Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Рынок розничного страхования: от посредников к страхователям

 


КАРТА ПРОЕКТА
Рынок розничного страхования: от посредников к страхователям

Резюме (предложение)

Кризис 2008-2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков – структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели.

Не только автокаско: кризис привел к росту уровня диверсификации рынка розничного страхования. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд. рублей. Впервые за последние 4 года доля страхования автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Уровень диверсификации рынка по видам страхования существенно повысился (индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 0,373 в 2007 году до 0,303 в 2009 году).

Наибольший вклад в падение рынка розничного страхования в 2009 году внесли:

  1. Страхование автокаско (-22,2 млрд. рублей или -16,5% (падение по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование жизни (-1,9 млрд. рублей или -14,2%).
  3. Страхование от несчастных случаев (-1,2 млрд. рублей или -6,1%).
  4. Страхование сельскохозяйственных рисков (-0,8 млрд. рублей или 35,4%).
  5. Страхование выезжающих за рубеж (-0,4 млрд. рублей или -15%).

Еще более упасть рынку не позволили следующие виды страхования:

  1. ОСАГО (+5,4 млрд. рублей или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд. рублей или на 7,5%).
  3. ДСАГО (+1,2 млрд. рублей или 69,1%).
  4. ДМС (+0,3 млрд. рублей или 7,3%).

В 2010 году, по прогнозам «Эксперт РА», рост рынка розничного страхования составит 1,6%. Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов будет сильнее, чем от падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи с снижением уровня доверия к страховым компаниям. Уровень диверсификации рынка еще более увеличится.

Расставить агентские сети: нестабильность поступлений от партнерских каналов продаж повысила привлекательность инвестиций в развитие агентских сетей и прямые продажи. По оценкам «Эксперт РА», в 2009 году сильнее всего сократились поступления взносов по розничному страхованию от банков, автодилеров, турфирм и других неспециализированных страховых агентов. Небольшой рост взносов был отмечен в агентском канале продаж. Взносы по прямому страхованию выросли в два раза. Однако перспективность прямого страхования оценивается российскими страховщиками на среднем уровне: развитие этого канала продаж требует значительных долгосрочных инвестиций и может вступать в противоречие с другим важным каналом продаж – агентской сетью.

По оценкам страховщиков, наиболее эффективными каналами продаж розничных страховых продуктов (с позиции стоимости, управляемости, стабильности и величины операционных рисков) на данный момент являются прямые продажи через центральный офис и другие офисы, наименее эффективным – брокерский канал продаж.

Год с дисконтом: с наступлением кризиса до конца 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Лишь через год после начала кризиса, во второй половине 2009 года, страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением, и превратился в удел «умирающих» компаний.

Искусственная безубыточность: в 2009 году произошел резкий скачок уровня выплат в розничном страховании на 14,2 п.п. до 66,3%, что привело к изменению политики урегулирования убытков страховых компаний. Страховщики ужесточили свою политику урегулирования убытков – перестали платить по спорным случаям, что часто делали ранее, стали занижать выплаты, то есть оценивать убытки по минимуму, задерживать выплаты, насколько это возможно, на периоды нехватки ликвидности.

Наиболее высокие темпы роста уровня выплат показали:

  1. Страхование автокаско (+30,8 п.п. с 60,8 до 91,7%).
  2. Страхование выезжающих за рубеж (+10,0 п.п. с 35,9 до 45,9%).
  3. Страхование от несчастных случаев (+6,1 п.п. с 11,6 до 17,7%).

Кризис в финансах: в 2009 году был отмечен резкий рост убыточности бизнеса розничных страховщиков. Усредненный показатель комбинированного коэффициента убыточности-нетто розничных страховых компаний в 2009 году составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 п.п., рентабельность активов в 2009 году составила 0,6% (среднее значение для российского страхового рынка – 3,3%).

В 2010-2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся – снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы.

Резюме (спрос)

Товар роскоши: основная причина отказа от страхования – материальный фактор. По сравнению с 2008 годом в 2010 году перспективный спрос на услуги страховых компаний значительно сократился. Существенно возросла доля тех, кто не собирается страховаться (с 4 до 20 п.п.). Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования как: страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т.п.) (его планируют приобрести 4% (в 2008 г. – 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%. Наиболее востребованными в перспективе ближайших 2-3 лет являются ДМС и автокаско.

На первом месте среди наиболее распространенных причин отказа от пользования страховыми услугами находится материальный фактор. 31% опрошенных указывают, что у них нет денег для приобретения полиса. Далее следует отсутствие для людей смысла в приобретении страхового полиса (26%), и уверенность в невыгодности страхования (26%). За прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось (с 17 до 25 п.п.) недоверие к страховым компаниям. Все это снижает «страховую активность» населения.

Закат демпинга: цена полиса не является основным фактором выбора страховщика. Главные критерии выбора страховой компании (по автокаско) – это качество услуг (стремление получить хороший уровень сервиса, репутация страховщика как крупной и финансово устойчивой компании и опыт работы компании на рынке) и эргономичность услуг (набор предоставляемых услуг и удобство расположения офисов).

На рынке существуют две практически равнозначные поведенческие модели принятия решения о выборе страховой компании. Это ориентация на неформальные каналы (рекомендации близкого окружения) и рациональный расчет с использованием официальной информации. В последние два года наметилась тенденция к преобладанию второй рациональной модели поведения.

Обзор подготовили

Тимур Аймалетдинов,
руководитель аналитического отдела НАФИ

Диляра Ибрагимова,
директор по исследованиям НАФИ

Наталья Комлева,
ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА»

Алексей Янин,
руководитель направления рейтингов страховых компаний
департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА»

-----------------------

Ольга Кузина,
генеральный директор НАФИ

Павел Самиев,
заместитель генерального директора «Эксперт РА»



  Методология исследования
Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.