 1,5 млн рублей, что связано с повышением цен на транспорт автопроизводителями. У лизингополучателей традиционно популярны автоновинки и рестайлинговые версии».

 

Помимо поддержки отечественного автопрома, госпрограмма может оказать позитивное влияние на развитие операционного лизинга автотранспорта. Участие государства в лизинговых сделках является своего рода гарантом надежности и прозрачности такой услуги, как оперативный лизинг для физических лиц. Агентство отмечает, что на протяжении последних четырех лет объем автомобилей для личного пользования, а также машин, переданных в краткосрочную аренду, практически не изменился (см. таблицу 4). «Оперативный лизинг для физических лиц пока не столь понятен гражданам, поскольку на российском рынке после уплаты всех платежей принято актив получать в собственность, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В данный момент определенные сложности создает и недостаточное развитие вторичных рынков авто и аренды, заметно отсутствие привычки и готовности работать с арендованным активом. Необходимо работать с клиентами, обеспечивать информацией, рассказывать о новых тенденциях рынка». Поэтому грамотная реклама и продление госпрограммы могут заложить основу для формирования и расширения клиентской базы для такого направления.

Таблица 4. Структура сделок лизинга легкового автотранспорта

Показатель Сумма, 1 пол. 2012 года, млн рублей Сумма, 1 пол. 2013 года, млн рублей Сумма, 1 пол. 2014 года, млн рублей Сумма, 1 пол. 2015 года, млн рублей
Объем новых сделок с легковыми автомобилями 25604 38000 47 862 44 666
в том числе
финансовый лизинг 25 245,50 37620 47 835 44 532
оперативный лизинг 358,5 380 27 134
в том числе
новые автомобили 25 578,40 37924 47 414 44 220
б/у автомобили 25,6 76 448 447
в том числе
автомобили для личного использования 2 381,20 1368 2 980 2 501
автомобили для коммерческого использования 23 222,80 35872 44 883 42 165

Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

1 Постановление Правительства № 451 от 8 мая 2015 года.

2 Согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2015 года сократились на 19,4%.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика