Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Резюме

10-15 млрд рублей, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», составил объем рынка страхования сельскохозяйственных рисков в 2008 году. Отсутствие единой статистики и непрозрачность рынка не позволяют привести более точную оценку. Согласно данным Минсельхоза РФ, страховой защитой обеспечено всего лишь 25,5% посевной площади. Рынок агрострахования состоит из двух неравных частей: добровольное страхование и страхование с государственной поддержкой, на которое приходится более 70% совокупных взносов.

Шаг назад: значительное снижение субсидирования страхования рисков агропромышленного комплекса повлечет за собой обвал рынка. Снижение размера субсидий с 5,5 млрд руб. до 2,2 млрд руб., из которых часть средств пойдет по погашение задолженности по субсидиям за 2008 год, вызывает обеспокоенность у многих сельскохозяйственных предприятий по поводу получения государственных субсидий в полном объеме. В сложившейся ситуации остро назревает необходимость в последовательных действиях Министерства сельского хозяйства, что невозможно без инициативы самих участников рынка.

Первый шаг вперед: постановление Правительства №1091 - начало пути к цивилизованной системе страхования сельскохозяйственных рисков. Устанавливаемые этим постановлением новые правила предоставления господдержки страхованию урожаев сельхозкультур, предполагающие выделение субсидий на работу только с теми компаниями, которые выполнили требования постановления, поставят заслон коррупции в страховании урожая с государственной дотацией. Одновременно сохранится ситуация, при которой все желающие страховщики с необходимыми лицензиями могут принять участие в этом виде страхования. Значительное достижение - начало формирования внутреннего перестраховочного рынка агрорисков.

Второй шаг вперед: действующий меньше года Национальный союз агростраховщиков (НСА) смог достигнуть гораздо более значимых результатов, чем созданный 10 лет назад Агропромсоюз. НСА стал центром консолидации аграрных страховщиков России и инициатором многих полезных начинаний, в том числе в части разработки нормативных актов совместно с Федеральным агентством по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

На протяжении последних лет руководство Российской Федерации постоянно заявляет об острой необходимости развития аграрного комплекса, о государственной помощи сельскохозяйственным предприятиям, что, несомненно, делает эту отрасль промышленности невероятно привлекательной для разного рода игроков российской экономики. Тем не менее, рынок страхования сельскохозяйственных рисков все еще развивается не настолько высокими темпами, как многим хотелось бы. Существует множество предпосылок для изменения текущей ситуации: требования банков, позиция Министерства сельского хозяйства, необходимость защиты бизнеса от катастрофических событий, конкуренция, приход крупных агрохолдингов в регионы, скупающих посевные площади и имеющих свои собственные представления об управлении рисками, проверки Счетной палаты, – все должно сопутствовать развитию рынка агрострахования и его очистке от серых схем. Однако до сих пор доля покрытия сельскозозяйственных рисков не превышает 25%, а рост рынка происходит в основном за счет увеличения предоставляемых субсидий и цены реализации продукции. Площади, на которых был застрахован урожай в 2007 году, по сравнению с 2006 годом выросли лишь на 15%, а в 2008 году застрахованная площадь яровых культур не превысила итоги всего 2007 года, а снизилась на 10% по сравнению с ним. По итогам 2008 года рынок агрострахования оценивается в 10-15 млрд рублей, причем рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует снижение объемов рынка в 2009 году вследствие неблагоприятной макроэкономической ситуации.

Более обнадеживает качественное развитие рынка. В последние один-два года конкуренция усиливается с каждым кварталом. На рынок постоянно приходят новые игроки – как крупные, так и небольшие страховые компании. В настоящее время агрострахованием интересуется практически каждая страховая компания, кроме узкопрофильных, что существенно усложнило условия работы страховщиков, практиковавших «серые схемы». Говоря о рыночном характере рынка страхования сельскохозяйственных рисков, следует разделять его на две отрасли: добровольное страхование и страхование с господдержкой. Если первое является абсолютно рыночным, то второе в полной мере таковым не является, поскольку в его рамках используется административный ресурс (в первую очередь, в регионах) с целью привлечения в региональные бюджеты субсидий на господдержку урожая с последующим распределением этих средств между участниками процесса.

К сожалению, полностью исключить с рынка агрострахования «серые схемы» и псевдострахование, направленное на перераспределение государственных средств, пока не удалось. В сегменте страхования урожая с господдержкой конкуренция сегодня невысока – решения принимаются кулуарно на региональном уровне, заранее известны объемы и участники. Среди основных факторов, мешающих развитию агрострахования, можно также выделить низкий уровень страховой культуры (для сельхозпроизводителей характерно восприятие страхования не как инструмента защиты от реальных операционных рисков, а как дополнительные затраты, на которые банки принуждают идти хозяйства, желающие получить кредит), ограниченные информационные возможности страховщиков по распространению своих продуктов, специфические формы производства и недостаточность оборотных средств, низкая рентабельность производства (в целом), зависимость от закупочных цен. Все перечисленные проблемы являются следствием незрелости российского страхового рынка, а также упаднического состояния отечественного АПК. Низкий уровень платежеспособности сельскохозяйственных предприятий вызывает ожесточенную борьбу за платежеспособного страхователя, а борьба за получение клиента любой ценой непростительна в агростраховании из-за катастрофического характера убытков. Страхование эффективно при работе с массой клиентов, подвергающихся однотипным рискам. Если обеспечивать страховой защитой только богатые хозяйства, тарифы будут очень высокими и тогда даже для успешных страхователей уплата страховых взносов станет затруднительной. При этом жесткая регламентация рисков, отсутствие различных программ страхования и привязка тарифов к фиксированным ставкам для расчета субсидий не позволяют предложить страхователям защиту, наиболее полно удовлетворяющую их потребности.

В свете последних событий в мировой экономике немаловажен тот факт, что в 2009 году из-за секвестра бюджета вместо предполагаемых к выделению из федерального бюджета 5,5 млрд руб. будет выделено 2,2 млрд руб., из которых часть средств пойдет по погашение задолженности по субсидиям за страхование урожаев озимых культур осенью 2008 года. Сокращение субсидий вызывает обеспокоенность у многих сельскохозяйственных предприятий по поводу получения государственных субсидий в полном объеме под заключаемые ими нынешней весной договоры страхования урожая яровых культур. В сложившейся ситуации остро назревает необходимость в последовательных действиях Министерства сельского хозяйства, что невозможно без инициативы самих участников рынка.

Вопрос об объединении всех страховщиков, занимающихся агрострахованием с государственной поддержкой, назревал давно. До создания Национального союза агростраховщиков (НСА) более 10 лет существовала ассоциация «Агропромсоюз», объединяющая в основном мелкие региональные страховые компании. На их долю в последние годы приходилось до 70% всех договоров страхования урожая с государственной поддержкой.

Основной задачей созданного в 2007 году НСА является продвижение на аграрный страховой рынок «классического» страхования. И, несмотря на короткий срок своего существования, НСА добился заметных позитивных результатов. Важно, что НСА стал центром консолидации аграрных страховщиков России. Сегодня НСА объединяет 39 из 69 агростраховщиков, среди которых представлены все крупнейшие игроки российского страхового рынка. Показательно, что членство в НСА открыто любому страховщику, занимающемуся агрострахованием.

НСА стал инициатором многих полезных начинаний, в частности: создания Сельскохозяйственной перестраховочной емкости; подготовки методических материалов по агрострахованию, изучения опыта, включая зарубежный, по страхованию с государственной поддержкой. НСА совместно с Федеральным агентством по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства участвует в подготовке нормативных актов по вопросам агрострахования, организации единой информационной базы по агрострахованию с государственной поддержкой и построения системы независимой экспертизы при урегулировании убытков. Многочисленные положительные отзывы участников страхового рынка о деятельности НСА позволяют надеяться на решение многих актуальных проблем в секторе агрострахования.

При поддержке НСА в утвержденной Правительством РФ концепции развития сельхозстрахования до 2020 года была разработана тема обязательного страхования сельского хозяйства от катастрофических и природных рисков. В ней упоминается о планах введения данной системы. Основной вопрос заключается в создании законодательной базы для введения системы обязательного страхования сельского хозяйства от катастрофических и природных рисков.

Создание системы обязательного страхования позволило бы решить множество проблем, присущих страхованию добровольному, а именно: ввести единую страховую документацию, единый порядок расчета стоимости, систему скидок за безубыточное страхование. Данный подход позволил бы сделать страхование сельхозкультур прозрачным и понятным для всех участников рынка. Опыт зарубежных стран свидетельствует о высокой эффективности обязательного страхования урожая от катастрофических природных рисков или обязательного страхования на случай полной гибели урожая.

По оценкам экспертов, размер взноса в этом случае будет очень невысоким – в пределах 1-2% от страховой суммы. С учетом субсидии для хозяйств это приемлемая цена. Такой полис позволит обеспечить устойчивость функционирования хозяйства. Что бы ни случилось, у него будут деньги, чтобы в следующем году осуществить сев. Более того, учитывая опыт введения обязательного страхования автогражданской ответственности, подобное нововведение позволит улучшить культуру страхования в этой отрасли.

31 декабря 2008 года вышло постановление Правительства №1091, устанавливающее новые правила предоставления субсидий по господдержке страхования урожаев сельхоз культур. Изменения, вызванные этим постановлением, не будут столь глобальны, тем не менее, многие эксперты связывают с ним начало пути к цивилизованной системе страхования сельскохозяйственных рисков. Предполагается, что будет поставлен заслон коррупции в страховании урожая с государственной дотацией при одновременном сохранении ситуации, при которой все желающие страховщики с необходимыми лицензиями могут принять участие в этом виде страхования. Значительным достижением называют и сам факт начала формирования внутреннего перестраховочного рынка. Наблюдается тенденция к упорядочиванию рынка сельхозстрахования путем создания единых условий страхования. Также были выпущены списки компаний, отвечающих требованиям постановления, эти списки согласованы с ФССН и Минсельхозом и направлены в регионы. Субсидии будут выделяться на работу с теми компаниями, кто выполняет постановление. ФАС считает это ограничением конкуренции. Позиция ФАС может стать препятствием развитию рынка.

Лидеры рынка страхования сельскохозяйственных рисков, 2008 г.

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Выплаты, тыс. руб.
1 СК "Царица" 1748027 880240
2 Система Росгосстраха 1046644 436274
3 Арбат 901580 91962
4 НАСКО 775848 554645
5 Группа Ингосстрах 486561 159615
6 Группа РОСНО 303051 62801
7 Военно-страховая компания 256270 37894
8 Согласие 211173 33238
9 Группа Югория 195744 110433
10 Группа Шексна 156172 104538
11 АльфаСтрахование 119643 16910
12 Россия 104562 21683
13 Группа УралСиб 95104 19298
14 ГУТА-Страхование 88051 7987
15 Группа МАКС 62549 20976
16 Спасские Ворота 61578 16694
17 Группа Адмирал 45945  
18 Прогресс-Гарант 43440 293
19 Возрождение-Кредит 29601 15442
20 ЭНЕРГОГАРАНТ 19367 3776
Источник: Эксперт РА

Обзор подготовили:

Терский А. П.
Эксперт направления рейтингов страховых компаний
Янин А. Е.
Руководитель направления рейтингов страховых компаний

Самиев П. А.
Директор департамента рейтингов финансовых институтов



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.