Лизинг и факторинг, 05.10.2015

Развитие рынка в 1 полугодии 2015 года
Поделиться
VK


Объем и динамика рынка

За первые шесть месяцев 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 244 млрд рублей, что почти на 30% меньше результатов 1 полугодия 2014 года. Сумма новых договоров лизинга продемонстрировала аналогичное сокращение и не превысила 348 млрд рублей в январе – июне 2015 года. По мнению агентства, более сильного снижения суммы новых договоров лизинга не произошло из-за роста стоимости средней лизинговой сделки (с 5,5 млн рублей за 1 полугодие 2014 года до 6,5 млн рублей за 1 полугодие 2015 года) вследствие удорожания фондирования и роста суммы сделок по авиализингу.

Сокращение суммы новых договоров сказалось на лизинговом портфеле, объем которого перестал расти и составил 2,9 трлн рублей на 01.07.2015. Помимо этого, объем полученных лизинговых платежей превысил объем профинансированных средств за 1 полугодие 2015 года на 38%. Схожая ситуация была характерна для рынка в первой половине 2009 года. При сохранении этой тенденции во 2 полугодии лизинговый портфель продемонстрирует сокращение.

 

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2011 1 пол. 2012 2012 1 пол. 2013 2013 1 пол. 2014 2014 1 пол. 2015
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 741 384,5 770 353 783 344 680 244
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 300 712 1 320 594 1 300 505 1 000 348
Средняя сумма сделки, млн рублей 12,1 11,2 9,2 8,2 8,6 5,5 6,0 6,5
Индекс розничности, %* 23 23,5 28 31 35 43 43,9 42,2
Объем полученных лизин­говых платежей, млрд рублей 540 275 560 330 650 300 690 340
Объем профинансированных средств, млрд рублей 737 290 640 290 780 295 660 246
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей 1 860 2 100 2 530 2 470 2 900 2 840 3 200 2 900
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) 55 798,7 - 62 356,9 - 66 689,1 - 70 975,6 -
Доля лизинга в ВВП, % 2,3 - 2,1 - 1,9 - 1,0 -

* Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Эксперт РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в объеме нового бизнеса. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Источники финансирования деятельности

Особенностью структуры источников финансирования деятельности для лизинговых компаний в 1 полугодии 2015 года стало сокращение доли банковских кредитов. Так, в структуре источников фондирования сделок компаний с госучастием кредиты снизились с 68% до 61%, а у лизингодателей, контролируемых отечественными банками, – с 77% до 72%. При этом госкомпании стали активно привлекать средства за счет векселей. Компании прочих российских собственников сократили долю кредитов еще сильнее, с 57% до 42%, и стали активнее использовать собственные средства. Стоит отметить, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили (с 24% до 55%) компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования. Наименьшая доля капитала в финансировании деятельности характерна для лизинговых компаний с госучастием и банков.

 

Лидеры рынка

Первую и вторую позицию в топ-3, как и годом ранее, заняли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг». Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. Если у первой компании высокие положительные темпы прироста связаны с эффектом низкой базы (на 1 полугодие в 2014 году пришлось менее 25% нового бизнеса лизингодателя), то у второй – за счет реализации крупной сделки по поставке магистральных воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот» (на авиационный транспорт пришлось около 97% нового бизнеса лизингодателя за январь – июнь 2015 года).

В совокупности доля тройки лидеров, как и годом ранее, составила около 40% всего объема нового бизнеса. Концентрация рынка в 1 полугодии 2015 года на крупнейшего лизингодателя стала снижаться: с 20% до 14% нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось около 67% нового бизнеса (в 1 полугодии 2014 года – 65%).

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с госучастием выросла на 8 п. п. (см. график 3), связано это с укреплением позиций госкомпаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в авиасегментах.

 

Распределение нового бизнеса по регионам и сегментам

Доля Москвы в территориальном распределении нового бизнеса за 1 полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти на 12 п. п. и составила 55,9%. Доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО снизились на 2 п. п., до 6,5% и 8,6% соответственно, а самое заметное сокращение доли произошло в Уральском ФО (с 8,9% до 4,2%). Незначительное увеличение нового бизнеса за пределами РФ обусловлено сделками с клиентами из стран, входящих в Таможенный союз. Так, например, отдельные российские компании на фоне сокращения объемов фондирования активнее стали участвовать в программе льготного финансирования техники производства Республики Беларусь.

По другим административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений.

 
 

В структуре нового бизнеса за 1 полугодие 2015 года крупнейший сегмент – автолизинг – нарастил долю до 34,4% (годом ранее – 31%). Однако, несмотря на рост доли автосегмента из-за сжатия лизингового рынка, в стоимостном выражении объем автолизинга сократился на 21,4%. Похожая ситуация и с авиасегментом: доля в структуре нового бизнеса выросла с 17,0% до 22,6% при снижении абсолютного объема на 5,6%. За счет такого незначительного сокращения авиасегмента рынку лизинга удалось избежать большего сжатия (по нашим оценкам, около 38%). Во втором полугодии авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга, в том числе за счет субсидий в рамках госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части «твердых» авиадоговоров, подписанных на авиасалоне «МАКС-2015», не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.

Агентство также отмечает, что из-за крупных сделок по передаче воздушных судов в аренду и существенного сокращения рынка лизинга доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее была не более 10%). «Благодаря операционному лизингу лизингополучатели имеют возможность получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования, – подчеркивает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК. – Развитию операционного лизинга также способствует проблематичность разработки лизингополучателями ближне- и среднесрочных планов развития в текущих непростых экономических условиях».

Объем нового бизнеса ж/д сегмента, в котором также востребован оперлизинг, упал на 38,1% в 1 полугодии 2015 года, а его доля сократилась с 22,0% до 19,2%. По сравнению с первой половиной 2014 года произошло снижение доли строительной и дорожно-строительной техники на 5,2 п. п. (обусловлено значительным объемом сделок ВТБ Лизинг годом ранее).

В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали только три сегмента (см. таблицу 2): оборудование для ЖКХ, энергетическое оборудование, а также медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Наибольшую долю в структуре нового бизнеса из данных сегментов удалось нарастить оборудованию для ЖКХ за счет крупных сделок «Сбербанк Лизинг» с ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги». В рамках четырех госконтрактов лизинга, стоимость которых превышает 15 млрд рублей, Москва получила свыше 600 тракторов с навесным оборудованием, более 280 подметально-уборочных машин, более 230 различных погрузчиков с навесным оборудованием, более 210 комбинированных машин с распределителем реагентов, а также вакуумные пылесосы, дорожные фрезы, катки, компрессоры, экскаваторы и другие машины.

 

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2015 года, % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2014 года, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2015, %
Железнодорожная техника 19,2 22,0 -38,1 44,6
Авиационный транспорт 22,6 17,0 -5,7 21,5
Грузовой автотранспорт 16,1 17,1 -33,2 6,2
Легковые автомобили 18,3 13,9 -6,6 5,7
Строительная и дорожно-строительная техника 5,8 11,0 -62,6 4,0
Сельскохозяйственная техника и скот* 2,0 2,9 -51,1 2,9
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 1,0 1,8 -60,6 2,0
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,9 2,0 -32,6 2,1
Недвижимость (здания и сооружения) 2,0 1,8 -21,2 2,0
Суда (морские и речные) 0,4 1,5 -81,1 2,3
Энергетическое оборудование 0,7 0,3 65,5 0,7
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,7 0,9 -44,8 0,3
Оборудование для ЖКХ 3,6 1,1 132,1 0,8
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 1,0 0,9 -21,2 0,3
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 0,9 -13,3 0,4
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,6 0,1 325,6 0,03
Полиграфическое оборудование 0,5 0,4 -11,3 0,1
Прочее оборудование 2,6 4,6 -59,9 4,0

* При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания «Росагролизинг».

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

 

Качество лизингового портфеля

Согласно исследованию, сегодня на российском лизинговом рынке можно выделить три группы компаний по динамике уровня маржи1. К первой группе (около трети опрошенных) относятся компании, у которых на протяжении последних двух полугодий снижался уровень маржинальности сделок. Как правило, такие лизингодатели стали жертвовать частью своей прибыли для снижения нагрузки на клиентов и поддержания объема новых сделок. Вторая группа компаний (около четверти респондентов) изменяла ставки в лизинговых договорах синхронно со ставками по привлеченным кредитам. В результате уровень маржи у таких компаний не изменился за последние 12 месяцев. У остальных лизингодателей (40% опрошенных) величина маржи росла. Объясняется это тем, что по специализированному и малоликвидному оборудованию компании стали повышать ставки в лизинговых договорах.

Кроме того, помимо высоких кредитных ставок компании стали консервативнее учитывать в стоимости услуг возросшие риски неплатежей со стороны клиентов. Так, по сравнению с первым полугодием 2014 года средняя доля проблемной задолженности2 в портфелях компаний выросла с 6% до 10%.

 

По данным исследования, уровень проблемной задолженности вырос в портфелях всех компаний, принявших участие в исследовании. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) было характерно для банковских лизинговых компаний. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) было характерно для банковских лизинговых компаний. Самый высокий уровень проблемной задолженности, как и годом ранее, приходится на портфели лизингодателей, в состав собственников которых входят иностранные фонды прямых инвестиций, российские и иностранные производители оборудования. В отдельных случаях лизингополучатели, вышедшие на просрочку или испытывающие проблемы с погашением текущих платежей, стали обращаться в лизинговые компании с просьбой о переводе имущества из финансового в оперативный лизинг. «Обращаться с просьбами о переводе имущества в оперативный лизинг клиенты стали еще в 2014 году, тенденция продолжается. Происходит это не от хорошей жизни. Лизингополучатели и лизингодатели оказались в непростой ситуации, и, чтобы нормально функционировать в нынешних условиях, необходимо договариваться, идти на компромиссы», – отмечает Владимир Добровольский. В результате перевода клиентов по уже действующим договорам доля оперлизинга в совокупном портфеле рынка выросла с 7% до 9% за последние 12 месяцев.

Распределение проблемной задолженности по регионам в целом соответствует географии лизингового портфеля. Согласно результатам исследования, в Центральном ФО (за исключением Москвы) один из самых низких уровней неплатежей (соотношение проблемной задолженности и портфеля). В то же время на второй по размеру портфеля регион – Приволжский ФО – приходится значительная доля проблемной задолженности (16,3%, больше только в Москве – около 18%). В Северо-Кавказском регионе сосредоточено только 2,7% всех платежей к получению, отсюда и незначительный абсолютный объем неплатежей (см. график 9).

 

1 Под маржой понимается разница между величиной ставки по лизинговым платежам и величиной ставки по привлеченным средствам под реализацию лизинговой сделки.

2 Весь остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 01.07.2015.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика